ЛЕТО КРАСНОЕ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ЛЕТО КРАСНОЕ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев;

• иметь общее представление о жизни А. И. Куинджи и о главной особенности его художественного творчества;

• вспоминать о главной теме в творчестве И. И. Шишкина;

• наблюдать за погодой летом;

• фиксировать результаты наблюдений в таблицах.

Метапредметные результаты:

• соотносить признаки лета в живой и неживой природе, а также жизнь людей летом со значением старинных названий летних месяцев в языке народов своего края;

• описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме, используя выразительные средства родного языка;

• называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые особенно затронули внимание каждого из учащихся;

• использовать выразительные средства родного языка для описания красоты летней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме;

• сравнивать старинные и современные названия весенних и летних месяцев (в том числе в языках народов своего края);

• характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка;

• сочинять устный рассказ по картине;

• отмечать в настенном календаре и на схеме годового круга дни летнего солнцестояния и летнего солнцеворота;

• характеризовать летние праздники и работу в старину;

• сравнивать результаты наблюдения;

• делать выводы об изменении погоды в течение лета;

• сравнивать результаты наблюдений в разные сезоны года;

• делать выводы об изменениях погоды в течение года.

Личностные результаты:

• понимать нравственный смысл и красоту старинных летних присловий и обычаев;

• оценивать своё эмоционально-эстетическое впечатление по отношению к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества.

Оборудование. У учителя — настенный календарь, три наклейки для демонстрации на настенном календаре следующих дат: дня летнего солнцестояния, дня летнего солнцеворота, дня святых Петра и Павла.

Предварительная работа. Изготовьте три наклейки для демонстрации на настенном календаре дней летнего солнцестояния и летнего солнцеворота, дня святых Петра и Павла. Для этого на плотной бумаге или картоне овальной или круглой формы нарисуйте символы этих дней. С обратной стороны знаков наклейте кусочки двухстороннего скотча.

ХОД УРОКА

Целеполагание. В начале урока учитель говорит: «Ребята, сейчас я прочитаю вам об одном художнике. Имя его называть не буду. А вы посмотрите на репродукции картин в ваших учебниках на с. 110—111 и попробуйте догадаться, о создателе какой из них идёт рассказ. (Учитель читает биографию А. И. Куинджи со «Страничек Умного Совёнка» (с. 126 учебника).) Догадались ли вы, об авторе какой картины идёт речь? Как вы это поняли? Действительно, Архип Иванович Куинджи — непревзойдённый мастер света на картинах. Бывали случаи, что зрители пытались заглянуть за его картины на выставках, желая убедиться, что там нет свечи, от которой идёт свет. А что вы помните об авторе второй картины? Мы говорили о нём на прошлых уроках. Прочитайте его фамилию под репродукцией.

Аналитический этап. Как вы думаете, что общего в этих картинах? Почему они попали на соседние страницы учебника? Обе написаны прекрасными мастерами — это первое, что их объединяет. А что ещё? Подсказка: что на них изображено? Лето, летний пейзаж. Как мы узнаём, что на картинах — лето? В названиях лето не упоминается: «Берёзовая роща» и «Рожь». (Учащиеся объясняют.) Да, название сегодняшнего урока — «Лето красное». И опять загадка! Как же лето названо красным, а на картинах и не видно красного цвета? Почему же лето принято называть красным?» Дети отвечают.

Учитель: «Вот нас и встречает последняя часть года-сада. По-настоящему вы будете гулять по ней сами, в дни школьных каникул. А пока мы совершим прогулку в воображении. Что нас в этом саду может встретить? Итак, какие же гряды-месяцы приготовлены для нас? Как называются летние месяцы в современном русском языке?»

Тренировочные упражнения. «А теперь прочитаем, как назывались три летних месяца у древних римлян. (Дети читают названия в задании № 1 на с. 62 рабочей тетради.) Вам уже приходилось переводить с древнеримского языка. Так что смело беритесь за дело и рядом с древними названиями, во второй колонке, напишите русский перевод». Дети выполняют задание в рабочей тетради.

Аналитический этап. Учитель продолжает: «А теперь послушайте, как называли летние месяцы в старину на Руси. (Читает старинные названия.) Вот названия июня. Что можно из них узнать о первом месяце? Чем он одаривает людей?» Учитель обсуждает с детьми их ответы и предлагает послушать, каким увидел июнь поэт Сергей Козлов:

— Здравствуй, птенчик!

Клюнь! Клюнь!

На крыльце сидит Июнь.

Пахнет сеном, сенокосом.

Солнцем, утренней росой,

На рассвете точит косу,

По росе идёт босой.

И парного молока

По утрам полна река.

Учитель: «Ребята, просмотрите ещё раз с. 110—113 учебника. Попробуйте найти репродукцию картины, которая точно подходит к этому стихотворению». Обсуждает с детьми картину А. П. и С. П. Ткачёвых. Спрашивает, какие из старинных названий больше всего подходят к ней. Ещё раз повторяет старинные названия июня. Отмечает, что на картине, посвящённой самому первому месяцу лета, художники изобразили младенца — такого же свежего, юного, полного сил, как и сам месяц. Говорит, что июнь можно назвать детством лета.

Тренировочные упражнения. Далее учитель читает текст на с. 112 учебника и обсуждает вместе с детьми смысл приведённых присловий об июне. Просит желающих детей отметить наклейкой на настенном календаре день летнего солнцестояния — 22 июня. Спрашивает у детей, что они помнят о дне зимнего солнцестояния: «Когда бывает день зимнего солнцестояния? Чем он примечателен?»

Аналитический этап. Учитель: «Посмотрите, ребята, на изображение святого Кирилла Белозерского. Его икона как будто наполнена июньским солнцем. Всё залито его лучами. И святой не только озарён светом, но и сам излучает тёплый, ровный свет любви и добра.

А теперь постарайтесь найти на страницах учебника кукол, отражающих вечное состязание дня и ночи. (Дети находят фотографию кукол «День — ночь» рядом с заголовком темы урока на с. 110 учебника.) Как мастеру удалось передать мысль о том, что в этом поединке никогда не будет победителя? (Куклы связаны между собой; одна без другой не может; в течение года мы убедились: то одна перетягивает, то другая.) Один раз в году происходит перелом в сторону света, солнца, лета. И бывает это зимой, в день зимнего солнцеворота. Когда отмечают зимний солнцеворот? Но проходит полгода, и верх начинает одерживать ночь. Сначала по чуть-чуть, а потом всё решительнее охватывает она нашу землю, чтобы через полгода опять уступить своему светлому братцу».

Затем по просьбе учителя один из учеников отмечает наклейкой на настенном календаре день летнего солнцеворота — 25 июня. Учитель: «Теперь можно переходить ко второй гряде, средней. Напомните мне, пожалуйста, название второго летнего месяца. А вот как называли июль наши предки. (Учитель зачитывает старинные названия июля. Спрашивает, какое из названий детям кажется наиболее точным.) Один из июльских дней наиболее примечателен». Учитель читает последние два абзаца текста на с. 112 учебника. Один из учащихся отмечает наклейкой дату 12 июля на настенном календаре. Учитель обсуждает с детьми особенности иконописного изображения Петра и Павла: «Посмотрите, как они обращены друг к другу. Понятно, насколько эти два святых человека сердечно близки друг другу».

Тренировочные упражнения. Затем можно предложить детям выполнить задания № 5, 6 и 7 на с. 64 рабочей тетради.

Аналитический этап. Учитель продолжает: «И наконец, последняя, третья гряда называется... (Дети заканчивают.) А вот наши предки называли его... (Учитель зачитывает старинные названия августа.) О чём говорят эти названия? Что нашим предкам казалось главным в августе? (Дети высказывают свои предположения.)

А вот что сказал об августе Сергей Козлов:

Август, Август!

Кабачок

Лёг на грядку на бочок,

И бычок в тени улёгся,

И бегут куда-то вдаль

Облака,

И речка вьётся...

Но чего-то очень жаль».

Учитель определяет с детьми, что и в народных названиях, и в стихотворении отмечена урожайность августа. Спрашивает, о чём жалеет автор, когда говорит: «...чего-то очень жаль».

Учитель: «Наша прогулка по летним месяцам года-сада была воображаемой. Всё настоящее лето у нас впереди. И жалеть о нём рано. Вернёмся к картинам А. Куинджи и И. Шишкина. Попробуйте определить, в какой летний месяц могла так выглядеть природа. Постарайтесь сочинить рассказ по понравившейся картине. Подберите подходящие к картине старинные названия летних месяцев».

Тренировочные упражнения. Далее дети выполняют задание № 2 на с. 62 рабочей тетради.

К концу урока учитель говорит: «Ребята, взгляните на календарь. Скажите, когда наступает день летнего солнцестояния. Когда отмечают летний солнцеворот? Чем примечателен день 12 июля? Приведите примеры народных названий летних месяцев. Какие из этих названий вам запомнились, показались самыми точными?»

Выводы и обобщения. В завершение занятия учитель сообщает: «Ребята, перед тем как выйти из чудесного года-сада, мы должны сделать вывод. Как вам кажется, о чём самом главном мы говорили сегодня? (Дети отвечают. Учитель зачитывает вывод урока на с. 113 учебника.) А теперь потихоньку закроем за собой калитку года-сада. Урок закончен». Дети имитируют движениями закрывание калитки. Учитель предлагает сыграть в молчанку. После слов:

Венчик, венчики,

Летали бубенчики

По травке и росе,

По чужой стороне.

Собирали орешки,

Медок, сахарок,

Молчок! —

ребята надувают щёки и молчат до тех пор, пока кто-то не засмеётся или не скажет что-нибудь.

Региональный компонент. Сделайте подборку старинных названий летних месяцев в языках народов своего края. Познакомьте детей с произведениями местных художников, поэтов, прозаиков, музыкантов, воспевающих красоту летней природы своего края.

Физкультминутки можно провести по выбору детей на основе тех, которые особенно нравятся всем в классе. Если позволяет помещение, можно провести физкультминутки по принципу игры «День — ночь». Дети выстраиваются в шеренгу. Рассчитываются на день — ночь. Все, кто стал «ночью», поворачиваются спиной и свою пару («день») берут под руки. По команде учителя «день» тянет в одну сторону, а «ночь» — в другую.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 110—112 учебника, задания № 3, 4 и 8 на с. 63—65 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Вместе с ребёнком сделайте фотографии родного города (села) летней порой. Если у вас уже есть такие фотографии, подберите их для выполнения задания № 4 на с. 63 рабочей тетради. Настройте ребёнка на продолжение наблюдений за погодой в летние месяцы и выполнение задания № 8 на с. 64—65 рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]