ПОБЫВАЕМ В ГОСТЯХ - Раздел «Дом как мир»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

ПОБЫВАЕМ В ГОСТЯХ - Раздел «Дом как мир»

Задачи урока: познакомить детей с традициями гостеприимства, принятыми в старину и в настоящее время; дать представление об особенностях старинного жилища народов Севера и Юга; сопоставить эти особенности, выявить различия, обусловленные природно-климатическим и культурным своеобразием, а также отметить общие черты, связанные с особым значением порога, центрального столба, почётного места, с наличием женской и мужской половин в доме; на основе сопоставления материала данного и предшествующего уроков дать представление о большом сходстве в культурах разных народов России и соседних с ней стран, что помогает нам понимать и взаимно уважать друг друга, рождает чувство человеческой общности, братского единения, стремления жить в мире и согласии.

Планируемые результаты: знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях; находить им аналоги в культуре народов своего края; уметь сопоставить между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов России и мира; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.

Оборудование: физическая карта мира, куклы-помощники, дом-коробка, запись традиционной музыки народов севера и юга, мультфильмы на основе фольклорных мотивов этих народов или подборка иллюстраций к теме занятия (национальные костюмы, жилище, внешний облик, виды природы).

Предварительная работа: подготовить необходимое оборудование.

Ход урока

Учитель здоровается с детьми: «Ребята, на прошлых занятиях мы познакомились с устройством старинного русского дома. Попробуйте сейчас рассказать главное, что вы узнали о старинном жилище. Помогут вам куклы, или, наоборот, вы поможете куклам провести маленькую экскурсию. А я помогу вам вопросами». Несколько учеников выходят к дому-коробке и от лица кукол (или от первого лица) рассказывают. Остальные дети задают им вопросы, ориентируясь на вопросы разделов учебника «Вспомним» и «Обсудим»: «Как выглядит старинный дом, с которым мы познакомились на прошлых уроках? Что является объединяющим центром старинного дома? Как внешне выглядит традиционное жилище народов нашего края? Из каких материалов его строили? Каково его устройство внутри? Имеются ли женская и мужская половины? Есть ли запрет наступать на порог? Имеется ли священное и почётное место? Каковы обычаи гостеприимства в нашем крае?»

Затем учитель задаёт завершающий вопрос: «Интересно, а как устроены жилища других народов? В каких домах живут народы Севера? Или народы Кавказа? Не будем гадать, а отправимся вслед за учебником и волшебным клубочком в эти земли. Сначала уточним их расположение на карте. Решите, куда мы сначала поедем: на север или на юг». Класс совместно решает направление первого путешествия. Учитель показывает на карте географическое положение названного региона. Обращает внимание на рельеф (равнина или горы), говорит о влиянии географического положения на климат.

Учитель: «Ребята, прочитаем правила в нашем путеводителе-учебнике для того, чтобы наше посещение было не только познавательным для нас, но и приятным для хозяев». Учитель (или ученик) читает раздел «Обычаи гостеприимства». Учитель спрашивает: «Узнаем, как вы поняли прочитанное. В каких формах проявляется взаимное уважение между гостем и хозяином? (Дети отвечают.) А теперь — в путь». Учитель включает запись традиционной музыки выбранного региона. Если есть возможность, показывает фрагмент мультфильма на основе фольклорного материала, выразительно представляющий костюм, жилище, внешний облик представителей народа. Или демонстрирует фотографии, рисунки, параллельно читая или пересказывая текст учебника об устройстве традиционного дома выбранного народа.

После знакомства с устройством жилища учитель беседует с детьми, опираясь на вопросы раздела «Подумаем». Просит ответить на вопросы, вспоминая уже усвоенный материал прошлых уроков: «Что общего можно увидеть в старинных домах разных народов? В чём различие между ними? Какими причинами можно объяснить различия в традиционных жилищах разных народов? Почему необходимо уважать обычаи других народов?» Для ответов учитель также предлагает вопросы раздела «Проверим себя».

Учитель: «Ребята, сейчас вы будете работать, как настоящие учёные-краеведы. Ваша задача — занести полученные в результате нашего путешествия данные в таблицу». Дети работают в рабочих тетрадях. После общего обсуждения заносят в таблицу № 1 на с. 12 рабочей тетради сведения о традиционном жилище народа, у которого побывали в гостях.

Учитель продолжает: «Сегодня мы все вместе совершили только одно из намеченных путешествий. Следующие экспедиции вам предстоит совершить самостоятельно. Полученные знания вы занесёте в таблицу, так же как мы сделали это сегодня на уроке. Сейчас я покажу на карте, куда пролегает ваш маршрут». Учитель показывает на карте расположение оставшегося для обсуждения региона. Включает запись традиционной музыки. Показывает фрагмент мультфильма или подборку фотографий, рисунков. Предлагает дополнительно выбрать традиционное жилище какого-нибудь народа своего края, которое ребёнок будет исследовать самостоятельно.

Учитель: «Перед дорогой послушайте напутственное слово учебника и смело отправляйтесь в поход. Вас ждёт много интересного». Учитель зачитывает вывод главы учебника. Дети дома самостоятельно изучают оставшийся материал и приступают к выполнению заданий на с. 10—13 рабочей тетради как проектной работы для участия в конкурсе «Юный краевед».

Региональный компонент: познакомьте детей с традициями гостеприимства в культуре народов своего края. Предложите детям по желанию принять друг друга в гости. Проявите внимание к детям-сиротам в соответствии с традициями милосердия, характерными для культуры народов своего края.

Рекомендации для занятий в семье: прочитайте сказки, посмотрите фильмы, мультфильмы, снятые по мотивам народных сказок разных народов. Обратите внимание на то, какие народные обряды и обычаи отражены в них. Устройте дома обед или праздник с элементами культуры и кухни одного из народов России и мира. Пригласите в гости друзей ребёнка из числа его одноклассников.






Для любых предложений по сайту: [email protected]