МИР ПРИРОДЫ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ - Раздел «Мир как дом»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

МИР ПРИРОДЫ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ - Раздел «Мир как дом»

Задачи урока: познакомить детей со способами отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества; научить их узнавать образ единого дома-мира, в котором всё со всем связано, в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества (в народных песенках и сказках, построенных по типу цепочки, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта и традиционной одежды); пробудить внимание детей к глубине символического значения изображений окружающего мира, представленных в произведениях народного творчества своего края.

Планируемые результаты: знать, что наши далёкие предки, ещё не имея научных познаний об окружающем мире, чувствовали своё единство с миром природы, понимали, что всё в природе и в мире людей связано друг с другом, и отражали это понимание в своём творчестве; уметь найти образ единого мира-дома в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края; творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно-прикладного творчества для выражения своего собственного чувства единства с миром природы и людей.

Оборудование: куклы-помощники, бумажная цепь, на каждом звене которой записана фраза из песенки-цепочки.

Предварительная работа: побывайте с детьми в местном или школьном краеведческом музее для того, чтобы специально обратить их внимание на сюжеты и орнаменты, представленные на предметах старинного домашнего быта, в одежде, на архитектурных украшениях традиционного жилища. Такое посещение можно организовать и после работы над данной и последующими за ней темами уроков, связанными с толкованием значения образов природы в народном творчестве. Выберите подходящий для вас вариант.

Ход урока

Урок начинается с того, что учитель читает детям и куклам-помощникам песенку «Куда, Фома, едешь?». Учитель: «Понравилась вам песенка? Такими песенками поздравляли во время старинных зимних праздников семью, в которой были девушки-невесты и сыновья-женихи. Послушайте ещё раз и обратите внимание, что эта песенка своим мотивом напоминает предмет. Подсказка: этот предмет бывает украшением, а бывает и тяжёлым, массивным, может удерживать большие грузы и даже сковывать движения. (Учитель ещё раз читает сказку. Выслушивает мнения детей.) Каждое из ваших мнений в чём-то правильно. А учёные, когда занялись изучением народных сказок и песенок, сравнили песенки, похожие на песенку о Фоме, с цепочками. Почему так?»

Учитель показывает детям цепочку, сделанную из бумаги. На каждом из звеньев цепочки может быть написана одна строка из песенки. Учитель: «Посмотрите, в этой песенке строчки прикрепляются друг к другу, словно одно звено цепи к другому, и одна строчка без другой не может существовать. Если вынуть одно звено, то распадётся вся цепочка. (Учитель демонстрирует, как распадается цепь, и продолжает.) А если вынуть одну фразу из песенки, то пропадёт песенка, станет бессмысленной». Учитель читает песенку, пропуская фразу.

Учитель: «Ребята, а ведь эта песенка похожа на нашу жизнь, на наш мир. В чём? Какие явления мира природы и людей в ней неразрывно связаны? Как эта связь отражает особенности природной и хозяйственной жизни? (Дети высказывают предположения.) Всё в мире связано. Одного не бывает без другого: утра без ночи, лета без весны... Какие вам приходят на ум примеры?» Дети называют свои пары или цепочки. Учитель завершает обсуждение чтением или пересказом текста учебника со с. 47: «С глубокой древности...»

Учитель: «Ребята, вы сейчас послушали рассказ о представлениях наших предков о едином доме-мире. Скажите, можно ли понять из прочитанного, почему число «три» считается священным в творчестве многих народов мира?» В качестве подсказки или подтверждения сказанного можно использовать вопрос: «Из каких ярусов состоит мир согласно одному из древних преданий?» После обсуждения учитель предлагает детям рассмотреть фотографии на с. 46—47 учебника и найти в резьбе по дереву, чугунном литье, рисованых и тканых узорах отражение образов природы, которые можно считать частями единого мира-дома.

Учитель: «К нашему времени накопилось много научных знаний о природе, но представления о едином мире-доме не пропали. Так же как и прежде, мир представляется домом, в котором все явления неразрывно связаны. Сейчас вы самостоятельно пройдёте путём рассуждений учёных, сохранивших в науке древнюю картину мироздания, которую представляли себе наши предки. Но для начала ответьте, пожалуйста, что изучает наука экология? Для чего учёные-экологи составили экологический календарь? Что вы узнали о связи живой и неживой природы в 1 и во 2 классах?»

После обсуждения дети самостоятельно работают с текстом учебника на с. 46 и выполняют задание 1 на с. 34 рабочей тетради. Когда задание выполнено, учитель проверяет усвоение материала вопросом: «Что означают греческие слова «экос» и «логос»?». Учитель продолжает: «После того как вы продвинулись по пути научного познания, можете ли вы по-новому ответить на вопросы раздела «Вспомним»?»

Учитель: «Давайте возвратимся в мир представлений людей предыдущих поколений. Как вы уже знаете, что свои представления, ощущения в старину люди передавали образами: в живописи, в вышивке — цветом, линией, изображением; в музыке — голосом, звуком; в резьбе, литье — узорами. Сейчас вы станете творцами своего образа представлений о едином мире. Ваша задача — подобрать подходящие к старинному изображению цвета и раскрасить фрагмент старинной прялки. Цвета каждый может выбрать самостоятельно, после обдумывания того, какие знания о мире хотел передать в своём рисунке старинный мастер, какими красками мог пользоваться. Рассмотрите пока ещё чёрно-белый, неоживший рисунок и постарайтесь определить, сколько картин вселенной изобразил мастер на фрагменте прялки. Опишите их». Дети выполняют задание.

Во время работы учитель по своему выбору ставит для прослушивания аудиозапись традиционной музыки, народной сказки или сам читает вслух народную сказку.

Учитель: «Завершая наше занятие, хочется загадать вам небольшую литературную загадку. Мы познакомились сегодня со сказками, с песенками-цепочками, в которых всё со всем связано. Но в качестве шутки наши предки придумали другие песенки, сказки, в которых, наоборот, всё перепутано, поставлено с ног на голову. Такие произведения народного остроумия вызывали только улыбку, смех, потому что разрыв связей в природе и в мире людей невозможен. Ещё до появления научных знаний люди по опыту своей жизни знали о том, что всё в мире со всем связано. Своё место в природном мире они понимали так: человек — важное звено в цепочке природных связей. Это вывод нашего занятия, а сказка и песенка-шутка, где всё поставлено с ног на голову, называются путаница, перевёртыш».

Учитель просит детей подумать об этом дома и найти примеры путаниц. Для примера можно превратить песенку о Фоме в путаницу, поменяв местами фразы. Получится доказательство того, что нарушение связей приводит к крушению мира, нелепости, забавной только в воображении; в жизни это недопустимо. Если демонстрационная цепочка со словами песни была сделана из клейкой бумаги, позволяющей разъединить звенья, то можно провести наглядный опыт с разрушением смысла песенки.

Региональный компонент: по возможности и договорённости с родителями организуйте в классе выставку произведений старинного творчества народов своего края, составленную из предметов, хранящихся в семьях детей (расписная посуда, тканые и вышитые полотенца, скатерти и другие рукодельные вещи). Посетите с детьми школьную или любую другую библиотеку для практического знакомства с книгами, альбомами по прикладному народному творчеству. Используйте экспонаты этой выставки и материалы библиотеки на трёх последующих уроках, посвящённых развитию данной темы.

Рекомендации для занятий в семье: во время прогулок по улицам, где сохранились дома, украшенные традиционным орнаментом, рассматривая иллюстрации в книгах, старайтесь обращать внимание ребёнка на то, как образы природы отражаются в произведениях искусства — старинных и современных.






Для любых предложений по сайту: [email protected]