ВЕСНА В МИРЕ НАСЕКОМЫХ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ВЕСНА В МИРЕ НАСЕКОМЫХ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• описывать весеннее пробуждение насекомых, их красоту;

• знать по материалам учебника о весенних изменениях в жизни насекомых;

• узнавать изученных насекомых на рисунках и в природе;

• наблюдать весеннее появление насекомых, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради, определять насекомых в природе с помощью атласа-определителя.

Метапредметные результаты:

• обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых;

• по схемам в учебнике рассказывать о них;

• достраивать схемы в рабочей тетради;

• обсуждать отношение людей к насекомым;

• обосновывать необходимость бережного отношения к насекомым;

• предлагать возможные варианты своего поведения при встречах с насекомыми;

• сопоставлять эти варианты с советами из книги «Великан на поляне»;

• формулировать соответствующие правила экологической этики.

Личностные результаты:

• оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия красивых насекомых;

• понимать полезность пчёл, ос, шмелей и Муравьёв;

• понимать важность взаимной связи насекомых и птиц.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; атлас-определитель, книга «Великан на поляне», карточки с изображениями насекомых (или настенные таблицы). У учащихся — атлас-определитель; ножницы, клей.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. В начале занятия следует повторить материал предыдущего урока по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 81 учебника. Дети демонстрируют также рисунки или фотографии весенних цветов (задание № 3 на с. 45 рабочей тетради).,2—3 желающих ученика делают доклады о весенних цветах (задание № 4 на с. 45 рабочей тетради).

Целеполагание. Музыкальной визитной карточкой -урока может быть музыкальная заставка к телепередаче «В мире животных».

Перед изучением нового материала учитель предлагает детям повторить сведения о зимовке насекомых и их превращениях, которые были изучены ранее, по вопросам рубрики «Вспомним» на с. 82 учебника.

Во вступительном слове учитель должен подчеркнуть, что не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной.

Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.

Аналитический этап. Далее учитель читает текст на с. 82—83 учебника. Дети рассматривают рисунок и находят насекомых, о которых рассказывается в тексте. Учитель может дополнительно задать вопросы: «Как отличить пчёл от ос? Чем, кроме строительства гнезда, весной занимается шмель?»

При обсуждении вопроса об отношении к насекомым (рубрика «Обсудим» на с. 83 учебника) учитель может рассказать, что несколько десятилетий назад многие дети собирали коллекции бабочек. Для этого продавались сачки, специальные планшеты с иголками для накалывания бабочек. Сейчас, когда многие бабочки нуждаются в охране, такие коллекции у детей не приветствуются. А в некоторых странах, например на острове Мадагаскар, отлов бабочек даже карается тюремным заключением. Не надо ловить бабочек и давить гусениц! Но и просто брать в руки гусениц может быть опасно: некоторые из них, особенно покрытые ворсинками, могут быть ядовиты, и прикосновение к ним так же болезненно, как прикосновение к крапиве.

Затем учитель читает рассказ «Гусеница на лесной тропинке» из книги «Великан на поляне» (с.- 15—16).

Тренировочные упражнения. Закрепляется материал этой части урока при выполнении задания № 1 на с. 46 рабочей тетради.

Аналитический этап. Далее изучается внешний вид наиболее распространённых гусениц. Дети рассматривают рисунки на с. 84 учебника, сопоставляют их с рисунками на с. 144—145 атласа-определителя, выясняют, листьями каких растений питаются эти гусеницы.

Остальную часть урока можно посвятить экологическим проблемам — сохранению тех насекомых, которые докучают человеку, но составляют единую экосистему природы (на примере комаров).

Учитель задаёт учащимся проблемные вопросы: «Полезны или вредны комары? Нужно ли их уничтожать? Есть ли какая-нибудь польза от комаров?» Обычно дети отвечают, что от комаров только вред и их надо уничтожать. Тогда учитель обращает внимание учеников на рисунок на с. 85 учебника. Дети выясняют, какие животные питаются комарами и их личинками (стрекозы, птицы, рыбы), и делают вывод, что, если полностью исчезнут комары, то птицам нечем будет кормить птенцов, стрекозам и их личинкам, рыбам, лягушкам, жабам нечего будет есть, и они погибнут. В мире всё взаимосвязано, и любое вмешательство приносит вред.

Тренировочные упражнения. Далее учитель читает текст «О насекомых и немного о нас с тобой» на с. 84 учебника. После этого дети выполняют задание № 4 на с. 47 рабочей тетради.

Выводы и обобщения. Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» и выводу на с. 85 учебника.

Региональный компонент. В классах школ районов Крайнего Севера и Западной Сибири уделите внимание борьбе с комарами и мошкой; в классах школ горных районов — насекомым, у которых уменьшились крылья и которые почти потеряли способность летать.

Физкультминутки можно провести под музыкальную заставку к телепередаче «В мире животных».

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 82—84 учебника, задания № 2 и 3 на с. 46—47 рабочей тетради; прочитать рассказ «Оса на носу и муха в доме» из книги «Великан на поляне» (с. 27—30).

Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребёнку выполнить задание № 2 на с. 46 рабочей тетради. Обсудите с ним рассказ «Оса на носу и муха в доме» из книги «Великан на поляне».






Для любых предложений по сайту: [email protected]