ВЕСЕННИЕ МЕСЯЦЫ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ВЕСЕННИЕ МЕСЯЦЫ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• находить признаки весенних явлений природы и особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев;

• проводить наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая;

• иметь общее представление о жизни художников А. К. Саврасова и Б. М. Кустодиева и о главных темах их творчества.

Метапредметные результаты:

• называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые особенно затронули внимание каждого из учащихся;

• соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края;

• использовать выразительные средства родного языка для описания красоты весенней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме;

• сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев;

• характеризовать погодные явления весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка;

• сочинять устный рассказ по картине;

• находить общее и различное в праздниках весеннего равноденствия разных народов России;

• обозначать на схеме круглого года пору весеннего равноденствия.

Личностные результаты:

• осознавать нравственный смысл и красоту народных примет и обычаев дня Евдокии-Весновки как старинного весеннего Нового года;

• делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением от красоты весенней природы и произведений словесного и изобразительного творчества.

Оборудование. У учителя — таблички с названиями весенних месяцев, распечатанные на отдельных листах старинные названия месяцев; настенный календарь, наклейка с символичным изображением весеннего Нового года по старинному календарю.

Предварительная работа. Изготовьте наклейку для демонстрации на настенном календаре даты весеннего Нового года по старинному календарю. Для этого на плотной бумаге или картоне овальной или круглой формы нарисуйте символ этого праздника. С обратной стороны знака наклейте кусочек двухстороннего скотча.

ХОД УРОКА

Целеполагание. В начале урока учитель говорит: «Ребята, посмотрите, пожалуйста, на репродукции картин и рисунки на с. 58—59 учебника. Догадайтесь, о каком времени года пойдёт сегодня речь. Что помогло вам это понять? Какие признаки весны вы увидели в рисунках и картинах? Кто помнит, когда по народному календарю отмечают первую встречу весны? Кто может назвать весенние месяцы по порядку? А теперь ещё раз рассмотрите картины художников и попробуйте определить: в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа? К какой из картин больше всего подходит стихотворение А. А. Коринфского? (Учитель читает стихотворение на с. 58 учебника.)

Попробуйте устно сочинить рассказы по картинам. При этом вспомните, как назывались картины этих же художников, с которыми вы уже встречались на занятиях в зимнее время. Вспомните и рассказы со «Страничек Умного Совёнка» о судьбе этих художников. Постарайтесь оценить мастерство двух не похожих по художественной манере художников в изображении таких разных сезонов года — зимы и весны». Дети отвечают на вопросы учителя, а учитель помогает им подбирать как можно более точные сравнения, эпитеты, оценки.

Аналитический этап. Учитель продолжает: «В начале учебного года мы с вами зашли в волшебный год-сад. Сколько в нём всего гряд-месяцев? А сколько гряд будет в его весенней части? Вот мы и представим себе, что три ряда парт в нашем классе — это и есть весенние гряды-месяцы. (Учитель ставит на первую парту каждого ряда табличку с названием соответствующего порядку весеннего месяца.) Весна всегда вдохновляла поэтов на создание стихотворений. Давайте и мы попробуем подобрать рифмы к названиям весенних месяцев. А сначала я скажу вам, какие весенние рифмы нашёл писатель, автор рассказов о ёжике и медвежонке Сергей Козлов в замечательном цикле стихотворений «Золотая карусель»*: март — рад, апрель — капель, май — вставай. А теперь, ребята, ваша очередь. Итак: март — ..., апрель — май — ...» В зависимости от того, как пройдёт, эта часть занятия, учитель либо выписывает на доску наиболее удачные рифмы, либо приходит вместе с детьми к выводу, что написание стихов — сложное дело, требующее многих качеств: образованности, богатого словарного запаса, умения видеть необычное в обычном. Но всему этому можно научиться.

Учитель: «Помните, мы с вами говорили, что народные названия месяцев тоже похожи на произведения искусства. В них точно подмечены и собраны в одном-двух словах особенности изменений в природе, которые происходят в тот или иной месяц. Сейчас мы в этом ещё раз убедимся на примере названий весенних месяцев». Учитель раздаёт ученикам каждого ряда напечатанные на отдельных листах народные названия, соответствующие названию месяца. При раздаче учитель выразительно прочитывает название и комментирует: «Названия весенних месяцев все радостные: так и слышится в них весёлый говорок весенних ручьёв, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы. Постарайтесь объяснить, что обозначают старинные названия весенних месяцев. О каких явлениях природы они говорят?» Дети отвечают. Если в регионе существуют диалектные или иноязычные названия весенних месяцев, то учитель обсуждает с детьми вопрос, по каким признакам были даны названия этим месяцам в языках народов края. После этого учитель говорит: «Ещё раз посмотрите на картины и скажите, какие из старинных названий подходят к этим пейзажам».

Тренировочные упражнения. Затем после представления регионального материала дети выполняют задания № 1 и 2 на с. 32 рабочей тетради.

Аналитический этап. Учитель: «Ребята, скажите, кто заметил, у какого из весенних месяцев больше всего имён? (У марта.) Это первый месяц весны, и, наверное, заждавшись её, люди встречали его такой радостью, которая и вылилась в большое количество названий. Но у марта была в старину ещё одна особенность. Послушайте, пожалуйста». Учитель читает текст «Весенний Новый год» на с. 60 учебника. После прочтения просит детей отметить в настенном календаре, когда в старину отмечали весенний Новый год. Отвечающий ребёнок отмечает в календаре день 14 марта заранее подготовленной наклейкой. Учитель вместе с учениками подсчитывает, сколько дней осталось до этой даты или сколько уже прошло после неё. Обращает внимание детей на изображение святой Евдокии, на тонкость в изображении лица и одежды, на нежность окружающего пейзажа. Объясняет, что в переводе с греческого имя Евдокия значит «благоволение».

Учитель продолжает: «А теперь посмотрите на с. 58 учебника и найдите изображение Весны, сделанное по представлениям народного художника о красоте». После того как дети находят фотографию игрушки, учитель обсуждает с ними её особенности: в какие цвета раскрашена игрушка; какие признаки помогают определить, что эта фигурка изображает Весну-красну. Учитель спрашивает, почему у игрушечной Весны-красны в руках птица. Дети дают свои объяснения. Далее один из учеников читает последний абзац на с. 60 и текст весенней заклички на с. 61 учебника.

Тренировочные упражнения. Учащиеся рассматривают рисунок художника на с. 60 и фотографию куклы на с. 61 учебника, а затем отвечают на вопросы учителя. Учитель: «Давайте обсудим с вами, о каких подарках весны говорится в закличке. Что такое «короб житушка, два — пшеничушки»? Почему так ласково названа пшеница? Почему, в связи с каким праздником, к подаркам весны относят и «яичушки»? Чем порадуют девушек «перстенёчки»? Какую радость приготовила весна молодым женщинам, «молодушкам»? Что за радость будет у «стариков да старушек»? Какой из подарков кажется вам самым радостным? Сейчас мы с вами попробуем разыграть эту закличку по-своему:

Ой, весна-красна, что нам вынесла?

(Дети приветственно машут.)

— Короб житушка, два — пшеничушки,

(Раскрытые ладони протянуты вперёд, как бы переполненные зерном, затем руки выполняют «сеющие» движения).

Малым детям — по яичушку,

(Ладонь округлена «под яичушко».)

Красным девушкам — по перстенёчку,

(Руки подняты, «хвалятся» перстнем.)

Молодым молодушкам — по детёнышку,

(«Качают» младенца.)

Старикам да старушкам — по внучоночку!

(Руки опущены, как бы гладят голову ребёнка.)

Выводы и обобщения. В завершение урока учитель сообщает: «Пришла пора нам выходить из сказочного года-сада. Школьные ряды снова станут, обычными партами, а не грядами-месяцами. Но перед этим ещё раз приведите примеры названий старинных месяцев по порядку». Учитель убирает одну за другой таблички с названиями весенних месяцев. Дети называют запомнившиеся старинные названия месяцев.

Учитель: «Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно попробовать сделать его?» Желающие ученики высказываются. Затем учитель зачитывает вывод на с. 61 учебника.

Региональный компонент. Сделайте подборку старинных названий весенних месяцев в языках народов своего края. Познакомьте детей с произведениями местных художников, поэтов, прозаиков, музыкантов, воспевающих красоту весенней природы своего края.

Физкультминутки. Учитель читает приговорку:

Ветер-ветерцо,

Не дуй мне в лицо,

А дуй мне в спину,

Чтоб идти было в силу.

Дети, держа друг друга за пояс, паровозиком, перепрыгивают воображаемый ручей. Если это не представляется возможным, то прыжки совершаются поодиночке.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 58—60 учебника, задания № 3 и 4 на с. 33 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Вместе с ребёнком сделайте фотографии родного города (села) весенней порой. Если у вас уже есть такие фотографии, подберите их для выполнения задания № 3 на с. 33 рабочей тетради. Своим живым интересом к долгосрочным наблюдениям за природой в дни-погодоуказатели побудите ребёнка выполнить задание № 4 на с. 33 рабочей тетради.


* См. в кн.: Козлов С. Я на солнышке лежу. — М.: Самовар, 2011.






Для любых предложений по сайту: [email protected]