МУЖ И ЖЕНА — ОДНА ДУША - Раздел «Дом как мир»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

МУЖ И ЖЕНА — ОДНА ДУША - Раздел «Дом как мир»

Задачи урока: познакомить детей с представлениями о великой значимости супружеского союза мужчины и женщины, отражёнными в народных сказках, пословицах, старинных и современных свадебных обрядах и обычаях; пробудить стремление творчески выразить мысль о крепости брачных уз в рукотворной игрушке — подарке молодожёнам; сформировать представления о качествах мужа и жены, которые помогают укреплению супружества.

Планируемые результаты: знать две-три пословицы и сюжеты народных сказок о верных, любящих супругах; уметь творчески выразить представления о крепости супружеского союза в рукотворной игрушке, кукольном спектакле, воспроизводящем элементы свадебного обряда, старинного или современного; стремиться поздравить своих родителей во Всероссийский день семьи, любви и верности — 8 июля.

Оборудование: свадебные куклы, куклы-помощники, замок с ключом, рисовая крупа, запись свадебной песни, угощение или имитация подарков.

Предварительная работа: к началу цикла уроков о семейных отношениях учитель готовит свадебных обрядовых кукол. Для этого два лоскута ткани сворачивает в трубочки, перегибает каждую пополам. Затем с помощью ниток выделяет голову и талию. Ещё один лоскут, более длинный, с таким запасом, чтобы куклы легко двигались на нём, сворачивает в трубочку, оба конца которой закрепляет нитками. Получается рука, на которую надевают обе куклы. Учитель готовит свадебный наряд — фату и пояс. Обсуждает с родителями возможность организовать свадебный пир. Обговаривает, кто принесёт какое угощение. Если решено не разыгрывать пир, то детям даётся задание приготовить дома имитацию свадебных подарков. Например, оклеить подарочной бумагой спичечные коробки, перевязать их лентой.

Ход урока

Учитель показывает детям кукол, приготовленных к занятию. Куклы кланяются со словами: «Ребята, у нас сегодня большой праздник. Приглашаем вас на нашу свадьбу!» Учитель отвечает: «Спасибо за приглашение. Ребята обязательно придут. На свадьбу всегда придумывают интересные испытания, которые приходится преодолевать молодым и их гостям. Для вас, ребята, испытанием будет вспомнить то, что вы узнали на прошлых уроках. Как называются свадебные куклы в рассказе о месяце-свадебнике из учебника для 2 класса? Кто такие свёкор и свекровь, тесть и тёща? Кого в старину называли богоданными родителями?» После ответов детей учитель продолжает беседу: «Ребята, кто может рассказать, как проходит свадьба по обычаям народов нашего края? Какие качества мужа и жены народы нашего края оценивают как положительные, а какие качества осуждают? Для этого вспомните, какие легенды, предания, сказки, пословицы о супругах вы знаете. (Учитель выслушивает детей.) Сказки о супругах бывают разные. (Учитель пересказывает текст из рубрики «Странички Умного Совёнка».) Скажите, какие женские качества помогают героиням этих сказок. А пригодятся ли такие качества в современной жизни? Терпение, верность, мудрость, доброта нужны современным жёнам и матерям? Давайте назовём примеры из нашей жизни, чтобы доказать это. (Дети предлагают свои примеры.) Есть и другие сказки, в которых царевич проделывает долгий путь, преодолевает препятствия, побеждает врагов, чтобы выручить невесту. Какие замечательные мужские качества есть в характере сказочных царевичей? Мужество, сила, смелость, доброта, верность, как вы думаете, нужны только в сказках? Когда современные мужья и папы могут проявить их? Какие черты характера необходимы и мужчинам, и женщинам, чтобы сохранить в семье мир и любовь? Почему говорят, что в семье муж — голова, а жена — сердце?»

Учитель: «Рассмотрите фотографии супружеских пар и скажите, правда ли, что со временем муж и жена становятся похожими друг на друга. Вглядитесь в лица и послушайте, о чём рассказывается в учебнике. (Учитель или кто-либо из учеников читает текст первой части главы.) Как вам кажется, к какой фотографии подходят выражения «Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад» и «Любовь да совет — так и горя нет». Вы поняли, почему свадьбу можно назвать рождением для новой жизни? Какие события в человеческой жизни народ называет первым и вторым дивом? Как торжественно называют мужа и жену?» Дети отвечают; если затрудняются, ищут ответ в тексте.

Учитель: «Ну что же, испытания вы прошли, теперь можно честным пирком да за свадебку! Свадьба — вечное дело, не часовое. На настоящей свадьбе всё происходит по порядку, без лишней спешки». Учитель пересказывает текст второй части главы учебника. Рассказ сопровождается показом кукольного действия: жених сватается к невесте, кланяется; она отвечает ему согласием, тоже кланяется. Для этого учитель снимает кукол с одной руки и водит ими по отдельности. Рукобитье можно разыграть с помощью кукол-помощников, а можно предложить кому-то из детей сыграть роли родных жениха и невесты. Разыгрывается приглашение на свадебный пир (называются имена всех учеников класса). Затем происходит подготовка к свадьбе. Ребята выкладывают на стол принесённые из дома небольшие угощения или имитацию подарков к свадьбе. Учитель наряжает кукол: на невесту надевают фату, жениху можно завязать яркий пояс. Предлагает выполнить задание 1 на с. 18 рабочей тетради. В зависимости от того, каким запасом времени располагает учитель, сама свадьба разыгрывается в упрощённом или развёрнутом виде. Рассказывается о венчании. Из старинных обычаев можно воспроизвести осыпание молодых зерном, хмелем. Учитель рассказывает о современном обычае закрывать замок с именами новобрачных на перилах моста. При рассказе учитель закрывает настоящий замок, ключ от него прячет. Спрашивает у детей, как, по их предположениям, возник этот современный свадебный обычай оставлять на мосту через реку замки с именами молодожёнов. Рассказывает, в каких обычаях народов края проявляется пожелание молодожёнам всю жизнь прожить вместе и родить много детей. Куклы перед церемонией венчания надеваются на одну руку. Учитель, рассказывая о венчальных кольцах, говорит: «А вот одна из свадебных загадок: почему говорят, что у кольца нет конца? (Учитель выслушивает мнения детей. Подводит их к выводу о том, что решение создать семью — это прежде всего решение прожить вместе всю жизнь и никогда не разлучаться.) Отсюда возникла пословица «Свадьба — вечное дело, не часовое!». Учитель предлагает детям придумать добрые пожелания молодожёнам. Рассказ детей сопровождается свадебной песней. Для закрепления материала предлагается выполнить задание 2 на с. 18 рабочей тетради.

Если была договорённость завершить урок угощением, то учитель вместе с родителями и детьми организует свадебный пир.

Учитель: «Ребята, наш урок заканчивается, но мы не прощаемся с молодыми супругами. Мы обязательно встретимся с ними на одном из следующих занятий и узнаем, как проходит их жизнь после свадьбы, исполнились ли наши пожелания».

Региональный компонент: познакомьте детей со свадебными традициями, сказками и пословицами о супругах и супружестве народов своего края. Приведите в пример земляков — чету супругов, отметивших свою золотую или бриллиантовую свадьбу. Проявите в соответствии с традициями милосердия, принятыми в культуре народов своего края, внимание к детям-сиротам или детям, живущим в неполной семье.

Рекомендации для занятий в семье: вместе с ребёнком обсудите содержание задания 3 на с. 19 рабочей тетради, проследите за его выполнением. Если в вашей семье, у родных намечается свадьба, попробуйте в качестве свадебного подарка смастерить кукол «Неразлучные супруги» на основе ветки дерева с разветвлением (по образцу куклы, данному в задании 4 на с. 19).






Для любых предложений по сайту: [email protected]