ДЕТСКИЕ ИГРЫ — ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ - Раздел «Дом как мир»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

ДЕТСКИЕ ИГРЫ — ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ - Раздел «Дом как мир»

Задачи урока: познакомить детей с традициями народной игровой культуры, с различными типами игр и игрушек (старинных и современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное развитие детей; инициировать поисково-исследовательскую работу детей в области традиционного детского игрового фольклора; побудить использовать народные игровые традиции в собственной игровой деятельности.

Планируемые результаты: знать несколько народных игр, уметь определить их назначение в своём развитии детей; понимать заложенный в игре нравственный смысл, необходимый для самовоспитания; уметь описать правила игры и организовать её в среде сверстников.

Оборудование: игрушки, перечисленные в учебнике: бильбоке, свистульки, традиционные игрушки народов своего края и любые по выбору учителя. Занятие проводится в физкультурном или актовом зале.

Предварительная работа: предложите кому-то из родителей прийти на урок физкультуры и провести с детьми игру своего детства (подвижного характера, спортивного типа). Перед игрой вспомните считалки и жеребьёвки для распределения ролей.

Ход урока

Учитель в начале урока задаёт детям вопросы из рубрики «Вспомним». Затем предлагает представить, как в старину народные игры с самого рождения помогали ребёнку расти здоровым, умным и добрым. Напоминает детям игру-потешку «Сорока-ворона» и показывает на ком-то из детей игровые действия.

Учитель обращается к детям: «Ребята, как вы думаете, для чего нужна такая игра? Чему она учит? Как называются игры для малышей? Какие чувства вызывает в малыше и во взрослом игра «Сорока-ворона»?» Затем учитель вместе с детьми разыгрывает игру-потешку народов своего края и задаёт вопрос: «Что общего по сравнению с русскими потешками в играх для малышей в творчестве народов нашего края и в чём различие?» Возможно, учителю необходимо будет самому сопоставить игры и объяснить детям, в чём различия. Педагог предлагает выполнить задание 1 на с. 24 рабочей тетради. Проговаривает с детьми скороговорки, данные в учебнике. Обсуждает логопедическое значение словесных игр. Предлагает выполнить задание 2 на с. 24 рабочей тетради. Показывает детям игрушки, упомянутые в главе учебника: бильбоке, свистульки и подходящие по типу игрушки своего края. Спрашивает: «Почему игры со свистульками развивают силу дыхания и укрепляют мышцы живота?» Выясняет значение народной игрушки для воспитания ребёнка, обращаясь к тексту на с. 46 учебника и к рубрике «Поиграем» на с. 47. Затем переходит к обсуждению игр спортивного типа, в том числе тех, в которые играли в ходе предварительной работы на уроке физкультуры. Задаёт вопросы: «Как игры способствуют укреплению физического здоровья? Только ли для укрепления физического здоровья полезны игры спортивного типа, принятые в культуре нашего края?» Педагог предлагает детям поиграть в одну из любимых ими подвижных игр. Для этого дети должны посчитаться. Учитель обсуждает с детьми, для чего нужны считалки и жеребьёвки. Подвижные игры организуют учитель, дети или кто-либо из родителей, вновь пришедших на встречу с детьми.

Завершается занятие играми-загадками на с. 45 учебника и рабочей тетради. Для этого дети выполняют задания 3 и 4 на с. 24 рабочей тетради. В заключение учитель проговаривает слова вывода учебника. При этом обязательно надо подчеркнуть, что народные игры и игрушки не только помогают укреплять здоровье физическое, но и способствуют поддержанию здоровья психического и духовно-нравственного.

Региональный компонент: познакомьте детей с традициями детской игровой культуры народов своего края. По возможности организуйте в классе клуб (кружок, студию) любителей игры и игрушек народов своего края, собрав в нём детей, которые станут инициаторами игровой деятельности в среде одноклассников. Пригласите на встречу с детьми местных мастеров, владеющих технологиями народной игры и изготовления традиционной игрушки. Также для знакомства с работой таких мастеров можно организовать экскурсию в Дом народного творчества.

Рекомендации для занятий в семье: если есть возможность, посвятите родительское собрание вопросу важности детской игровой культуры. (Собрание можно провести совместно со школьным психологом.) Напомните родителям о важности игр в процессе психофизического развития ребёнка и в укреплении семейных связей. Подтвердите, что совместные игры на свежем воздухе способны снимать стресс, налаживать внутрисемейные отношения и нарабатывать навыки общения со сверстниками. Подчеркните, что для совместных игр не обязательно выходить на улицу, специально организовывать время. Дети в возрасте 9—10 лет любят играть в настольно-печатные игры, не требующие усилий по своей организации. Также следует напомнить, что дети находятся в том периоде, когда им необходимо играть в сюжетно-ролевые игры. Наличие таких игр в жизни ребёнка говорит о психическом здоровье. Подчеркните, что в отношениях с ребёнком у родителей остаётся совсем немного времени до подросткового кризиса, в котором чётко проявятся все проблемы предшествующего воспитания, которые сейчас ещё возможно предупредить, в том числе — с помощью совместной игровой деятельности, соответствующей возрастным особенностям младших подростков.

Домашнее задание: выполнить задания 5 и 6 на с. 25 рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]