ВЕСНА В МИРЕ ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ВЕСНА В МИРЕ ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• знать по учебнику о весенних изменениях в жизни птиц и зверей (о возвращении перелётных птиц, гнездовании, насиживании и кормлении птенцов, пробуждении зверей, впадавших в зимнюю спячку, рождении у зверей потомства);

• иметь представление о гнездовых и выводковых птенцах;

• определять с помощью текста учебника последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краёв;

• фиксировать эту последовательность в рабочей тетради;

• узнавать птиц на рисунке;

• наблюдать за птицами-города (села);

• слушать весенние песни птиц;

• написать рассказ по результатам наблюдений;

• проиллюстрировать его рисунком или фотографией.

Метапредметные результаты:

• рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей;

• осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя;

• обсуждать отношение людей к птицам, формулировать соответствующие правила экологической этики;

• играть в старинную игру, связанную с птицами, по правилам, описанным в учебнике;

• придумывать диалоги зверей-родителей и их детёнышей;

• разыгрывать сценки.

Личностные результаты:

• осознавать необходимость бережного отношения к птицам и зверям.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; атлас- определитель. У учащихся — атлас-определитель.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. В начале урока повторяется материал предыдущего урока. К вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 85 учебника целесообразно добавить следующие вопросы: «Почему нельзя давить гусениц? Почему нельзя брать в руки мохнатых гусениц? Почему нельзя уничтожать комаров и мошку?» Кроме того, при повторении пройденного материала выслушиваются сообщения 2—3 учащихся о сроках пробуждения некоторых насекомых (задание № 2 на с. 46 рабочей тетради) и о том, чем питаются разные насекомые (задание № 3 на с. 47 рабочей тетради).

Целеполагание. Музыкальной визитной карточкой темы данного урока является, как и в других уроках, посвящённых животным, музыкальная заставка к телепередаче «В мире животных». Учитель задаёт вопрос, догадались ли дети, о ком пойдёт речь на уроке.

Аналитический этап. Первая половина урока посвящена изучению поведения птиц весной. Сначала проводится беседа о зимующих и перелётных птицах (вопросы 1—2 рубрики «Вспомним» на с. 86 учебника). Затем под руководством учителя дети на рисунке в учебнике (с. 86—87) находят сначала зимующих птиц (дятел, синица, воробей), а потом перелётных (ласточка, жаворонок, скворец, грач). Если дети затрудняются в определении на рисунке жаворонка и скворца, им следует обратиться к атласу-определителю (с. 176 и 180).

Далее учитель задаёт вопросы, направленные на актуализацию имеющихся у учащихся наблюдений за жизнью птиц: «Изменилось ли, на ваш взгляд, поведение зимовавших птиц? Какие птицы, по вашим наблюдениям, прилетели в наш город (село) первыми?» После ответа на каждый из этих вопросов учитель или ученик читает соответствующий абзац текста на с. 86—87 учебника.

Тренировочные упражнения. Дети выполняют задание № 1 на с. 48 рабочей тетради: нумеруют рисунки в той последовательности, в какой эти птицы возвращаются из тёплых краёв.

Аналитический этап. Потом учитель возвращает внимание детей к рисунку на с. 86—87 учебника и читает текст о гнездовании птиц на с. 87 учебника. После этого спрашивает, где строят свои гнёзда изображённые на рисунке птицы.

Учащимся можно предложить определить, какая ласточка изображена на рисунке в учебнике. (Деревенская ласточка.) Дети рассматривают изображения ласточек и их гнёзд в атласе-определителе на с. 178—179 и отвечают на вопрос, каких именно ласточек им приходилось видеть в городе (селе).

Затем учитель или хорошо читающий ученик читает текст «Какие бывают птенцы» о выводковых и гнездовых птенцах на «Страничках Умного Совёнка» (с. 125 учебника).

Тренировочные упражнения. Заканчивается этот этап урока обсуждением вопроса об отношении людей к птицам (рубрика «Обсудим» на с. 87 учебника).

Аналитический этап. Вторым этапом объяснения нового материала является изучение поведения зверей весной. Сначала учитель спрашивает у детей, встречали ли они весной каких-нибудь зверей. Обычно дети отвечают, что во время прогулок ранней весной они зверей не встречали, за исключением белочки в парке или пригородном лесу и очень редко зайца в своём саду на даче или в деревне. На это учитель говорит, что лесные звери не любят попадаться на глаза человеку, тем более весной, когда у них рождаются детёныши.

Далее учащиеся рассматривают рисунок на с. 88 учебника и отвечают на вопросы учителя: «Кто изображён на рисунке? (Медведица с медвежатами, белка с бельчатами, лиса несёт в зубах лисёнка.) Почему белка не такая рыжая, как бельчата? (Не успела перелинять.) А кто из животных ещё меняет весной цвет? (Заяц-беляк становится рыжевато-серым.) Кто из уже знакомых нам лесных зверей не изображён на рисунке? (Ежи, кабаны, лоси, волки, бурундуки, ласки, летучие мыши.) Кто из животных впадал зимой в спячку? Как вы думаете, чем они прежде всего начинают заниматься весной? Посмотрим, что же они едят весной». Учитель читает текст «Весна в жизни зверей» на с. 88 учебника. Можно дополнить этот текст материалом о способах питания животных: «Ежи и медведи ищут в пнях личинок жуков, разрывают муравейники и съедают самих муравьев, их яйца и куколки. Медведь выискивает дупла с лесными пчёлами и достаёт оттуда мёд, ест траву, корешки, перезимовавшую клюкву. Но этой пищи медведю мало, поэтому весной он нападает на кабанов, лосей, оленей и пасущиеся стада домашних животных. Опасен весной медведь и для человека, особенно медведица с новорождёнными медвежатами. Лиса весной охотится на мышей, полёвок и зайцев, а также разоряет гнёзда птиц (уток, гусей, тетеревов, глухарей) и поедает яйца или птенцов».

Тренировочные упражнения. Для закрепления второго этапа урока детьми выполняется задание № 3 на с. 48—49 рабочей тетради (целесообразнее выполнять это задание одновременно с чтением текста и комментариями учителя).

Выводы и обобщения. В конце занятия учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя» и читают вывод.

Региональный компонент. В классах школ районов Севера следует обратить внимание на возвращение полярной совы, стерха, снегирей, птичьи базары, линьку песцов, перегоны северных домашних оленей; в классах школ горных районов — на весеннюю вертикальную миграцию птиц и зверей; в классах школ южных районов — на отлёт зимовавших птиц к местам гнездования.

Физкультминутки можно провести под музыкальную заставку к телепередаче «В мире животных». Если учитель располагает временем, на уроке можно разыграть предлагаемую в рубрике «Поиграем!» на с. 89 учебника якутскую игру «Тыытыгын». Если же на уроке времени не хватает, в эту игру дети могут поиграть на перемене в рекреационном зале.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 86—88 учебника, задания № 2 и 4 на с. 48—49 рабочей тетради; подготовиться к выполнению в классе задания № 2 на с. 89 учебника.

Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребёнку выполнить задания № 2 и 4 на с. 48—49 рабочей тетради. Помогите сочинить и отрепетировать сценку из весенней жизни зверей. Приготовьте вместе с ребёнком маски для этой сценки или купите их.






Для любых предложений по сайту: [email protected]