ОХРАНА ПРИРОДЫ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ РОССИИ - Раздел «Мир как дом»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

ОХРАНА ПРИРОДЫ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ РОССИИ - Раздел «Мир как дом»

Задачи урока: познакомить детей с пословицами разных народов России и мира, выражающими оценку природы и место в ней человека, а также с народным трудовым опытом разумного хозяйствования в старину и сейчас; пробудить в них стремление беречь родную землю, желание больше узнавать о старинных и современных способах экологически чистого образа жизни, не нарушающего порядок в природе, о методах использования альтернативных источников энергии — солнца, воды, ветра.

Планируемые результаты: знать несколько пословиц народов своего края о необходимости бережного отношения человека к природе; осознанно выполнять правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов, принятых в городе (селе); бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли; творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно-прикладного творчества для изготовления своих собственных плакатов, призывающих взрослых и детей к охране природного мира.

Оборудование: учебник, текст сказки М. Горького «Воробьишко».

Ход урока

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Вы всегда с удовольствием играете в игру «Камень-ножницы-бумага». Ножницы сильнее бумаги, камень сильнее ножниц. А если вместо камня, ножниц, бумаги в игру подставить огонь, воду и землю? Как вы думаете, какая из трёх стихий оказалась бы сильнее? (Дети отвечают.) В русской пословице говорится: «Огонь силён, вода сильнее огня, земля сильнее воды». Почему так, объясните». После ответов детей учитель продолжает обсуждение: «В пословице называется ещё одна, четвёртая сила. Та, что сильнее и огня, и воды, и земли. Как вы думаете, кто обладает такой силой? (Происходит обсуждение.) Человек! Так и звучит пословица: «Огонь силён, вода сильнее огня, земля сильнее воды, человек сильнее земли». А в чём же сила человека? Как он одолевает стихии?

Какие же качества помогают людям сотрудничать с природой? (Трудолюбие, ум, смекалка, любовь.)

Ребята, прежде чем продолжать разговор, проверим ваши силы в учёбе. Главное ваше дело — учёба. Вспомним, о чём мы говорили на одном из прошлых уроков. Что люди в древности считали самым важным для жизни на Земле? Как называется символический образ растения, которое, по народным преданиям, растёт в центре мира? Образы каких животных наиболее часто встречаются в творчестве народов нашего края?

Ну вот, ваши силы мы проверили, теперь можно рассуждать дальше. Раз человек обладает такой силой, что приручает природу, то как он может и должен свою силу использовать? Как человеку следует себя вести с природой? Как вообще обращаются более сильные с более слабыми? (Дети высказываются.) Обязанность сильного — заботиться, защищать. Обратите внимание на игрушку рядом с названием темы урока. Она изображает эпизод из Библии: праотец Ной выстроил ковчег (корабль) и поместил в нём животных перед Всемирным потопом. Так в древние времена была, по библейскому преданию, спасена жизнь на Земле. Как же человек должен жить и хозяйствовать в природе? Послушаем учебник». Учитель читает первую часть параграфа. После прочтения спрашивает класс: «Как объяснить пословицу: «Кто ухаживает за пашней, за тем пашня ухаживает»? Как нужно поступать, следуя пословице:

«Земля — тарелка: что положишь, то и возьмёшь»? Как называет солнце и небо индийская пословица? Что говорит про огонь, воду, землю, небо, ветер и дождь русская пословица? Что произойдёт на Земле, если нарушить обычный порядок даже в одной природной стихии?» Дети работают с текстом, находя в нём точные ответы, зачитывают их. Объясняют собственное понимание.

Учитель: «Посмотрите на репродукции картин в учебнике. На первой из них — золотое поле колосьев. Колосья поднимаются почти в рост человека, стоящего среди них. Как вам кажется, какие чувства переживает этот человек? Какое у него настроение? Почему? А ведь пословица зря не молвится: к каждому событию нашей жизни есть подходящая пословица. Какие пословицы из тех, что мы сегодня узнали, подходят к этой картине? Назовите». Дети подбирают пословицы и обосновывают выбор.

Учитель: «Репродукция на другой странице переносит нас в снежный, холодный край. С помощью чего художник передаёт нам ощущение зимы? (Цвета красок, тёплая одежда на девочке.) Но скажите, холодно ли нам смотреть на эту картину? Правда, что от взгляда на неё становится тепло? Ощущаешь не морозный воздух, а тёплое дыхание оленей. Как будто вместе с маленькой северянкой мы касаемся их ласковых морд, шёлковой шерсти. Эта девочка может быть дочерью мудрого северного народа эвенков. Давайте ещё раз перечитаем, как эвенкское предание наказывает нам обращаться с природой. (Дети находят в тексте соответствующий отрывок и зачитывают его.) Девочка на картине уже хорошо знает, что без оленей не выжить на севере. Они и помощники, и друзья, и товарищи по играм. Северные народы — охотники, оленеводы, им не приходится пахать землю. Слишком короткое лето, не успел бы вырасти урожай. В других уголках нашей Земли, где позволяет погода, люди живут тем, что вырастят на полях. Как вы думаете, почему луг и вспаханная земля требуют к себе бережного отношения?» Дети отвечают, учитель предлагает послушать учебник, читает раздел учебника «Бережём родную землю». Просит детей найти и зачитать точный ответ на вопрос: «Почему луг и вспаханная земля требуют к себе бережного отношения?»

Учитель: «Ребята, почти всё, о чём мы сегодня говорили, касалось охраны природы всеми людьми. Как вы думаете, как можете вы беречь природу уже сейчас, не дожидаясь того времени, когда вырастете? Ещё одна пословица говорит: «Посеешь привычку, пожнёшь характер». Значит, если уже сейчас вы привыкнете заботиться о земле, то бережное отношение к природе останется с вами на всю жизнь». Дети рассуждают.

Учитель: «Мне хочется предложить вам начать с мусора. Каждый день каждая семья выбрасывает мусор. В нём встречаются такие отходы, которые принимаются природой, перерабатываются ею: очистки от овощей, остатки фруктов, яичная скорлупа. В своих хозяйствах люди собирают такие отходы и используют при выращивании растений и кормлении животных. В мусоре встречается и бумага — газеты, журналы, тетради. Вы уже знаете, что бумагу делают из древесины. Представляете, сколько леса летит в помойку просто так. Бумага перерабатывается природой, но краски, которыми печатают текст в типографиях, часто вредны для земли и воды. Есть ещё и третья группа отходов — мусор, который не разлагается в природе или разлагается с большим количеством вредных и даже ядовитых веществ. Это многие из используемых нами пищевых упаковок, пластмассовые вещи, краски и многое другое. Предлагаю вам понаблюдать за тем, сколько мусора ежедневно выбрасывается в вашей семье. Какая его часть не приносит вреда природе, а какая медленно разрушает лес, речку? Подумайте, что можно сделать для того, чтобы в таком простом на первый взгляд вопросе, как мусор, ваша семья наносила как можно меньше вреда окружающему миру. Тогда у нас получится жить по законам добрососедства с миром природы. Так, как это делали многие поколения до нас и о чём говорит вывод учебника. Давайте его прочтём». Учитель зачитывает вывод. Спрашивает у детей, всё ли самое главное отражено в нём. Просит назвать ту пословицу, которая наиболее полно передаёт суть прошедшего урока.

Региональный компонент: по возможности организуйте экскурсию на сельскохозяйственное или промышленное предприятие своего края, где соблюдаются все условия бережного отношения к природе. Сделайте в школе, клубе выставку детских плакатов, призывающих взрослых и детей к охране природы своего края.

Рекомендации для занятий в семье: постарайтесь поддержать интерес ребёнка к вопросам охраны природы. Обсудите с ребёнком, какие из ежедневных покупок — необходимость, а какие — прихоть, а зачастую и каприз, приводящий к тому, что ненужные вещи копятся на мусорных свалках, разрушая природу. Понаблюдайте за использованием воды семьёй.






Для любых предложений по сайту: [email protected]