Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВСЁ - Раздел «Мир как дом»
Задачи урока: дать понятие о природных объектах и об их классификации, познакомить с твёрдыми телами, жидкостями и газами, их наиболее характерными представителями, научить приводить примеры веществ; воспитывать бережное отношение к природной среде, интерес к созданию новых веществ.
Планируемые результаты: учащиеся должны научиться различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по их отличительным признакам, приводить примеры веществ, описывать их, ставить опыты.
Основные термины: природные объекты, твёрдые тела, жидкости, газы, вещества.
Оборудование: у учителя — магнитофон и кассета с записью припева «Как прекрасен этот мир», предметы, демонстрирующие твёрдые и жидкие вещества, флакон духов; у учащихся — кучки поваренной соли и сахарного песка, стаканы с водой.
Ход урока
Урок начинается со звучания мелодии «Как прекрасен этот мир».
В начале урока повторяется материал предыдущего урока по вопросам на с. 49. Уместно, если учащиеся дословно воспроизведут вывод на с. 49.
Затем учитель формулирует учебную задачу: узнать, из чего на Земле состоят все предметы, познакомиться с твёрдыми телами, жидкостями и газами.
Изучение нового материала лучше всего провести в виде изложения материала учителем с демонстрацией им внутреннего строения твёрдых, жидких и газообразных веществ в виде рисунков, оформленных в виде слайдов мультимедийной проекции (перерисовать из «Мира вокруг нас», 3 класс, с. 37). По ходу объяснения дети приводят примеры природных объектов. Относительно газов следует сказать, что большинство газов содержит такое малое количество частичек в своём объёме, что глазом мы их увидеть не можем, а только с помощью приборов можем определить наличие газа. Но и у человека есть в теле свой «приборчик», способный определить наличие некоторых газов. Для иллюстрации учитель может продемонстрировать запах духов (одеколона, туалетной воды) из флакона с пульверизатором. Особое внимание при объяснении следует уделить тому, что твёрдые тела сохраняют свою форму и без внешнего воздействия долго остаются неизменными, жидкости растекаются по поверхности, а газы стараются заполнить весь возможный объём.
Объяснение понятия о веществе и наиболее знакомых детям веществах, а также о растворимости веществ в воде следует проводить с демонстрацией простейших опытов. Дети определяют, сахар или соль лежит у них на парте. При этом учитель должен предупредить детей, что метод определения вещества на вкус опасен: можно отравиться незнакомым веществом. Далее дети растворяют соль и сахар в воде по инструкциям задания 6 рабочей тетради.
Физкультминутка проводится под музыку визитной карточки.
Первоначальное закрепление материала проводится с помощью нахождения и зачитывания соответствующего материала учебника в виде ответов на вопросы рубрики «Проверим себя» и приведения собственных примеров по заданиям рубрики «Подумаем!» и выполнения заданий 4—5 рабочей тетради.
Затем учитель обращает внимание детей на рисунок 2 (с. 5), иллюстрирующий процесс получения сахара и соли, и задаёт проблемные вопросы: «Почему несолёная пища кажется безвкусной? Почему человек так любит сладкое?» Разумеется, без нахождения соответствующей информации дети дать ответ не смогут, поэтому двум учащимся учитель даёт индивидуальные исследовательские задания: найти в дополнительной литературе ответы на эти вопросы и доложить на следующем уроке.
Итоги урока подводятся чтением вывода на с. 53.
Этап рефлексии.
Домашнее задание: выучить теоретический материал на с. 50—53, ответить на вопросы рубрик «Подумаем» и «Проверим себя», выполнить задания 2, 3 рабочей тетради.
Рекомендации для занятий в семье: при подготовке домашнего задания следует обратить внимание ребёнка на различие между понятиями «твёрдое тело» и «твёрдое вещество». Родителям детей, получивших индивидуальные исследовательские задания, нужно помочь найти материал в дополнительной литературе и Интернете.