СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА - Раздел «Дом как мир»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА - Раздел «Дом как мир»

Задачи урока: дать понятие о внешнем и внутреннем строении тела человека; познакомить с внешними и внутренними органами тела, их функциями; понятие о системах органов (опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, кровеносной и нервной).

Планируемые результаты: научиться характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; понимать важность для человека знания работы своих внутренних органов; извлекать из источников дополнительную информацию, делать и обсуждать доклады.

Основные термины: внешнее и внутреннее строение тела человека, верхние и нижние конечности, внутренние органы, системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная), скелет, мышцы, ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник, носовая полость, трахея, бронхи, лёгкие, сердце, кровеносные сосуды, головной мозг, спинной мозг, нервы, сигналы.

Оборудование: магнитофон и кассета с записью песенки «Точка, точка, запятая...», настенные таблицы строения тела человека, таблицы систем органов человека (из рабочей тетради) на интерактивной доске или экране мультимедийной проекции.

Ход урока

В начале урока проверяется материал предыдущего урока. Визитной карточкой данного урока может быть песенка «Точка, точка, запятая...» (Г. Гладков, Ю. Ким). Учитель формулирует учебную задачу: изучить внешние и внутренние органы человека и их систему, понять значение этих знаний для жизни.

При организации подготовительного этапа перед изучением нового материала следует учесть, что сведения по анатомии и физиологии человека по программе «Окружающий мир» А. А. Плешакова и М. Ю. Новицкой в 1—2 классах не давались, поэтому в рубрике «Вспомним» проводится сопоставление со строением растений и животных с опорой на те сведения о внутренних органах человека, которые дети получили от родителей. Следует учитывать, что дети в этом возрасте, хотя и тренировались на занятиях по математике и по информатике в различении правой и левой сторон, всё же путают их при зеркальном отражении. Поэтому в ходе подготовительного этапа следует ещё раз обратить внимание детей на то, что если учитель поднимает правую руку, то у детей на этой стороне располагается левая рука.

Основное внимание при изучении внешних и внутренних органов человека следует уделить тому, как человек воспринимал своё тело, что считал в своём теле важным. Этот материал является базовым для работы по обеспечению безопасности жизни. Народная мудрость, как правило, выражается в пословицах, поговорках и во фразеологизмах:

Голова — Голова всему начало. Снявши голову, по волосам не плачут. Немудрено голову срубить — мудрено приставить. (Без головы жизнь человека невозможна.) Грудь — Защитить своей грудью. Скрыть в груди своей. Либо грудь в крестах, либо голова в кустах. (Опасность надо встречать грудью.) Спина — За чужую спину не прячься. Спиной вперед не ходят. Не показывай врагу спину. (Спина — тыл.) Живот — Сытое брюхо к ученью глухо. Руки — С руками нигде не пропадёшь. Глаза боятся, а руки делают. У лентяя руки в боки, глаза в потолок. Руки не применишь, так и ложки с полки не достанешь. (Руки — основной «инструмент» для работы.) Ноги — В ногах правды нет. Ноги носят, а руки кормят. Голова у ног ума не просит. (Ноги — «инструмент для передвижения».)

Излагая материал о внутренних органах, можно подчеркнуть, что в глубокой древности, когда люди были ещё дикарями, они уже знали, где у человека находятся внутренние органы, потому что племена, воюя между собой, поедали своих врагов и приносили человеческие жертвы. Вероятно, с тех времён знание о значении внутренних органов сохранилось в памяти народной в легендах, мифах, пословицах. Но затем религия стала запрещать вмешательство в тело человека, даже в мёртвое, и многие сведения подзабылись, а потребности медицины в лечении людей требовали знания анатомии, т. е. науки о строении тела человека. Поэтому врачи начали вскрывать трупы тайно, по ночам. Можно продемонстрировать репродукцию картины «Урок анатомии» Рембрандта. Постепенно были накоплены знания о расположении органов внутри тела человека и их роли в жизнедеятельности организма.

Далее изучается расположение внутренних органов в теле человека. И вновь нужно напомнить детям, что на настенной таблице (или на таблице учебника, с. 45) — зеркальное отражение. Неплохо, если ребёнок покажет расположение сердца, желудка и печени сначала на себе, а потом на ком-нибудь из ребят.

Закрепляются эти сведения при выполнении заданий 1, 2, 3 рабочей тетради.

Физкультминутка выполняется под музыку визитной карточки.

Материал о системе внутренних органов предлагается для самостоятельного изучения по группам. Класс делится на 5 групп (две парты на группу), каждая из групп изучает по учебнику свою систему органов, рассматривает рисунки на с. 46—47, выполняет задания 5 и 6 рабочей тетради (система докладов по группам).

Рекомендации для занятий в семье: помочь подготовить доклад по заданию 6 рабочей тетради и правильно оформить библиографию.






Для любых предложений по сайту: [email protected]