ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ - Раздел «В поисках Всемирного наследия»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ - Раздел «В поисках Всемирного наследия»

Задачи урока: познакомить детей с идеей сохранения достопримечательностей природы и культуры, с историей создания Списка Всемирного наследия; инициировать их интерес к посещению объектов Всемирного наследия России и мира, к знакомству с ними на основе книг, альбомов, циклов теле- и радиопередач, с помощью сети Интернет; дать новый импульс поисково-исследовательской работе с местными достопримечательностями природы и культуры, знакомству со святынями своего края, побудить стремление их сохранять.

Планируемые результаты: знать толкование смысла эмблемы Всемирного наследия; уметь рассказать об одном-двух объектах Всемирного наследия (по выбору); оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

Оборудование: карта мира, значки для обозначения географических объектов на карте, карандаши, бумага.

Ход урока

Учитель обращается к ученикам: «Здравствуйте, ребята! Помните, однажды мы с вами разговаривали о том, что дом — это целая Вселенная. То же самое можно сказать и о каждой семье. Знакомясь с новым человеком, входя в новый дом, мы открываем для себя новый мир. На прошедших уроках мы изучали традиции, говорили об отношениях между людьми, сравнивали между собой уклад прежних времён и законы, по которым живут современные семьи. Нам важна была каждая деталь домашней жизни в прошлом и сейчас. Начиная с сегодняшнего урока, мы переведём наш взгляд от малого к большому. Теперь нас будет интересовать весь мир во всём его разнообразии. А точнее — Всемирное наследие. Как вы понимаете это словосочетание? Что оно обозначает? Подсказкой нам послужат вопросы: какие объекты природы и культуры люди взяли под охрану? Почему охраняют эти объекты? Что люди делают для их охраны? (Происходит обсуждение.) Для того чтобы проверить наши предположения, вопреки правилам, заглянем в вывод сегодняшнего урока». Ученик читает текст вывода.

Учитель продолжает: «А теперь послушайте, какая беда могла произойти несколько лет назад в далёком Египте. Справиться с ней помогли человеческое неравнодушие и умение сообща решать сложные вопросы». Учитель спрашивает у детей, кто может показать на карте Египет. Учитель значком отмечает на карте расположение своего населённого пункта, а отдельным значком отмечает месторасположение Египта. Обсуждает с детьми удалённость этой географической точки. Читает рассказ учебника о храме Абу-Симбел.

Учитель: «Ребята, в тексте ещё раз прозвучало определение Всемирного наследия. Найдите его и прочитайте. (После выполнения задания учитель обращает внимание детей на фотографии на с. 90—91.) Представьте себя у подножия этих статуй. Какие чувства вы испытываете? Какие слова хочется сказать об этих колоссальных фигурах? Какое впечатление производит на зрителей древний египетский храм? Что можно сказать о создателях этого памятника культуры? О чём рассказывают молчаливые гиганты своим потомкам? Представьте, что изваяния обрели способность говорить. О чём был бы их рассказ? Чем он важен для нас?»

Учитель: «Познакомимся с эмблемой Всемирного наследия. Какие знакомые формы, знаки вы в ней видите? Что обозначает в народной культуре изображение круга? квадрата? Прочитайте в учебнике, какой смысл заключён в эмблеме Всемирного наследия». Ученики читают текст учебника. Объясняют своими словами или цитируют толкование учебника.

Учитель продолжает: «На фотографиях мы можем увидеть несколько шедевров творчества природы и зодчества мастеров прошлого. Рассмотрите их. Какие из них относятся к природному наследию, а какие — к культурному? Какие из них находятся в России? Почему природное и культурное наследие человечества образуют одно неразрывное целое?»

Учитель: «Все памятники Всемирного наследия с давних времён поражали воображение людей. С каждым из них связаны прекрасные легенды, сказки, реальные истории. Одна из таких историй, похожая на восточную сказку, рассказывается на «Страничках Умного Совёнка». Найдите её. Определите, к какой из фотографий относится эта история». Дети самостоятельно работают с учебником. Кто-то из учеников зачитывает текст о Тадж-Махале.

Далее учитель проводит собеседование по вопросам рубрики «Проверим себя».

Учитель рассказывает детям об объектах Всемирного наследия родного края. Объясняет, чем они интересны, что делается для их охраны.

Учитель: «А теперь, ребята, подумайте и решите, что каждому из вас хотелось бы защитить и сохранить в окружающей нас жизни. Это может быть любое из проявлений окружающего мира. Можно обратиться и к тем жемчужинам культуры и природы, с которыми мы познакомились на сегодняшнем уроке. Сделайте рисунок и поставьте на нём эмблему Всемирного наследия. Это станет охранительным знаком для самого дорогого, что у вас есть, что вам хочется сберечь».

Дети выполняют задание. Из готовых работ учитель подготавливает выставку «Пусть всегда будет...».

Региональный компонент: продолжайте знакомить детей с традициями сохранения памятников истории и культуры, природных достопримечательностей своего края; оформите список природного и культурного наследия своего края.

Рекомендации для занятий в семье: по готовым работам можно обсудить с родителями, как формируются ценностные приоритеты у детей. Родители, побывавшие в тех странах, которые будут обсуждаться на следующих уроках, могут приготовить фоторепортаж или рассказ о поездке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]