СТАРИННЫЕ ВЕСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

СТАРИННЫЕ ВЕСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• оформлять рамочки для фотографий своей и друга;

• выразительно произносить народные благопожелания в Вербное воскресенье и на Пасхальной неделе;

• характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края.

Метапредметные результаты:

• сопоставить между собой традиции отношения к берёзе в культуре разных народов России.

Личностные результаты:

• понимать глубокий нравственный смысл народных обычаев, связанный с животворящей силой весенней природы;

• понимать нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов Севера.

Оборудование. У учителя — национальные куклы, куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; вербные ветви или любые прутики; куклы-неразлучники, выполненные заранее по образцу в учебнике; настенный календарь; политическая карта России. У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

Предварительная работа. На уроке изобразительного искусства дети на альбомном листе рисуют две рамочки, используя орнаментальные мотивы творчества народов своего края. Эти рамочки предназначены для подарка друг другу в один из весенних праздников. В одну рамочку ребёнок вклеивает свою фотографию, в другую — фотографию своего друга. По ходу данного урока дети будут обмениваться подарками.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. Урок можно начать с ответов детей на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 98 учебника.

Целеполагание. Затем учитель разыгрывает весенний обряд, который исполняли накануне Пасхи, в последнее воскресенье перед праздником — Вербное воскресенье. Несколькими веточками вербы или любыми другими прутиками он легко постукивает кукол-помощников, приговаривая: «Как вербочка растёт, так и ты расти!», и объясняет смысл обряда, пересказывая текст со с. 98 учебника.

Аналитический этап. Учитель: «Ребята, как вы думаете, какую семью можно назвать по-настоящему богатой? В чём главное богатство семьи?» Потом дети поочерёдно читают текст на с. 98—99 учебника о народных обычаях вербохлёста и Вербных базаров. После этого учитель повторно спрашивает: «Что означало похлопывание вербными прутиками детей и животных? На какой праздник это происходило? Что составляет главное богатство семьи? Как вам кажется, сколько детей должно быть в семье?»

Тренировочные упражнения. Затем учитель предлагает выполнить задания № 1 и 2 на с. 54 рабочей тетради. Дети самостоятельно прочитывают текст о пасхальных обычаях на с. 99 учебника и выписывают из него нужные строки в рабочую тетрадь.

Аналитический этап. Учитель спрашивает, какой пасхальный обряд изображён на картине Н. А. Кошелева на с. 98 учебника. Он разъясняет детям, что если, скатившись по лотку, яйцо задевало уже лежащие яйца, то все подбитые доставались его владельцу. Для больших крестьянских, да и городских семей такой выигрыш мог быть хорошим подспорьем, а для детей — радостью от весёлого занятия. Учитель предлагает рассмотреть детали картины и подумать, где происходит игра, пофантазировать, что это за дети, из одной они семьи или из разных.

Затем учитель переводит внимание детей на фотографии рубрики «Заглянем в семейный альбом» на с. 99 учебника и спрашивает: «Какая из этих фотографий старинная? Как это можно определить? Какие моменты праздника хранят эти фотографии?»

Далее учитель высаживает на стол кукол-помощников в национальных костюмах, присоединяет к ним и других кукол из классной коллекции и говорит: «Вот наша коллекция народных кукол. Некоторых мы с вами можем видеть, держать в руках. Другие живут в нашей памяти. Каких кукол прошлых уроков вы помните? (Дети отвечают.) А на этой странице к нашей коллекции присоединяется новая кукла. Вы видите её на фотографии вверху с. 99 учебника. Из чего понятно, что это пасхальная кукла?. (Красный цвет, вербы, узелок, очевидно, с пасхальным угощением.) А вот и главные гости! (Учитель высаживает кукол-неразлучников.) Это молодожёны! И у нас — настоящая кукольная свадьба. Как раз для наших молодожёнов подходят слова величания». Учитель произносит вместе с детьми слова величания (из задания № 2 на с. 54 рабочей тетради) куклам-неразлучникам от лица других кукол. Куклы-неразлучники кланяются в ответ, благодарят.

Учитель: «После праздника Пасхи — время свадеб! А теперь давайте познакомимся с праздником, который наступает после праздника Пасхи». Читает текст о празднике Святой Троицы на с. 100 учебника. Показывает по календарю, сколько это — 50 дней. Задаёт вопросы: «Какое дерево было главным на празднике Святой Троицы? Ветви каких растений используют в обрядах весенних народных праздников?»

Затем учитель предлагает детям узнать, как относятся к берёзе в культурах двух других народов России — саамов и якутов. Он показывает на политической карте России Республику Коми, где живут саамы, и Якутию, читает текст на с. 100—101 учебника о саамских и якутских воззрениях на отношения природы и человека. Учитель спрашивает у детей, какую мысль выразили саамская легенда и якутская песня о берёзе. Просит подобрать в творчестве народов своего края похожую легенду о растениях, чтобы позже обсудить её в классе. (Учитель должен на одном из следующих уроков вернуться к этой теме и обязательно обсудить легенды, подобранные детьми в творчестве народов своего края.)

Тренировочные упражнения. В завершение обсуждения материала о празднике Святой Троицы учитель предлагает учащимся выполнить задание № 3 на с. 55 рабочей тетради.

Выводы и обобщения. В конце урока учитель говорит: «Итак, ребята, о каких старинных весенних праздниках мы сегодня узнали на уроке? Что вам больше всего запомнилось?» — и предлагает детям попарно обменяться нарисованными заранее рамочками с фотографиями в подарок для закрепления дружеских отношений.

Завершая занятие, учитель говорит: «Ребята, согласитесь ли вы со мной, если я скажу, что в весенних народных праздниках, легендах, песнях разных народов отразилась нежная любовь людей к природе, забота о земле-кормилице, о благе всех живых существ в мире?»

Региональный компонент. Сделайте подборку старинных легенд о необходимости бережного отношения к растениям в творчестве народов вашего края. Обсудите эти легенды в сопоставлении с русской и якутской песнями и саамской легендой о берёзе из учебника.

Физкультминутки. Дети дотрагиваются друг до друга руками, произнося слова: «Как вербочка растёт, так и ты расти». А также: «Пришла верба из-за моря, принесла верба здоровья», «Верба бьёт, ума даёт». Учитель следит за тем, чтобы прикосновения были бережными. При любом нарушении игра прекращается.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 98—101 учебника, задание № 4 на с. 55 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребёнку подобрать фотографии для выполнения задания № 4 на с. 55 рабочей тетради и предварительной работы, учитывая то, что одну из своих фотографий ребёнок должен будет подарить своему другу (в обмен на его фотографию).






Для любых предложений по сайту: [email protected]