ОХРАНА ПРИРОДЫ ВЕСНОЙ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ОХРАНА ПРИРОДЫ ВЕСНОЙ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• знать и соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в весеннем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор;

• изучать страницы Красной книги;

• знать правила охраны природы весной;

• изготавливать по инструкции в рабочей тетради домик для птиц и размещать его в подходящем месте.

Метапредметные результаты:

• контролировать себя во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.);

• анализировать рисунки учебника (условные знаки);

• рассказывать с помощью условных знаков о правилах охраны природы;

• обсуждать рассказ «Пожалейте берёзы» из книги «Великан на поляне»;

• формулировать соответствующие правила экологической этики;

• извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности;

• предлагать на основе полученной информации меры охраны изучаемых объектов;

• использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России;

• составить фоторассказ о весенней прогулке.

Личностные результаты:

• осознавать важность проявления эстетического чувства при восприятии красоты весенней природы;

• понимать необходимость бережного отношения к природе.

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек; магнитофон, запись голосов леса; колокольчик; фотографии берёзы, первоцветов, насекомых (бабочек, пчёл, шмелей); игрушечная птица, игрушечная собака; книга «Великан на поляне»; детское издание произведения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

ХОД УРОКА

Целеполагание. Учитель: «Ребята, помните, в некоторых сказках герои получают волшебную возможность слышать и понимать, о чём говорят животные и деревья? Какие сказки с подобным сюжетом вам известны? (Например, «Златовласка».) Как вы думаете, о чём могли бы поговорить с нами животные и растения, окажись мы в весеннем лесу, парке, сквере? (Дети высказывают свои предположения.) Наверное, кто-то захотел бы поделиться радостью от наступившего тепла, яркого солнца. Кто-то поблагодарил бы нас за помощь в тяжёлое зимнее время. Ребята, кто из вас помог перезимовать кому-то из животных, растений? А кто помнит, как нужно охранять природу осенью и зимой?»

Аналитический этап. Учитель: «Давайте сейчас прислушаемся к голосам весенней природы. Попробуем различить в её многоголосии слова, обращённые к нам. (Учитель включает запись голосов леса, вывешивает на доску фотографию весенней берёзы.) Вот и первый голос, который мы слышим. Какое это дерево? Берёзы растут повсюду. Для многих берёза — символ России. Берёзы не только красивы. Одна берёза «выпивает» в день около 50 вёдер воды. Значит, там, где растут эти деревья, будет сухая, незаболоченная земля. На одном из уроков мы говорили и о целебных свойствах берёзы. Всем известно, как полезен берёзовый сок. Есть особые правила его сбора, чтобы не навредить дереву. Но часто, когда проходишь мимо раненных людьми берёз, кажется, что дерево поёт песню, услышанную чутким сердцем якутского народа. Вспомните её:

Я, матерь-берёза, судорожно вздрогнула.

Душа моя растерялась, удивилась,

Выскочила и уселась на нижние ветки.

Для того чтобы не слышать этой жалобной песни, давайте не будем, собирать берёзовый сок. Прочитаем об этом совет в учебнике». Учитель просит одного из хорошо и эмоционально читающих детей прочитать первый абзац текста на с. 106 учебника.

Учитель продолжает: «Если мы прислушаемся к этому совету, может быть, нам повезёт услышать в шелесте листвы рассказ об удивительных обитателях берёзовой кроны. Какой это может быть рассказ, о ком?» (Дети высказывают свои предположения.) После этого учитель читает рассказ «Пожалейте берёзы» из книги «Великан на поляне» (с. 113—114) и обсуждает его с детьми.

Затем учитель вновь включает запись голосов леса, достаёт колокольчик, звонит в него и говорит: «А вот и новый голос. (Вывешивает на доску фотографию подснежника.) Как называется этот цветок? К сожалению, подснежники сейчас легче найти в Красной книге России, чем в живой природе. Вы помните, о каких представителях Красной книги России мы узнали зимой? Расскажите о них. (Дети отвечают.) Теперь давайте прочитаем о подснежниках». Учитель выбирает ученика, который будет читать текст о подснежнике на с. 108 учебника. После прочтения учитель сообщает, что подснежники — не единственные весенние цветы, которые просят людей о милосердии, и вывешивает на доску изображения других первоцветов.

Учитель продолжает: «Кого всегда можно встретить рядом с цветами? (Насекомых — бабочек, пчёл, шмелей.) (Учитель вывешивает на доску фотографии насекомых.) Часто можно видеть, как дети бездумно ловят насекомых. Свою ловкость и силу можно применять в другом месте. Насекомые — удивительные творения природы. Без них, красивых и некрасивых с точки зрения человека, жизнь лесов, лугов, рек нарушится. Почему — вы узнаете в старших классах. А пока послушайте их просьбу. (Один из учащихся читает третий абзац текста на с. 106 учебника.) Некоторые насекомые находятся в самой настоящей опасности. Единственная их надежда — на защиту Красной книги и благоразумие людей. Например, хорошо нам знакомые шмели. (Учитель показывает на доске фотографию шмеля.) Кто помнит звук, издаваемый шмелями? Представим каждый себя шмелём, прилетевшим к цветку. Пожужжим вполголоса. (Дети встают из-за парт, имитируют полёт шмеля, издают жужжащий звук.) А вот что можно узнать о шмелях на страницах Красной книги». Вызвавшийся ученик читает текст о шмелях на с. 108 учебника. Затем дети обращаются к «Страничкам Умного Совёнка» и читают текст о ещё одном насекомом — представителе Красной книги — жуке-олене (с. 126 учебника).

Учитель вновь включает запись голосов леса. Наклоняется, кладёт на пол игрушечную птицу и говорит: «Посмотрите, птенец из гнезда выпал. Маленький, пушистый. Что нам с ним делать? Как вы думаете? (Дети высказывают свои предположения.) Пока мы отложим ответ на этот вопрос. Посмотрим, что происходит у нашей старой знакомой — куклы-помощницы. Ей завели собаку. Она как раз собирается с ней на прогулку». Учитель достаёт куклу и игрушечную собаку. Разыгрывает сценку:

— Тузик, ко мне! Пойдём гулять! Я тебя с поводка спущу, набегаешься!

Собака:

— Гав-гав! Как я люблю бегать! Настоящим охотником себя чувствуешь! Погонишься за какой-нибудь мелочью: она пищит, удирает. От меня не убежишь! Обязательно поймаю! Весело!

Учитель: «Такой мелочью может оказаться птенец, выпавший из гнезда, зайчонок. Ребята, как вы думаете, можно ли сказать, что собака, которая ловит птенцов, детёнышей, мелких зверьков, — злая? Конечно, нет. Это её природа. Собака не может понять, что причиняет другому существу боль. А прав ли хозяин, бесконтрольно отпускающий своего питомца с поводка? Конечно, не прав. Задача хозяина — следить за собакой, чтобы она не причиняла вреда окружающей природе и людям. Вот теперь пришла пора прочитать учебник, узнать, как он перевёл для нас просьбы живой природы». Учитель читает соответствующий текст на с. 107 учебника. Уточняет с детьми, что значит «искусственные гнездовья», почему они называются искусственными. Учитель добавляет: «Если мы будем соблюдать эти правила, может быть, в Красной книге не будут появляться новые обитатели. А может быть, её страницы смогут покинуть животные, находящиеся на грани вымирания. Такие, как беркут и русская выхухоль. Прочитаем о них в учебнике». Учитель или хорошо читающие ученики читают текст о беркуте и русской выхухоли на с. 108—109 учебника.

Тренировочные упражнения. После этого дети выполняют задание № 2 на с. 59 рабочей тетради.

Аналитический этап. Учитель продолжает: «Ребята, кто знает, как называют безбилетных пассажиров? (Зайцы.) А однажды случилось, что в одну лодку набилось полным-полно таких безбилетников. А хозяин совсем не расстраивался, даже помогал им садиться. Кто из вас знает, как называется произведение, в котором .описывается эта история? О чём оно? Кто его написал? Как случилось, что в лодке оказалось такое количество зверьков? Кто не знает, обязательно попросите родителей дать вам эту книгу для чтения». Учитель показывает детям детское издание произведения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», демонстрирует иллюстрации.

Далее учитель читает последний абзац текста на с. 107 учебника о том, как во время половодья сотрудники заповедников оказывают помощь зайцам, лисам и другим животным, оказавшимся в беде,.

Учитель: «Ребята, оказывается, достаточно чуть внимательнее й бережнее прислушаться к окружающему миру, тогда можно открыть для себя столько нового! О каких представителях Красной книги мы узнали на уроке? С помощью каких мер можно охранять их? Как мы можем весной участвовать в охране природы?» Учитель обсуждает с детьми ответы на эти вопросы.

Тренировочные упражнения. Затем учитель предлагает детям рассказать о правилах охраны природы весной по рисункам на с. 106—107 учебника.

Выводы и обобщения. В заключение занятия учитель читает вывод урока на с. 109 учебника и обращается к классу: «Надеюсь, что после сегодняшнего урока, оказавшись в мире природы, вы уже не только будете любоваться красотой, но и услышите то, о чём говорят с вами лес, поле, река, животные, сможете по-настоящему подружиться с ними. А что значит настоящая дружба? Когда не только берут для себя, но и дарят другим заботу, защищают. (Включает запись голосов леса.) Прислушайтесь. Что сейчас вам слышится в этом многоголосии? »

Региональный компонент. Расскажите детям об особенностях жизни весной 2—3 редких диких животных и о ранних редких растениях своего края.

Физкультминутки проходят под игровые слова:

Ходила младёшенька по борочку,

Брала, брала ягодку-земляничку.

Наколола ноженьку на тресочку*.

Болит, болит ноженька, да не больно.

(Дети прыгают сначала на одной ноге, потом на . другой. Можно положить руку на плечо впереди стоящего.)

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 106—109 учебника, задания № 1 и 3 на с. 58—59 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Используя памятку на с. 58 рабочей тетради, помогите ребёнку сделать и укрепить на дереве домик для птиц (скворечник).

Вместе с ребёнком проявляйте активную позицию по отношению к тем людям, которые жгут прошлогоднюю траву весной, рвут и продают первоцветы, разоряют птичьи гнёзда

Помогите ребёнку выполнить задание № 3 на с. 59 рабочей тетради.

Во время прогулок с ребёнком сделайте фотографии весенней природы, оживившей ваш город (село). Составьте фоторассказ на с. 60—61 рабочей тетради.

Прочитайте с ребёнком книги о животных: В. Бианки «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Мастера без топора», Н. Романовой «Муравей Красная точка», М. Сергеева «Сказка о рассеянном музыканте и бурундуке — учителе пения» и др.


* Тресочка, тресочник — бурьян, сухие ветви, сучки.






Для любых предложений по сайту: [email protected]