ПУТЕШЕСТВИЕ К А. С. ПУШКИНУ - Раздел «Дом как мир»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

ПУТЕШЕСТВИЕ К А. С. ПУШКИНУ - Раздел «Дом как мир»

Задачи урока: познакомить детей с историей рода А. С. Пушкина; на этом примере углубить их интерес к изучению связей между предками и потомками в своей семье (роде); продолжить поисково-исследовательскую работу с семейными документами и реликвиями; дать представление о неразрывной связи между разными поколениями, основанной не столько на кровном, сколько на духовном родстве, на близости интересов, на желании сохранить и продолжить доброе дело, начатое каким-либо человеком — родственником, земляком, соотечественником.

Планируемые результаты: знать одно-два стихотворения или отрывка из сказок А. С. Пушкина (по выбору); уметь выразительно прочитать их, творчески проиллюстрировать или драматизировать в небольшом спектакле (по выбору); выбрать из семейного наследия документ, реликвию, семейное устное предание, в которых хранится память о добром деле, совершённом родным человеком, оформить для дальнейшего сохранения и передачи следующему поколению в семье либо уметь рассказать о том, как продолжаются добрые дела в семье (сохраняется дерево, посаженное дедом; хранится и продолжается мамой рукописная книга бабушкиных рецептов традиционной кухни и т. п.).

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, запись музыкального произведения по выбору учителя.

Предварительная работа: распределить между учащимися стихотворения А. С. Пушкина для заучивания наизусть или предложить детям (родителям) самостоятельно выбрать стихотворение, записи музыкальных композиций классической музыки: «Вальс» Г. В. Свиридова, «Вальс из струнной серенады», «Сентиментальный вальс», Andante cantabile, музыкальный фрагмент из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Соловей» А. Алябьева.

Ход урока

Учитель здоровается с детьми и предлагает прочитать стихотворения А. С. Пушкина, выученные детьми заранее, включает музыкальный фон.

После чтения нескольких стихотворений учитель обращается к классу: «Ребята, когда вы готовились к сегодняшнему уроку, подбирали и учили стихотворения А. С. Пушкина, встретили ли вы стихотворения, в которых поэт упоминал бы о своей семье, родителях, детях? Действительно, в произведениях поэта с трудом можно найти рассказ о его детстве. Из стихотворений читатели узнают о лицейских годах поэта, когда он уже покинул семейное гнездо. Но это совсем не значит, что Александр Сергеевич жил как Иван, не помнящий родства. В его письмах, дневниках, заметках и стихотворении «Моя родословная» мы находим подробный, бережный и полный любви и уважения рассказ о предках его славного рода. Так что только на основании записей самого поэта можно составить родословное древо его семейства. Мы сейчас это и сделаем. А для начала вспомните, что такое родословное древо. Как можно строить схему родословных связей?» Дети отвечают. Вместе с детьми учитель определяет, что разбираться в фамильных связях А. С. Пушкина они станут, продвигаясь от древности к более близким временам.

Учитель просит открыть учебники на с. 84—85 и обращается к детям: «Сегодня наша работа с учебником будет напоминать труд архивных работников, собирающих по частицам из разных документов полные истории семей, людей, событий». Учитель начинает читать текст «Предки А. С. Пушкина». Чтение подкрепляет схематическим изображением упоминаемых связей на доске. При рассказе об Александре Невском просит детей вспомнить урок 37 «Добрые дети — дому венец», текст «Твоё имя — твоя честь» и сказать, кто такой великий князь Александр Невский. Читает разъяснения на «Страничках Умного Совёнка» касательно летописных сведений о предках поэта. Учитель: «А вот и слова самого А. С. Пушкина о родоначальнике, которого он называет Рачей:

...Мой прадед Рача мышцей бранной

Святому Невскому служил...

И дальше он пишет:

...Водились Пушкины с царями;

Из них был славен не один...

(А. С. Пушкин. Моя родословная)

Это совершенная правда. Предки А. С. Пушкина упоминаются в описании царствований нескольких правителей России. А вот откуда пошла фамилия Пушкины»? Учитель зачитывает абзац о Григории Александровиче. Достраивает фамильную ветвь со стороны отца поэта.

Учитель обращается к детям: «Теперь проследим историю рода по линии матери». Учитель читает абзац и спрашивает у детей: «Кто такой Пётр I? Сам Александр Сергеевич о своём чернокожем предке говорит: «Царю наперсник, а не раб». Учитель достраивает на доске материнскую ветвь родословной.

Учитель продолжает: «На этом не заканчивается история рода Пушкиных. У А. С. Пушкина и его жены, Натальи Николаевны, было четверо детей: Мария, Александр, Григорий и Наталья». Учитель продолжает родословное древо четырьмя ответвлениями и говорит: «Ребята, рассмотрите в учебнике портреты предков и потомков А. С. Пушкина. Постарайтесь увидеть в их лицах общие родовые черты». Дети рассматривают изображения, решают, кто из потомков наиболее похож на поэта, похож ли сам А. С. Пушкин на своего прадеда или на мать. Предлагает выполнить задания 1 и 2 на с. 56 рабочей тетради.

Затем учитель приглашает детей в родовые земли Пушкина на Псковщине. Читает текст. Дополняет его: «По воспоминаниям современников, бабушка поэта «больше других его любила, но журила порядком». В честь бабушки, Марии Алексеевны, с пожеланием быть похожей на неё, первой дочери А. С. Пушкина было дано имя Мария. Полагают, что уважительное отношение к собственной родословной в поэте пробудила именно бабушка Мария Алексеевна».

Учитель беседует с детьми по вопросам раздела «Обсудим», просит ответить на вопросы рубрики «Проверим себя». Особого внимания требует решение второго вопроса рубрики «Обсудим» о духовном родстве потомков с А. С. Пушкиным. После ответов детей учитель рассуждает: «Читая Пушкина, мы понимаем то, о чём он говорил в своих стихотворениях. Нам близки мысли поэта, мы думаем о том, о чём он размышлял. Мы продолжаем жизнь его творчества тем, что любим, знаем, читаем его книги. А ведь потомки — это и есть продолжатели духовной жизни предков в веках».

Урок заканчивается чтением вывода учебника. В заключение учитель начинает декламировать стихотворение А. С. Пушкина, известное всему классу. Чтение продолжается хором, по памяти.

Региональный компонент: продолжайте знакомить детей с традициями сохранения памяти об истории семьи (рода) в культуре народов своего края. Приведите в пример родословное древо одного-двух своих знаменитых земляков. Посетите место их захоронения или совершите экскурсию к памятникам. Проявите внимание к детям-сиротам в соответствии с традициями милосердия, принятыми в культуре народов своего края.

Рекомендации для занятий в семье: прочитайте вместе с детьми по собственному выбору произведения А. С. Пушкина. Посмотрите мультфильмы, снятые по его сказкам. Вернитесь к собственной родословной, попытайтесь восстановить утерянные звенья.

Домашнее задание: задание 3 на с. 57 рабочей тетради (выполнить совместно с родителями).






Для любых предложений по сайту: [email protected]