КАК ИЗУЧАЮТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР - Раздел «Радость познания»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

КАК ИЗУЧАЮТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР - Раздел «Радость познания»

Задачи урока: дать понятие о методах исследования окружающего мира (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование), об этапах исследования, измерительных приборах, инструментах, о лабораторном оборудовании; воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться характеризовать методы исследования, знать основные приборы, инструменты и оборудование, необходимые для исследования окружающего мира.

Основные термины: способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструменты, лабораторное оборудование.

Оборудование: лабораторные весы, секундомер, рулетка, лабораторный спиртовой термометр, микроскоп, бинокль, колба, пробирка, атлас-определитель «От земли до неба»; магнитофон с записью припева песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир».

Ход урока

Данный урок является основополагающим в развитии исследовательских навыков третьеклассников, которые служат одной из основ системно-деятельностного подхода к изучению окружающего мира, принятого во всех учебниках линии УМК «Перспектива». При построении этого урока следует учитывать, что в 1—2 классах дети учились проводить несложные опыты. Основное отличие опытно-экспериментальной работы детей в 3 классе заключается в формировании у них умения оформлять цели, план и результаты своих исследований. Материал урока весьма объёмен, поэтому мы предлагаем сделать его сдвоенным. Если по какой-либо причине это невозможно, то в начале второго урока следует повторить с детьми материал предыдущего урока.

В начале урока звучит запись припева песни «Как прекрасен этот мир». Затем повторяется материал предыдущего урока по вопросам на с. 7.

Изучение нового материала начинаем с постановки учебной задачи. Для этого можно использовать проблемные вопросы: «Кто из вас помнит, ломали ли вы в детстве игрушки? Это было нечаянно или с какой-нибудь целью? С какой целью маленький ребёнок может ломать игрушки?» Обобщая ответы детей, учитель сообщает, что изучать окружающий его мир человек начинает с самого рождения. Сначала ребёнок наблюдает, а затем начинает экспериментировать с окружающими его предметами. Часто он разбирает или разбивает игрушки, чтобы понять, как они устроены. И только приходя в школу, маленький человек начинает познавать мир целенаправленно, на основе научных способов познания, и цель сегодняшнего урока — изучить, какими способами человек изучает окружающий его мир, какими инструментами, приборами и оборудованием он при этом пользуется.

Изучение материала учебника (с. 8—9) можно проводить либо в форме слова учителя, либо в ходе чтения детьми данного материала. Важно, чтобы учитель обязательно опирался на предшествующий опыт детей, задавая детям после изучения того или иного метода познания вопрос из рубрики «Вспомним» на с. 8, а при изучении метода наблюдения использовал разбор условных обозначений при наблюдении за природными явлениями на с. 8—9.

В связи с объёмностью и новизной теоретического материала данной темы изучение её целесообразно построить с соблюдением пошаговости.

I шаг — изучение метода наблюдения. Вначале повторяется материал, изученный в 1—2 классах (вопрос 1 рубрики «Вспомним» на с. 8 учебника). Затем читается второй абзац теоретического материала на с. 8 и сообщение о Жане-Анри Фабре на «Страничках Умного Совёнка», повторяются значки метеорологических наблюдений на с. 8—9. Затем вместе с детьми изучается инструкция к практической работе «Наблюдение» (в рабочей тетради) и выясняется, чем отличаются научные наблюдения от тех, которыми дети занимались раньше. В связи с тем что наблюдения за поведением животных занимают значительное время и в большинстве классов школ нет аквариумов, само наблюдение целесообразно проводить дома, а в классе нужно только заполнить 1—2-й пункты инструкции.

II шаг — изучение метода опытной работы (практическая работа). Вначале зачитывается материал о том, какие опыты дети проводили в 1—2 классах. Затем учитель раздаёт магниты (из кабинета физики), бруски железа и задаёт вопрос о том, что наблюдают дети. Затем оформляются графы записи проведения и результатов опыта в рабочей тетради. При этом формулировки целей, плана и результатов опыта лучше вырабатывать коллективно, так как с подобной работой дети ещё не сталкивались. Наилучшими вариантами записи будут следующие: цель опыта — изучить влияние магнита на железные предметы; план проведения опыта: 1) приложить железный предмет к магниту; 2) перевернуть магнитом вверх; 3) отсоединить металл от магнита; результаты опыта: железные предметы не отпадают от магнита, а отсоединяются от него с усилием. Вывод: магнит притягивает железо. Затем дети формулируют вопросы и заполняют графы оценки своих успехов.

В заключение следует задать вопрос о том, чем отличается опыт от наблюдения (вопрос 2 рубрики «Проверим себя»). При затруднениях детей при ответе можно дать задание перечитать первые четыре абзаца теоретического материала учебника.

III шаг — изучение метода определения природных объектов. Вначале задаётся вопрос на повторение (вопрос 2 рубрики «Вспомним»), затем зачитывается соответствующий абзац теоретического материала. Для закрепления можно использовать работу с демонстрационными карточками тех растений и животных, названия которых неизвестны детям, хотя в природе они могли их встречать, например: смолка обыкновенная или нивяник (с. 48—49 атласа-определителя «От земли до неба»), сойка (с. 174). Учитель показывает карточку, дети находят соответствующую иллюстрацию в атласе-определителе и зачитывают комментарий к иллюстрации.

IV шаг — изучение измерительных инструментов и приборов. Вначале следует напомнить детям, какими измерительными инструментами они пользовались в 1—2 классах (вопросы 3 и 4 рубрики «Вспомним»). Затем в ходе беседы по материалу (с. 10—11 учебника) нужно показать детям те приборы, с которыми они не сталкивались или редко сталкивались в повседневной жизни (лабораторные весы, секундомер, рулетка, микроскоп, бинокль, лупа). Показ этого оборудования целесообразно проводить в сопоставлении с иллюстрацией учебника (с. 10). Закрепляется этот материал при выполнении задания 4. Следует учесть, что с понятием «масса» дети не сталкивались, в быту принято понятие «вес». Это следует разъяснить детям, не вдаваясь в подробности в научном различии этих понятий.

V шаг — изучение метода измерения (практическая работа). Вначале повторяется материал 1—2 классов по вопросам 3—4 рубрики «Вспомним». Затем учитель раздаёт лабораторные весы, наборы гирек и предметы для взвешивания на каждую группу. Дети рассматривают гирьки, записывают в рабочие тетради их массы (п. 2 практической работы). Затем учитель показывает, как пользоваться лабораторными весами, и дети проводят взвешивание трёх предметов, записывая результаты в табличку рабочей тетради (п. 3 практической работы). После этого учитель показывает, как пользоваться лабораторными весами, и дети проводят взвешивание трёх предметов, записывая результаты в табличку рабочей тетради (п. 3 практической работы). Далее дети сопоставляют результаты измерений, получившиеся у каждой группы, коллективно составляют определение того, каким прибором являются весы. При этом надо добиваться, чтобы в итоге обсуждения получилась формулировка: «Весы — прибор для измерения массы» (а не «прибор для взвешивания»). В конце работы дети придумывают вопросы и заполняют графы для определения своих успехов.

Практическая работа по измерению длины проводится в той же последовательности. Если в школе достаточного количества рулеток нет, то учитель сам демонстрирует детям, как измеряется длина достаточно больших поверхностей с помощью рулетки (например, длина классной доски), а все остальные измерения дети проводят с помощью линейки.

VI шаг — чтение и обсуждение рассказа «Изучили» из книги «Великан на поляне» (с. 75). Этот этап урока чрезвычайно важен, так как в рассказе поставлена проблема нравственности и ответственности исследователя.

Итоги уроков подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» и чтением вывода на с. 11.

Физкультминутки проводятся под музыку визитной карточки после выполнения заданий каждого шага.

Этап рефлексии.

Домашнее задание: теоретический материал (с. 8—11 учебника), практическая работа по наблюдению за поведением животных, задание 1 рабочей тетради.

Рекомендации по работе в семье: родителям нужно посоветовать вникнуть в особенности исследовательской работы, изучить алгоритм её выполнения по заданиям рабочей тетради и помочь детям выполнить задания 1—2 рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]