ЛЕТНИЕ ПРАЗДНИКИ И ТРУД - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ЛЕТНИЕ ПРАЗДНИКИ И ТРУД - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• иметь представление о летних видах земледельческого труда в его старинных и современных формах;

• иметь представление о народных обычаях празднования старинных летних праздников.

Метапредметные результаты:

• выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека;

• разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда;

• перечислять летние дары природы своего края;

• сопоставлять между собой традиции празднования летнего Нового года по старинному якутскому календарю с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой и весной в культуре народов России (то есть сравнить друг с другом все типы празднования Нового года в разные сезоны, о которых было рассказано в учебнике ранее).

Личностные результаты:

• понимать глубокий нравственный смысл народных обычаев, связанных с плодоносящей силой летней природы, с трудом земледельцев и скотоводов;

• осознавать нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира, подводя итог полученным в течение года знаниям.

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек, куклы из классной коллекции; настенный календарь, четыре наклейки для демонстрации на настенном календаре следующих дат: дня святого Ильи Пророка, дней Медового Спаса, Яблочного Спаса, Орехового (Хлебного, Холщового) Спаса; красивое полотенце или салфетка, буханка свежего хлеба. У учащихся — цветные карандаши или фломастеры; ножницы, клей.

Предварительная работа. Изготовьте четыре наклейки для демонстрации на настенном календаре дня святого Ильи Пророка, дней Медового Спаса, Яблочного Спаса, Орехового (Хлебного, Холщового) Спаса. Для этого на плотной бумаге или картоне овальной или круглой формы нарисуйте символы этих праздников. С обратной стороны знаков наклейте кусочки двухстороннего скотча.

ХОД УРОКА

Целеполагание. Учитель: «Ребята, сколько раз мы на наших уроках вместе с народами нашей страны праздновали наступление Нового года? Зимой- праздновали? А осенью? А весной? Праздники каких народов это были? Какой праздник вам больше всего запомнился? Какое дерево было главным на празднике Троицы? Какие легенды и песни сложены про берёзу? Как хорошо, когда много друзей! Сколько друзей — столько и праздников. А сегодня у нас новое и последнее празднование Нового года — вместе с народом Якутии. Послушайте рассказ о якутских обычаях новогоднего праздника».

Аналитический этап. Учитель читает текст на с. 114 учебника, а затем спрашивает: «В старинном календаре какого народа России Новый год приходится на лето? Постарайтесь вспомнить, с какими событиями в природе совпадает по времени празднование Нового года у якутского народа. (Дни летнего солнцестояния и солнцеворота.) Почему люди в разных краях нашей страны в разное время встречали Новый год? (Для некоторых народов новый год, а значит, и новая жизнь начинались вместе с пробуждением природы и возможностью заняться своим промыслом; для других — новый год начинался после завершения годовых сельских работ.) Можем ли мы сказать, что какой-то из этих праздников лучше или хуже?» (Мы можем сказать только о том, что какие-то праздники для нас непривычны. Необходимо не только самим сохранять свои традиции, но и уважать традиции соседей.)

Учитель: «На прошлом уроке мы говорили о летних месяцах. Много сказали об июне и его праздниках, об июле с его жаркими Петровками. А про август почти ничего не сказали. Сегодня мы познакомимся с последним летним месяцем подробнее. Кстати, ребята, кто может сказать, какой у августа порядковый номер среди летних месяцев? А каким по счёту он идёт в году?» Учитель даёт детям время на самостоятельную работу, при необходимости помогает, используя как наглядное пособие настенный календарь.

Далее учитель читает текст «Странички народного календаря» на с. 115 учебника, посвящённый августу. Вызвавшиеся ученики отмечают наклейками на настенном календаре даты, о которых идёт речь в тексте. Учитель дополняет текст учебника: «В старину говорили, что на Илью Пророка олень в воду копыто опускает, от этого вода становится холодной. С Ильина дня уже не купались в озёрах и реках. Сравнивали долготу дня на день апостолов Петра и Павла и на день Ильи Пророка: «Пришёл Петрок — уволок часок; пришёл Илья — уволок и два». День Ильи — начало жатвы. Начало жатвы — зажинки».

Тренировочные упражнения. Учитель предлагает детям выполнить задание № 2 на с. 66 рабочей тетради.

Учитель: «С какими дарами природы связаны три праздника в августе по народному календарю? Какие из угощений этих праздников показались вам самыми вкусными? Выполните задание № 3 на с. 67 рабочей тетради».

Аналитический этап. Учитель продолжает: «Ребята, рассмотрите фотографии кукол на с. 114—115 учебника. Как вы думаете, на какой из праздников они нарядились? Какие к ним подходят названия: барыня, барышня, сударыня, молодушка, хозяйка? Попробуйте дать им имена».

После обсуждения этих вопросов учитель предлагает учащимся рассмотреть фотографии орудий земледельческого труда на с. 116 учебника (в рубрике «Из музейных коллекций») и спрашивает, какие из них знакомы детям, работать с какими им, возможно, приходилось, какие из них используются и сейчас (и дети видели их в работе). Учитель: «Давайте познакомимся с этими орудиями труда поближе, с помощью загадок. Я буду загадывать загадку, а вы ищите подходящее к ней орудие земледелия».

Тренировочные упражнения. Учитель читает загадки о серпе и цепе из рубрики «Отгадаем» на с. 117 учебника. Затем предлагает детям выполнить задание № 1 на с. 66 рабочей тетради — отгадать загадки о косе и граблях. Сообщает, что загадку о бороне ученики уже встречали на одном из весенних уроков. Просит вспомнить её. Каждую из отгадок учитель сопровождает показом характерных движений работы с ними. Например, борону можно изобразить движением расставленных пальцев рук по парте, цеп — согнутой в локте рукой, расслабленная кисть которой свободно движется в суставе, производя энергичные, колотящие движения по другой руке или в воздухе, затем руки меняются. При обсуждении роли серпа учитель спрашивает: «Почему в загадке серп назван так: месяц-новец? С чем сравнивается серп в загадке?»

Аналитический этап. Учитель: «А для каких полевых работ использовали эти орудия? (Для возделывания хлебов и для сенокоса.) Как вы думаете, в каком порядке они использовались землепашцем? Что он должен был сделать прежде всего для того, чтобы посеять и вырастить хлеб? Какое для этого требовалось орудие? Что нужно было сделать потом? (Вспахать, взборонить, сжать, обмолотить — требовались плуг, борона, серп, цеп.) А что делал крестьянин на сенокосе? Что нужно сделать сначала: собрать сено или скосить траву? Значит, вначале нужна была ..., а потом ... . (Ученики завершают предложение: «Вначале нужна была коса, а потом грабли».)

Ребята, когда сеют хлеб? Можно ли посеять его осенью? Можно. У таких осенних хлебов есть особое название. Внимательно послушайте рассказ из учебника, и вы узнаете это название». Учитель читает соответствующий фрагмент текста «Откуда этот хлебушко?» на с. 116 учебника. После прочтения спрашивает: «Как называют хлеба, которые сеют осенью?»

После этого учитель кладёт на красивое полотенце или салфетку буханку свежего хлеба и обносит этим хлебом детей, даёт понюхать, обращает внимание на золотистый румянец каравая, на его ровные края. Задаёт вопрос: «Как вы думаете, сколько человек помогло этому караваю появиться у нас в классе?» Учитель рассуждает вместе с детьми, помогая им назвать специалистов-хлеборобов (агрономы, трактористы, комбайнеры, работники элеватора, водители грузовых машин, мукомолы и пекари, продавцы в магазине). Затем учитель ставит хлеб на почётное место в классе, читает стихотворение Л. Харитоновой на с. 116 учебника и спрашивает: «Кто обратил внимание на то, как назван хлеб в стихотворении? На что похоже это обращение?» (На обращение к ребёнку или любимому человеку — Иванушка, Алёнушка; похоже и на обращение к господину — Хозяюшко.) Далее дети разучивают стихотворение наизусть, используя для облегчения запоминания движения:

— Откуда этот хлебушко?

— От голубого небушка,

(Рука мягко показывает на небо.)

От маленького зёрнышка

(Пальцы руки показывают размер зерна.)

И ласкового солнышка. (Руки протянуты к небу.)

От добрых рук старательных,

(Руки повёрнуты ладонями от детей.)

От наших глаз внимательных, (Тыльной стороной руки проводится по лбу, словно от усталости.)

От матушки-земли, (Поясной поклон.)

А в общем — от любви! (Гостеприимное раскрытие рук.)

Тренировочные упражнения. Дети по желанию рассказывают стихотворение, как бы отвечая на вопрос учителя или одного из учеников: «Откуда этот хлебушко?»

В конце урока учитель предлагает детям выполнить задание № 4 на с. 67 рабочей тетради.

Выводы и обобщения. Учитель: «Ребята, сейчас кто-нибудь из вас прочитает вывод урока (с. 117 учебника). Внимательно послушайте, а потом скажите: где в выводе спрятана пословица? В каком предложении?» Затем раздаёт ученикам кукол из классной коллекции, а также кукол-помощников и волшебный клубочек, которые были постоянными спутниками второклассников на уроках. Дети прощаются с ними до следующего года.

Региональный компонент. По возможности организуйте для детей экскурсию в краеведческий музей и познакомьте их со старинными орудиями труда, характерными для вашего края. Расскажите детям о летних дарах природы своего края. Побывайте на местной сельскохозяйственной выставке.

Физкультминутки. Учитель произносит в произвольном порядке: «хлеб сеять», «сено косить». Под произвольную музыку дети совершают движения, выученные на уроке и соответствующие тому или иному виду труда.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 114—116; выполнить творческое задание на с. 68 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Вместе с ребёнком приготовьте национальное блюдо к одному из старинных праздников конца лета (медовое печенье, яблочные пироги и т. п.). Устройте дома совместную трапезу.

Сходите вместе с ребёнком на летнюю прогулку. Сделайте фотографии города (села). Помогите ребёнку составить фоторассказ о вашей прогулке в творческом задании на с. 68 рабочей тетради.


ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА

(раздел «Весна и лето»)

По возможности вновь посетите природный заповедник, ботанический сад, зоопарк для знакомства с редкими растениями и животными, занесёнными в Красную книгу своего края. Постарайтесь узнать, что изменилось в их жизни с приходом весны, какую работу сотрудники будут проводить

В краеведческом музее посетите экспозиции, представляющие орудия труда для старинных женских и мужских работ своего края весной и летом; предварительно договоритесь с сотрудниками музея об использовании интерактивных приёмов во время экскурсии.

Предложите родителям организовать коллективную работу детей на основе взаимной помощи по обычаям народов своего края весной (например, уборка территории после таяния снега, посадка цветов и кустарников и др.).

Изучайте с детьми старинные игры народов своего края для забав на свежем воздухе весной и летом.

Проведите (желательно с участием родителей) один или несколько весенних и летних праздников по обычаям народов своего края с использованием выученных и ещё не знакомых детям старинных забав и потех.






Для любых предложений по сайту: [email protected]