В КРАСНОМ УГЛУ СЕСТЬ — ВЕЛИКАЯ ЧЕСТЬ - Раздел «Дом как мир»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

В КРАСНОМ УГЛУ СЕСТЬ — ВЕЛИКАЯ ЧЕСТЬ - Раздел «Дом как мир»

Задачи урока: познакомить детей с эстетическим оформлением красного угла в доме, с его значением как центра духовной жизни семьи; с его ролью в нравственном благоустройстве внутреннего мира каждого человека в семье; дать представление о необходимости такого центра в современном доме как места, где зримо выражается почёт и уважение членам семьи, друзьям, гостям, рождается чувство особой общности и духовного единения людей.

Планируемые результаты: знать роль и назначение красного угла в старинном доме; находить его аналог в устройстве старинного жилища народов своего края, а также название в местных языках; уметь сопоставить между собой особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.

Оборудование: репродукции икон; символическое обозначение красного угла для дома-макета (нарисованные на бумаге цветовые пятна, убранные полотенцем, фотографии лиц людей из журналов, прикреплённые к стенке дома); фонарик или лампа, кукла-помощник, дом-коробка, репродукция пейзажа с церковью; стол и лавка для дома, скатерти, дорожки, подушки для оформления дома или вышитое полотенце (рушник); фотографии учеников класса групповые и портретные, оформленные на стенде под старину.

Предварительная работа: приготовить перечисленные предметы для оформления внутреннего убранства дома-коробки и классной комнаты.

Ход урока

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня для нас снова откроются двери старинного дома. Давайте повторим то, что мы узнали на прошлых уроках. Что было центром общей жизни в старину? Что такое матица? Как в старину называли печь?» Дети отвечают. Учитель просит учеников показать матицу в картонном доме.

В окошко дома учитель вставляет репродукцию пейзажа с видом на церковь. Сопровождает это рассказом о том, какую роль занимал храм в жизни людей в старину, напоминает о роли матицы и печи, о правилах семейной жизни (по учебнику). «Что нужно людям для совместной жизни в семье, кроме тепла и сытости?» Учитель предоставляет детям возможность высказаться. Постепенно формируется общее представление о принципах традиционной организации пространства.

Учитель продолжает: «Ребята, в старинном доме было место, которое хранило в себе любовь, веру, надежду, объединяло людей, оберегало мир семьи. Такое место называлось красным углом. Как вы думаете, почему наши предки дали именно такое название?» После обсуждения учитель показывает обозначение красного угла в картонном доме (оформление по усмотрению учителя). На его примере объясняет значение расположения красного угла и смысл того, что в нём находилось. (По возможности включает за окошками дома фонарик или лампу, освещая красный угол.) Выставляет в дом стол, покрывает скатертью. Учитель: «Рядом с красным углом висели фотографии родных, всей семьи, так, как сегодня у нас в классе». Даёт детям возможность всмотреться в фотографии, оформленные учителем на стенде так, как это делалось в старинных домах; предлагает высказаться. Ставит в дом-коробку красную лавку (бумажную или собирает из деревянных брусков). Пересказывает текст учебника о почётном месте в доме или читает вслух. На лавку высаживает куклу-помощника.

Дети рассматривают фотографии. Рассказывают о том, что помещалось в красном углу старинного дома. Учитель перемежает рассуждения детей вопросами: «Какой угол в старинном доме называли красным? Почему объединяющий центр старинного дома называется красным углом? Что является объединяющим центром вашего дома? Как называется почётное место в старинном доме? Кто сидит на почётном месте? Какими качествами заслужено право занимать почётное место в доме? Какое место в вашем доме самое почётное? Каким способом выражают уважение к старшим в вашей семье?» Учитель предлагает выполнить задание 1 и 2 на с. 8 рабочей тетради.

Учитель продолжает: «Ребята, мы сказали, что красный угол всегда был местом для домашних икон. Скажите, иконы каких святых вам запомнились по занятиям прошлого года? Какие известны вам самим?» Учитель перелистывает перед детьми учебник предыдущего года, помогая вспомнить изображения святых на его страницах. Показывает детям фотографии, репродукции икон других святых. Кратко рассказывает, о чём молились небесным заступникам люди, в чём искали утешения. (Например, святых Флора и Лавра народ просил о заступничестве за домашних животных-кормильцев и помощников семьи; преподобного Сергия Радонежского просили помочь в учёбе; пророка Илию просили вовремя послать дождь.)

Учитель: «Ребята, что меняется в ваших домах к праздникам? Как вы украшаете свои жилища? (Дети рассказывают.) Вот и в старину дома к празднику преображались. Об этом нам расскажет учебник». Учитель просит одного из учеников прочитать для всех вслух соответствующий раздел. Пока ученик читает, педагог украшает картонный дом. После прочтения дети рассматривают фотографии на с. 14 учебника и рассказывают, какие чувства выражает хозяйка, украшая свой дом.

Учитель продолжает: «Ну вот, ребята, пришла пора покинуть стены старинного дома. Поклонимся красному углу и вернёмся в нашу современную жизнь. Времена сейчас другие, но желание сохранить святость дома так же важно для нас, как и для наших предков. Подтверждение тому — вывод учебника. Давайте его прочитаем». Ученик зачитывает вывод. Дети дополняют вывод своими размышлениями на тему заданий 3 и 4 на с. 9 рабочей тетради, тем самым подготавливая их выполнение дома.

Региональный компонент: познакомьте детей с тем, как устроено самое почётное место в традиционном жилище народов своего края. Организуйте в классе почётное место, где разместятся фотографии самых уважаемых членов семьи каждого ребёнка. Проявите внимание к детям-сиротам в соответствии с традициями милосердия, принятыми в культуре народов своего края.

Рекомендации для занятий в семье: как можно чаще старайтесь устраивать домашние обеды, ужины, объединяющие всех членов семьи общими разговорами, занятиями после трапезы. Попробуйте устроить одно из застолий по законам патриархального уклада; обсудите с ребёнком меню, распределите почётные места. Поинтересуйтесь, как ребёнок выполнил задания на с. 8—9 в рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]