РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО - Раздел «Дом как мир»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО - Раздел «Дом как мир»

Задачи урока: познакомить детей со способами составления родословного древа; пробудить в них интерес к истории своей семьи (рода); инициировать стремление к поисково-исследовательской работе с семейными документами и реликвиями; дать представление о понятии «честь фамилии, семьи, рода».

Планируемые результаты: знать два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения; осознавать ценность документов из семейного архива, а также ценность семейных реликвий, необходимость их сохранения и передачи от одного поколения к другому.

Оборудование: заранее составленное родословное древо каждого ученика и рассказы об истории жизни одного из родственников (по желанию).

Предварительная работа: договоритесь с родителями, готовыми помочь своему ребёнку в составлении фамильного древа и рассказа о родственниках, о форме представления материала на уроке. Распределите, кто из них будет готовить схему способом восхождения, а кто — нисхождения к предкам. Целесообразно накануне уточнить, кто приготовил рассказ, и так распределить выступления, чтобы каждый из подготовившихся выступил в полном объёме.

Ход урока

Урок целесообразно провести в форме рассказа детей. Лучше всего, если рассказывать фамильную родословную помогут детям их родители. Участие новых взрослых в уроке всегда с радостью воспринимается детьми, объединяет не только родителей с их детьми, но и весь класс. Рассказ взрослого более авторитетен для детей, при этом немаловажно чувство гордости ребёнка за своих родителей, вышедших с рассказом к его одноклассникам. Такое занятие хорошо закончить чаепитием, не ограничивая общение регламентом урока.

Роль учителя состоит в том, чтобы организовать предварительную совместную работу детей и родителей к уроку. В ходе урока после выступления детей и родителей с представлением своих схем и рассказов учителю необходимо организовать обсуждение способов составления родословного древа и беседу по вопросам рубрики «Подумаем», закрепление материала по вопросам рубрики «Проверим себя» и обобщение результатов урока в совместно сделанном выводе.

Региональный компонент: познакомьте детей с традициями сохранения памяти об истории семьи (рода) в культуре народов своего края. Приведите в качестве примера родословное древо одного-двух своих знаменитых земляков. Проявите внимание к детям-сиротам в соответствии с традициями милосердия, принятыми в культуре народов своего края.

Рекомендации для занятий в семье: прочитайте вместе с ребёнком текст учебника на с. 28—29. Выберите для себя один из двух способов составления схемы семейно-родовых связей. Выполните вместе с ребёнком задания 1 и 2 на с. 16—17 рабочей тетради. Как можно чаще возвращайтесь в разговорах с детьми к сюжетам из жизни семьи, чтобы ребёнок чувствовал себя включённым в ход семейной истории. Старайтесь говорить о родных как можно больше хорошего.






Для любых предложений по сайту: [email protected]