ВЕСЕННИЙ ТРУД - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ВЕСЕННИЙ ТРУД - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• иметь представление о видах старинной женской и мужской работы весной;

• наблюдать за состоянием природы 6 мая и сопоставить эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней.

Метапредметные результаты:

• различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину;

• объяснять значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»;

• инсценировать мужскую и женскую старинную весеннюю работу;

• соотносить эту работу с видами весенней работы в настоящее время в городе (селе).

Личностные результаты:

• понимать важность земледельческого труда для жизни людей во все времена.

Оборудование. У учителя — волшебный клубочек; бумажный обруч с изображением блина, бумажный обруч с изображением кулича; цветная лента. У учащихся — ножницы, клей.

ХОД УРОКА

Целеполагание. В начале урока учитель говорит: «Ребята, помните, как мы встречали Масленицу? Весело было? После Масленицы проходит время, и наступает «праздников праздник» — Пасха». Потом он вызывает двоих учеников. Одному из них надевает на голову бумажный обруч с изображением блина, второму — с изображением кулича. Дети встают на некотором расстоянии друг от друга. Каждому из них учитель даёт один конец ленты, на которой по всей длине завязаны семь узлов, и говорит: «Сколько недель проходит между Масленицей и Пасхой, вы узнаете, посчитав узлы на ленте». Ученики считают, называют количество недель, садятся на свои места.

Аналитический этап. Учитель: «Как называют эти семь недель? Что происходит в жизни людей и в природе между этими праздниками? (Дети предлагают свои объяснения.) Точный ответ мы узнаем из учебника. Но перед тем как начать чтение, посмотрите на фотографию куклы, стоящую в учебнике около заголовка нашего урока (с. 94). Она так старательно подметает, словно хочет что-то прогнать метлой. Что она так тщательно прогоняет? Ответ вы тоже узнаете из текста». Учитель вместе с детьми читает текст на с. 94—95 учебника, распределяя очерёдность с помощью волшебного клубочка. Затем спрашивает: «Так что же прогоняет кукла? (Масленицу.) Как называется время между Масленицей и Пасхой? Сколько длится Великий пост?» Учитель дополнительно читает или пересказывает текст о Великом посте со «Страничек Умного Совёнка» (с. 125 учебника). Потом ещё раз вызывает двоих учеников на роль олицетворения праздников Масленицы и Пасхи. Просит ребят взять друг друга за руки в виде моста и отгадать загадку: «Лежит мост на семь вёрст, в конце моста — золотая верста». Обсуждает с детьми, почему Пасха сравнивается с верстой. (Празднуют Пасху целую неделю.)

Далее учитель продолжает беседу с детьми по тексту учебника: «В учебнике было сказано: «Придёт время...» А от чего зависело начало полевых работ, когда приходило их время? (Когда позволяла погода.) Вы помните, какие народные приметы зимних и весенних дней предсказывают погоду? Какие заботы в старину были у женщин и мужчин? Как вы думаете, обидно тогда было мужчинам и женщинам, что какую-то работу называли мужской, а какую-то — женской? Конечно, нет! Ведь если бы не было такого разделения, то была бы путаница. Никто ничего не успел бы сделать. Да и многие мужские работы непосильны женщинам. Недаром в мужчинах всегда уважали силу, выносливость. В каких работах это могло пригодиться? А в женщинах ценились усидчивость, аккуратность, терпеливость. Для каких работ важны эти качества?»

Тренировочные упражнения. «Сейчас мы с вами тоже поработаем — отгадаем загадки о весеннем труде. Работу будем делать аккуратно, тщательно, прилежно». Сначала дети по очереди читают загадки на с. 95 учебника. Вместе с учителем определяют, какие признаки выбрали в старину сочинители загадок — внешний вид предмета или его действия. Что помогает разгадывать: описание признаков или рисунки учебника? (Скорее всего рисунки, потому что в наше время редко кому приходится часто работать топором, пилой, молотком. А ребятишкам в прежние времена ничего не стоило вспомнить визг пилы, «поклоны» топора, тяжёлую (пудовую) «голову» молотка.) Затем дети выполняют задания № 1 и 2 на с. 52 рабочей тетради.

Аналитический этап. Учитель: «А сейчас узнаем, о каких весенних работах нам ещё рассказывает учебник. Но сначала сами подумайте, как изменился в наше время труд земледельцев по сравнению со старинным трудом». Дети рассуждают. Учитель выписывает на доску пословицы «Вешний день целый год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою» и просит учащихся объяснить, что они значат.

Далее учитель обращает внимание детей на изображение святого Георгия Победоносца и говорит: «Как решительно святой Георгий побеждает злого змея, вот так же смело день его памяти открывает дорогу на весенние пастбища». Учитель спрашивает, какие весенние работы приходилось детям наблюдать или выполнять самим. Предлагает ответить на вопросы: «В какой день домашних животных в старину первый раз выпускали на пастбище? Какие работы весной проводят в поле? Какие работы весной проводят в огородах? Как изменяется весной жизнь домашних животных? Что делают с приходом весны в саду?»

Тренировочные упражнения. Учитель продолжает: «Теперь попробуем отгадать ещё одну загадку. Она изображена на фотографии в задании № 3 на с. 53 рабочей тетради. Эта загадка требует и памяти, и знаний о весенних особенностях природы». Если дети не могут ответить на вопрос задания, учитель объясняет, что беление льняных полотен происходило весной, когда солнце светит особенно ярко. После того как ученики сами предложат свои варианты сочинённой строчки к загадке, учитель может прочитать свои варианты: «На солнце белили» или «На поле белили».

Учитель: «Сколько мы с вами сегодня узнали нового! Что- то вспомнили. О чём-то услышали впервые. Наверное, теперь сможем точно объяснить значение пословиц, написанных на доске». Дети дают объяснения. Учитель просит подкреплять высказывания конкретными примерами.

Выводы и обобщения. В заключение занятия учащиеся про себя читают вывод урока на с. 97 учебника. Учитель вызывает несколько учеников пересказать его. Спрашивает, что каждому кажется самым важным в сведениях данного урока.

Региональный компонент. Расскажите детям об особенностях весеннего труда женщин и мужчин в культуре народов своего края.

Физкультминутки. Под произвольную музыку дети имитируют движения работника, занятого физическим трудом с использованием пилы, молотка, рубанка, плуга, ткацкого стана. Девочкам можно предложить показать движения, соответствующие расстиланию холстов на поле для беления.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 94—97 учебника, задание № 4 на с. 53 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребёнку выполнить задание № 4 на с. 53 рабочей тетради. По возможности привлекайте ребёнка к посильной весенней работе в саду, огороде, на подворье, в парке, дома.






Для любых предложений по сайту: [email protected]