ОХРАНА ПРИРОДЫ ЗИМОЙ - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ОХРАНА ПРИРОДЫ ЗИМОЙ - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных;

• знать и соблюдать правила охраны природы во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор;

• изготавливать простейшие кормушки для птиц;

• изучать страницы Красной книги;

• подкармливать птиц и наблюдать за ними у кормушки, фиксировать свою деятельность и результаты наблюдений в рабочей тетради.

Метапредметные результаты:

• анализировать рисунки учебника (условные знаки);

• рассказывать о правилах охраны природы;

• обсуждать рассказ «Белый сказочный дворец» из книги «Великан на поляне»;

• описывать по своим наблюдениям красоту зимней природы;

• формулировать соответствующие правила экологической этики;

• извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности;

• предлагать меры охраны изучаемых объектов на основе полученной информации;

• использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России;

• организовать в классе выставку предметов зимней одежды народов своего края;

• составить фоторассказ о зимней прогулке.

Личностные результаты:

• осознавать важность проявления эстетического чувства при восприятии красоты зимней природы;

• понимать необходимость бережного отношения к природе (правила зимой чистоты в парке, сквере, лесу, способы подкормки зверей и птиц).

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек; наклейки с рисунками-знаками со с. 52—53 учебника; книга «Великан на поляне»; изображения тигра, филина, белого медведя, детские рисунки. У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

Предварительная работа. Заранее попросите детей нарисовать индивидуальные или коллективные работы по теме «Белый сказочный дворец». Сделайте выставку из этих работ детей, а также репродукций картин известных художников, фотографий зимней природы.

Изготовьте наклейки с рисунками-знаками со с. 52—53 учебника. Для этого сделайте цветную ксерокопию рисунков-знаков (можно с небольшим увеличением), вырежьте их и с обратной стороны наклейте кусочки двухстороннего скотча.

ХОД УРОКА

Целеполагание. Учитель начинает урок с рассматривания детских работ на стенде и сообщает: «Ребята, этот необыкновенный зимний лес «посажен», создан нашими руками, фантазией, творчеством. Как вы думаете, от какого слова происходит слово «творчество»? А слово «творить» с какими словами схоже? (Делать, создавать.) Значит, творить — делать, создавать что-нибудь прекрасное, замечательное. Как вам кажется, можно ли создавать и не беречь, не защищать, не любить своё творение? Не охранять его от бед? (Ответы детей.) Вот и давайте представим себе, что мы с вами лесники в этом дивном лесу. Кто знает, что делает лесник? (Охраняет лес, природу.) Теперь порассуждаем. Возраст этого нарисованного леса — всего несколько дней. А в нашей игре это может быть вековой лес. Он пережил уже много вёсен и зим. А вы, как лесники, должны ухаживать за ним во все времена года. И вот к вам приехали дети на экскурсию (учитель достаёт кукол-помощников) и захотели узнать, как нужно охранять природу осенью. Что бы вы могли им рассказать, объяснить? (Ответы детей.) А вот и следующие вопросы наших экскурсантов: «С кем «дружит» ель? О каких представителях Красной книги вы можете рассказать?» (Учитель: «Подскажу вам: о ком вы узнали осенью».) А теперь можно отправляться в путешествие по зимнему лесу!»

Аналитический этап. Учитель начинает путешествие по рисункам детей, как по уголкам леса. Отмечает в рисунках необычность, отличия от других работ, подчёркивая индивидуальность каждого рисунка, его сильные стороны. По ходу экскурсии учитель прикрепляет к стенду одну за другой наклейки рисунков-знаков, с помощью которых зашифрованы правила поведения в лесу.

Учитель: «Ребята, если вы обращали внимание, то в каждом лесу есть знаки-предупреждения о правильном поведении. Наш лес не исключение. Нужно объяснить гостям зашифрованные правила охраны природы зимой». Дети дают свои объяснения. Учитель дополняет описание детьми каждого знака чтением текста на с. 52—53 учебника и спрашивает, какие ещё правила охраны природы зимой можно предложить.

Тренировочные упражнения. Учитель: «Теперь давайте проверим, что поняли, запомнили наши экскурсанты, и спросим их, как зимой можно участвовать в охране природы». Желающим ответить учитель даёт в руки куклу-помощника, и дети отвечают за неё.

Аналитический этап. Затем учитель сообщает детям, что пора сделать небольшой привал и послушать «рассказ леса». Он читает рассказ «Белый сказочный дворец» из книги «Великан на поляне» (с. 91—92). После прочтения предлагает подумать, как лучше организовать соревнования, о которых говорится в рассказе.

Учитель продолжает: «А теперь мы перейдём в самую заповедную часть нашего леса. Здесь обитают животные, которых всё реже можно встретить в живой природе. И в настоящее время они живут в разных уголках Земли. И встреча, например, белого медведя с тигром в живой природе невозможна. Объединяет их, к сожалению, Красная книга, под обложкой которой они нашли защиту. Но в сказочном лесу всё возможно, и мы можем познакомить наших гостей с удивительными обитателями лесного зоосада». Учитель вывешивает на стенд поочерёдно изображения филина, тигра, белого медведя. Предварительно спрашивает, что дети знают о каждом из этих животных, затем читает разъяснения на с. 54—55 учебника.

Тренировочные упражнения. Далее задаёт вопросы: «О каких представителях Красной книги России мы узнали на уроке? Какие меры охраны животных для них можно предложить?» — и предлагает выполнить сначала задание № 4 на с. 29 рабочей тетради, а после того как учитель представит дополнительный региональный материал, задание № 5 на с. 29 рабочей тетради.

Аналитический этап. Затем учитель говорит: «Пора возвращаться из зимнего леса домой. Давайте попросим кукол рассказать, что они поняли из сегодняшней беседы. Составить рассказ им помогут знаки-предупреждения. Пусть он станет выводом из сегодняшней прогулки по лесу». Учитель предлагает дать краткое разъяснение по каждому из рисунков-значков. Отвечающему ребёнку даёт в руки куклу- помощника. Экскурсанты покидают сказочный лес, ученики провожают их, машут руками на прощание.

Выводы и обобщения. В завершение урока учитель сообщает: «Ребята, конечно, мы понимаем, что это была игра. Но ведь названные нами правила очень важны и в настоящей жизни. Им нужно следовать на прогулке во дворе, парке, сквере, в настоящем лесу. Тогда мы останемся создателями красоты не только на бумаге, в наших рисунках, но и в настоящей жизни. Быть создателями красоты несложно. Главное — сохранить в себе неравнодушное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе». После этого учитель просит хорошо читающего ученика прочитать вывод урока на с. 55 учебника.

Региональный компонент. Расскажите детям об особенностях жизни зимой 2—3 редких диких животных своего края.

Физкультминутки можно провести в сопровождении чтения стихотворения:

У оленя дом большой. (Руки перекрещены над головой.)

Он глядит в своё окошко.

(Руки параллельно перед лицом, словно «окошко».)

Заяц по полю бежит,

(Движения руками перед собой, «бег».)

В дверь к нему стучит.

(Удары кулаком одной руки в раскрытую ладонь другой.)

— Тук, тук, дверь открой! (Продолжение «стука».)

Там в лесу охотник злой!

(Большие пальцы рук указывают за спину.)

— Заяц, заяц, забегай! (Манящие движения руками.)

Лапу мне давай!

(Пожать руку товарищу или в ладонь протянутой вперёд руки опустить вторую руку, изображая приветствие).

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 52—55 учебника, задания № 1, 2 и 3 на с. 28—29 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребёнку сделать и укрепить на улице кормушку для птиц. Побуждайте его систематически подкармливать птиц зимой. Через несколько дней после того, как вы повесили кормушку для птиц, выполните вместе с ребёнком задания № 1, 2 и 3 на с. 28—29 рабочей тетради.

Во время прогулки с ребёнком обратите внимание на состояние природы в парке, сквере. Обсудите, что доброе и что негативное внесла в жизнь природы человеческая деятельность. Предложите ребёнку подумать, что будет через несколько лет, когда сегодняшние дети вырастут и захотят погулять в этих местах уже со своими детьми.

Почитайте с ребёнком его любимые книги о животных.


ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА

(раздел «Зима»)

По возможности вновь посетите природный заповедник, ботанический сад, зоопарк для знакомства с редкими растениями и животными, занесёнными в Красную книгу своего края. Постарайтесь узнать, что происходит в их жизни зимой.

В краеведческом музее посетите экспозиции, представляющие орудия труда для старинных зимних женских и мужских работ своего края; предварительно договоритесь с сотрудниками музея об использовании интерактивных приёмов во время экскурсии.

Предложите родителям организовать совместную работу детей по соблюдению обычаев народов своего края с чередованием труда и забав в зимнее время.

Изучайте с детьми старинные игры народов своего края для забав на свежем воздухе и в помещении зимой.

Проведите (желательно с участием родителей) один или несколько зимних праздников по обычаям народов своего края с использованием выученных и ещё не знакомых детям старинных забав и потех.






Для любых предложений по сайту: [email protected]