ДОБРЫЕ ДЕТИ — ДОМУ ВЕНЕЦ - Раздел «Дом как мир»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

ДОБРЫЕ ДЕТИ — ДОМУ ВЕНЕЦ - Раздел «Дом как мир»

Задачи урока: познакомить детей с традициями воспитания девочки и мальчика, определяющими их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца, отражёнными в народных сказках, пословицах, в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков; инициировать поисково-исследовательскую работу ребёнка в стремлении узнать значение имени, которое он носит, познакомиться с жизнью и деятельностью знаменитого соотечественника — своего тёзки, творчески оформить мысль о нравственном ориентире, которым служат личное имя ребёнка и авторитетный для него человек.

Планируемые результаты: знать две-три пословицы и сюжеты народных сказок, авторских произведений о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых девочках и мальчиках; знать значение своего имени и уметь творчески выразить заложенный в нём нравственный смысл как образец для самовоспитания; уметь описать личностные качества человека, выбранного ребёнком в качестве образца для подражания.

Оборудование: свадебные куклы, куклы-младенцы, игрушки для игровых уголков девочки и мальчика.

Предварительная работа: узнать значения имён учеников класса. Приготовить кукол-младенцев: кулёчки из ткани в форме спелёнатого младенца с верёвочками для закрепления на руке. Подобрать игрушки для формирования игровых уголков детьми на уроке.

Ход урока

Учитель достаёт свадебных кукол и обращается к детям: «Здравствуйте, ребята! Вы помните, как мы с вами были на свадьбе? А теперь в кукольной семье радость — появился малыш! (Учитель раздвигает кукол на плече и прикрепляет на освободившееся место куклу-младенца (свёрток в форме спелёнатого младенца). А за ним и ещё один! (Снова освобождает место и добавляет ещё одну куклу.) И ещё ребёночек! Приходят гости. Поздравляют. Говорят родителям: «Добрые дети — дому венец!» Какой смысл имеет эта пословица? Как вы её понимаете?» Дети рассуждают. Учитель подводит детей к выводу о том, что дети, их поведение, поступки раскрывают внутренний мир семьи. Добрые (трудолюбивые, честные, дружные) дети венчают семью уважением, почётом и, главное, радостью и сердечным покоем родителей.

Учитель: «Как вы думаете, с помощью каких дел, занятий дети перенимали раньше и перенимают сейчас семейные обычаи, традиции? Что вы узнали в 1 классе о том, чему каждый человек учится в семье? Чему бы сейчас вы хотели научиться у своих мам, пап, старших родственников? В каких сезонных работах принимали участие дети в течение года в старину? В каких сезонных работах участвуете вы? Какие календарные праздники отмечали в семье в старину, а какие отмечают в наши дни?»

Учитель продолжает: «Ребята, в нашем учебнике есть репродукции картин-портретов двух детей — мальчика и девочки. Это дети из далёкого прошлого, но они так открыто смотрят на нас, что совсем не кажутся непонятными, чужими. Всмотритесь в них, может быть, их лица даже покажутся вам похожими на лица кого-то из детей нашего класса или на лица кого-то из ваших родных. Прочитайте название картин. Опишите, какими вы себе представляете этих детей. Объясните, за какими занятиями изобразили их мастера живописи». Происходит обсуждение репродукций. Учитель записывает на доске те определения, эпитеты, какими дети наделяют изображённых детей. При необходимости сам дополняет описание прилагательными, описывающими добрые мужские и женские черты характера. Описывает каждого из персонажей в форме связного рассказа.

Учитель: «Вот мы с вами уяснили, что ребята заняты вполне серьёзными делами. Очевидно, что это не игра, а настоящая помощь в ведении хозяйства. Ребята, кто из вас по-настоящему помогает в домашних делах взрослым? Ваше главное дело — учёба. Многие поколения детей и взрослых в старину могли только мечтать об этом. Выучившись, вы станете врачами, строителями, поварами, инженерами. Но вам предстоит стать и хозяевами, хозяйками в своих семьях. Какие дела помогают вам к этому готовиться? Могут ли помочь игры в этом деле? Помогают ли вам ваши игрушки научиться быть хорошим хозяином — кормильцем семьи или хозяйкой — матерью семейства? Как устроены ваши игровые уголки?» Дети отвечают.

Учитель продолжает: «Ребята, вот перед вами лежат игрушки. Представьте, что вам нужно наполнить два игровых уголка: для мальчика и для девочки. Какие игрушки вы отберёте? Предлагаю, чтобы уголок для девочки наполнил мальчик, а уголок для мальчика — девочка. Можно представить, что вы оформляете витрину магазина игрушек. Кто хочет попробовать? (Вызвавшиеся дети выходят к столу учителя.) Перед тем как начать раскладывать игрушки, предлагаю порассуждать. Как с давних пор устроен уголок девочки? Почему он устроен именно так? В каких делах проявляет себя мальчик? Чему он учился в старину, чему учится сейчас?» Проходит обсуждение. После этого дети выполняют задание по наполнению уголков.

Ученики класса решают, можно ли сразу понять, где игрушки девочки, а где — мальчика. Учитель: «Теперь давайте прочитаем, как в нашем учебнике представлены места для игр детей. Уточним, могут ли наши уголки послужить иллюстрацией к тексту учебника». Учитель или дети читают текст учебника. Проверяют, получилось ли составить уголки, подходящие к тексту. Стараются объяснить, что похоже, а что — различается, и понять, от чего зависят сходство и различие. Выполняют задание 1 на с. 22 рабочей тетради.

Учитель: «Ребята, сейчас вернёмся к портретам детей. Ещё раз посмотрите на них и скажите, какие имена им подходят. (Дети предлагают свои варианты имён.) А какие имена вам хотелось бы дать младенцам из кукольной семьи? (Дети произвольно называют имена.) Мне нравятся все названные имена. И всё-таки хотелось бы, чтобы кого-то из детей назвали Александром и Ольгой. А вы знаете, что означают имена Александр и Ольга? Какие замечательные люди носили эти имена?» После ответов детей учитель предлагает узнать полный ответ из учебника. Дети читают про себя. Учитель опрашивает детей по прочитанному тексту: «Знаете ли вы значения имён, которые носите? Кого из людей, носящих одно с вами имя, вам хотелось бы взять за образец?» Во время беседы учитель объясняет детям значения их имён, подчёркивая неповторимость и значительность каждого.

В заключение учитель берёт в руки свадебных кукол: «Как вы думаете, в кукольной семье дети вырастут достойными продолжателями их игрушечного рода, только если им дадут подходящие имена?» Высказывания детей учитель подытоживает словами вывода, предварив рассуждением: «Мы сейчас убедились, что все имена заключают в себе глубокий смысл. Все имена красивы своим значением. Но характер человека, его душевные качества зависят не от одного имени. Каждое имя дарит своему владельцу скрытую красоту, силу, древнюю тайну. И всё-таки главное в человеке воспитывается с детства в семье и самим человеком в самом себе. Ведь любое доброе качество можно в себе развить, а нехорошие черты характера обратить в достоинства, немного поработав над собой. Было бы только желание. Тогда, глядя на вас, захочется сказать словами пословицы «Добрые дети — дому венец!».

Дети выполняют часть задания 2 на с. 22 рабочей тетради. Дома фотографируют или рисуют свой уголок игрушек или одну любимую игрушку и завершают выполнение задания.

Региональный компонент: познакомьте детей с традициями, сказками, пословицами, связанными с воспитанием девочек и мальчиков в культуре народов своего края. Приведите в пример своих земляков — мужчин и женщин, которые могли бы стать образцом для подражания соответственно для мальчиков и девочек. Подберите дополнительный справочный материал, помогающий детям узнать значение личного имени, имеющего корни в языках народов своего края.

Рекомендации для занятий в семье: найдите тёзок ребёнка среди известных людей, персонажей книг, фильмов, знакомых, родственников. Назовите положительные качества их характера. Обсудите с ребёнком, в чём ему хотелось бы походить на них, как он хотел бы организовать свой игровой уголок, что в нём изменить, чем дополнить, чтобы освоить какое-либо полезное в жизни дело. Выполните вместе с ребёнком задания 3 и 4 на с. 23 рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]