КАК СОХРАНИТЬ БОГАТСТВА ПРИРОДЫ - Раздел «Мир как дом»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

КАК СОХРАНИТЬ БОГАТСТВА ПРИРОДЫ - Раздел «Мир как дом»

Задачи урока: познакомить детей с представлением об охране природных сообществ как единого целого в мире; пробудить в них стремление беречь родную землю, желание узнавать о современных способах экологически чистого образа жизни, не нарушающего порядок в природе, о методах использования альтернативных источников энергии солнца, воды, ветра.

Планируемые результаты: знать о взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах; осознанно выполнять правила поведения в природной среде; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли; творчески возвращать вторую жизнь уже использованным вещам для того, чтобы экономить силы природы на переработку предметов, созданных человеком.

Оборудование: рисунок или коллаж, подготовленный учителем для иллюстрации словосочетания «охрана природы»; использованная зубная щётка, бутылка из-под кефира, картонная упаковка из-под крупы.

Ход урока

Учитель здоровается с классом. «Ребята, давайте вспомним, какие экологические дни вы знаете. Для чего их отмечают? Зачем люди создали Красную книгу? Что вы знаете о заповедниках и национальных парках? Какие правила охраны природы мы договорились соблюдать в разные времена года?»

После ответов детей учитель продолжает беседу: «Представим себе, что к нам в гости приехал или, скорее всего, прилетел житель другой планеты. Он плохо знает наш язык. Думаю, что, если бы его попросили иллюстрировать словосочетание «охрана природы», он мог бы сделать вот такой рисунок». Учитель показывает детям юмористический рисунок или коллаж, на котором вооружённый человек стоит возле какого-то природного объекта. «Как вежливые люди, мы бы не стали смеяться, только улыбнулись бы и растолковали гостю, что значит «охрана природы». Как это сделали бы вы? Попробуйте объяснить своё понимание этого важного дела охраны природы». Дети высказываются. «Для того чтобы лучше что-то понять, часто нужно разобраться в сути вопроса. Вот и скажите, о какой природе мы говорим, когда хотим её охранять?» С помощью учителя дети выделяют основные природоохранные направления: защита воздуха, воды, почвы, полезных ископаемых, растений, животных, природных сообществ как единого целого, в котором связаны друг с другом все его составные части.

Происходит обсуждение. Учитель предлагает детям подумать, как можно в повседневной жизни помочь в охране воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы, растений и животных. После ответов учеников учитель зачитывает текст параграфа, и дети выделяют неупомянутые стороны природоохранной деятельности. Затем обсуждается вопрос: «Как нужно вести себя в лесу, на лугу, у водоёма, чтобы помочь в охране природных сообществ?» Дети делятся своим опытом, знаниями, наблюдениями. Учитель читает вслух соответствующий раздел учебника. Просит детей ещё раз объяснить, что люди делают для охраны воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы, растений, животных. Как нужно охранять природные сообщества? Затем учитель просит детей кратко и ясно сказать, как они поняли основную мысль урока, т. е. сделать вывод. И ставит перед детьми самый важный вопрос: «Чем вы можете помочь в охране богатств природы? Что в ваших силах?» Дети отвечают.

«Сегодня я хочу предложить вам небольшую практическую работу. На земле работают миллионы предприятий. На них производится множество необходимых нам вещей. Каждая новая покупка, конечно, приносит нам радость. Но, к сожалению, производство почти каждого предмета связано с нанесением вреда природе: загрязняются воздух и вода, расходуются природные ресурсы, могут страдать растения и животные. Давайте подумаем, как мы можем продлить жизнь уже отслужившим вещам — дать им вторую жизнь в нашем доме. Вот перед вами зубная щётка, бутылка из-под кефира, картонная коробка из-под крупы. Подумайте, какое применение для этих предметов может быть придумано. Может быть, они пригодятся в хозяйственных делах или смогут превратиться в украшение для дома?» Дети высказывают свои предложения. Учитель принимает все предложения, так как важнее направленность мысли детей на преобразование функции вещи, чем логическое обоснование. (Примерные варианты: зубная щётка может пригодиться при мытье посуды, чистке обуви, рисовании; её ручка может служить подпоркой для домашних растений. Бутылку можно раскрасить, и она превратится в вазу для детского праздника; коробка может служить подставкой для карандашей, шкатулкой для хранения мелких предметов; её можно раскрасить под дом, прорезать окна, двери, и это будет домик для игры младших братьев, сестёр, их друзей. Если таких домов наберётся несколько, то для игры получится целый город или деревня.)

Региональный компонент: по возможности и договорённости с сотрудниками соответствующих организаций устройте экскурсию на сельскохозяйственное или промышленное предприятие своего края, где соблюдаются все условия бережного отношения к природе. Организуйте в школе, клубе, ближайшем кинотеатре или ещё каком-либо учреждении социокультурной сферы выставку детских плакатов, призывающих взрослых и детей к охране природы своего края.

Рекомендации для занятий в семье: старайтесь постоянно поддерживать интерес ребёнка к вопросам охраны природы. Обсуждайте с ребёнком, какие из ежедневных покупок — необходимость, а какие — прихоть, а зачастую и каприз, приводящий к тому, что ненужные вещи копятся на мусорных свалках, разрушая природу. Понаблюдайте за использованием воды семьёй.

Вместе с ребёнком обращайте внимание на те уголки родного района, где соблюдаются или нарушаются правила охраны природы. Сфотографируйте эти места. Из фотографий может быть составлена газета — фоторепортаж о состоянии природы в вашем городе (селе). В зависимости от ситуации могут быть предложены меры, благодаря чему дети убедятся, что они в силах повлиять на состояние окружающей среды. Важно не быть равнодушным к природе.

Дополнительный материал для учителя: прочитайте книгу Л. Яхнина «Площадь картонных часов». Попробуйте сделать картонный город, населить его жителями. Для этого из любой картонной упаковки мастерят дом. Город, составленный из таких домов, может стоять в классе и служить целям игрового моделирования учебных ситуаций о жизни его обитателей — как для 2-й части учебника «Окружающий мир» («Дом как мир»), так и для использования на уроках по другим учебным предметам.






Для любых предложений по сайту: [email protected]