КНИГА — ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ - Раздел «Радость познания»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

КНИГА — ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ - Раздел «Радость познания»

Задачи урока: познакомить детей с разными типами словарей, справочников, путеводителей; научить их пользоваться справочной литературой; пробудить внимание детей к способам презентации интересующих их книг в жанре «научно-популярная литература».

Планируемые результаты: знать важнейшие особенности расположения сведений в изданиях справочного характера (в алфавитном порядке; в тематических разделах; в предметных и именных указателях и др.); уметь разыскать необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе; представить понравившуюся научно-популярную книгу, правильно указав её автора и название, кратко раскрыв её содержание, сопровождая показом иллюстраций в самой книге или подходящих по теме рисунков, фотографий.

Оборудование: волшебный клубочек, четыре листа ватмана — «переплёты» с надписями: «словарь», «энциклопедия», «путеводитель», «атлас»; перепечатанные или переписанные от руки высказывания Цицерона или К. Паустовского из задания 3 рабочей тетради.

Предварительная работа: уместно провести урок в помещении школьной библиотеки. В окружении книг, книжных полок с тематическими рубрикациями дети серьёзнее отнесутся к теме урока. Поэтому необходимо предварительно договориться с библиотекарем о сроках, теме и ходе предстоящего урока.

Ход урока

Поприветствовав учащихся, учитель говорит: «Ребята, сегодня волшебный клубочек поведёт нас в путешествие за порог класса. О том, чему посвящено наше путешествие, вы догадаетесь сами. А начнём мы с игры в молчанку. Закрываем рты на замочек, а ключи на хранение возьму я, чтобы не потерялись. Свои догадки о цели нашего путешествия вы мне скажете только тогда, когда раскроются замочки». Дети совершают игровые действия, после чего выходят за учителем из класса. Подойдя к двери библиотеки, учитель стучится в дверь. Библиотекарь открывает дверь и приглашает гостей зайти, рассаживает по местам. Хорошо, если на библиотекаре будет символический костюм, отвечающий задуманному образу: например, архивариус (плед на плечах, очки). Учитель игровым действием размыкает замочки и спрашивает: «Вы, конечно, догадались, чему посвящён наш урок. Чему? Давайте вспомним кое-что из наших прошлых встреч. Что вы узнали о книге из учебника для 1 класса? Какие книги помогли вам во 2 классе изучать окружающий мир? Что интересного в прошлом учебном году вы узнали из книг о старинных праздниках народного календаря?» Помогая припомнить материал, учитель показывает детям соответствующие главы в учебниках для 1 и 2 классов, использованную ранее вспомогательную литературу, иллюстрации учебника к праздникам народного календаря.

Библиотекарь: «О чём вы любите читать? Можете ли вы назвать книгу, которая больше всего вам понравилась?» После небольшого обсуждения учитель переходит к основной теме урока: «Ребята, посмотрите, ведь библиотека похожа на город. Жители его — книги. Кажется, что они молчат, но представьте, если бы слова, скрытые под их обложками, зазвучали в полный голос, какой бы здесь поднялся шум! Каждая книга говорила бы о своём, сокровенном, что доверено ей хранить. С давних пор добрые спутники на дороге познания — книги. Сегодня мы подробнее поговорим о книгах особого рода. В библиотеках они входят в раздел справочной литературы. Некоторые из вас сейчас помогут мне познакомиться с жителями этого района в библиотечном городе». Учитель отводит одного из детей в сторону и надевает на него бумажный переплёт с надписью «словарь». Выводит ребёнка к остальным детям, предлагает ученикам прочесть название на «переплёте». Учитель продолжает: «Вот мы и познакомились с первым жителем. Кто знает, какие знания скрываются за его обложкой? Зачем нужны словари?»

После опроса детей учитель или библиотекарь даёт объяснение понятию «словарь» из учебника, предлагает детям назвать слово, значение которого они хотели бы узнать из толкового словаря или перевести на другой язык. (Таким же образом проходит знакомство с энциклопедией, атласом, путеводителем.) Учитель представляет персонажа. Спрашивает, кто из ребят знаком с тем, как используется конкретный вид справочной литературы. Наглядно объясняет способ применения обсуждаемого пособия: «Давайте сейчас на практике узнаем, как помогают справочники. В нашей рабочей тетради есть задание, которое мы сейчас и выполним».

Учитель продолжает: «Осторожно, двери закрываются! Мы едем в поезде Московского метрополитена «Читающая Москва». Стены вагона украшены отрывками из любимых всеми литературных произведений, иллюстрациями к ним, высказываниями известных людей о книгах и чтении. Наше внимание привлекли два из них». Учитель прикрепляет на видном месте перепечатанные высказывания Цицерона и К. Паустовского из задания 3 рабочей тетради. Просит детей прочитать их. Спрашивает, как ученики поняли смысл прочитанного. Учитель: «А кто из вас знает авторов этих высказываний? Кто знает — хорошо, а у тех, кто не знает, самое интересное — впереди. Проехали мы в поезде, прочитали неизвестные нам имена и фамилии, запомнили их. Придя домой или вот сюда, в библиотеку, обратимся к справочнику, чтобы больше узнать об авторах. К какому роду справочной литературы, из тех, что мы сегодня узнали, нужно обратиться за помощью: к словарю, энциклопедии, атласу, путеводителю? Почему?» При этих словах учитель вновь надевает бумажные переплёты на учеников и выстраивает их перед классом. Задаёт вопросы раздела «Проверим себя» из главы учебника. Обсуждаемый персонаж выходит к классу. Когда вид справочного издания определён кем-то из учащихся, учитель берёт его за руку, ведёт за собой. Снимает с библиотечной полки нужную книгу, объясняя детям, как именно он ищет её среди других. Затем, поясняя все свои действия, находит необходимые имена в справочнике: «Вот так мы почти и выполнили задание рабочей тетради. Остаётся только сделать запись». (Запись в рабочей тетради можно выполнить на уроке русского языка.)

Учитель продолжает: «Пришло время познакомиться ещё с одним видом литературы. Пока я буду читать рассказ о нём, вы постарайтесь понять, а потом ответить, чем эти книги отличаются от справочных пособий». Учитель читает текст учебника, обсуждает с детьми прочитанное, уточняет понимание детьми различий между справочной и научно-популярной литературой. Спрашивает, с какими научно-популярными книгами приходилось детям встречаться. Какая особенно понравилась, кто её автор, название. Библиотекарь и учитель предлагают детям научно-популярные издания из фонда школьной библиотеки. Учитель рассказывает о любимой научно-популярной книге своего детства, как бы случайно обнаружив её среди библиотечных книг.

Учитель: «Нам пора возвращаться в класс. Перед тем как уйти, давайте, как это принято, скажем добрые слова гостеприимной хозяйке. Наверное, лучше высказать свои мысли о пользе книг и чтения. Прошу вас выразить эти мысли». Завершая детские ответы, учитель произносит вывод учебника: «Ребята, давайте возьмём с собой и наших новых товарищей. Ведь они наши замечательные помощники на дороге познания окружающего мира». Ребята, которые исполняли роли книг, снимают костюмы-переплёты, все дети берутся за руки и возвращаются в класс.

Региональный компонент: организуйте в классе выставку краеведческой литературы о природе и культуре родного края. Посетите с детьми школьную или любую другую библиотеку для практического знакомства с книгами в отделах справочной литературы и научно-популярных изданий по разным областям знаний.

Рекомендации для занятий в семье: по возможности читайте детям или вместе с детьми программные и внепрограммные произведения из разряда научно-популярной литературы. Хотя бы небольшое время посвящайте семейному чтению. Обсуждайте с ребёнком прочитанные им книги, поступки персонажей, стройте совместно предположения о том, как бы он повёл себя в той или иной ситуации. Расскажите детям о любимых книгах своего детства. Поощряйте иллюстрирование детьми понравившихся им книг. По возможности подберите небольшой рассказ или сказку, подходящие для маленькой инсценировки (кукольной или игровой) на классном празднике. Помогайте ребёнку пользоваться справочной литературой, поддерживайте его желание посещать библиотеку. Проведите смотр домашней библиотеки: можно «вылечить» порванные переплёты, разработать свой экслибрис и пропечатать его на самых любимых или на всех книгах. Сформируйте «золотую» книжную полку, на которой будут собраны любимые книги всех членов семьи. Помогите в организации «золотой» полки класса, на которую будут выставляться книги, уже прочитанные одними детьми и предлагаемые другим к прочтению для обсуждения. В конце года можно выбрать Царь-книгу, на её основе можно поставить небольшой спектакль совместными силами родителей и детей.






Для любых предложений по сайту: [email protected]