ОЗЕРО БАЙКАЛ - Раздел «В поисках Всемирного наследия»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

ОЗЕРО БАЙКАЛ - Раздел «В поисках Всемирного наследия»

Задачи урока: познакомить детей с особенностями озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия; раскрыть значение озера как уникального природного явления не только России, но и мира; инициировать интерес к ландшафту, флоре и фауне озера, к его экологическим проблемам, к знакомству с ним на основе книг, альбомов, циклов теле- и радиопередач, с помощью сети Интернет и других электронных носителей информации.

Планируемые результаты: знать местонахождение озера Байкал, уметь показать его на карте России; рассказать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах (по выбору); оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

Оборудование: карта России, значки для обозначения на карте Москвы, родного географического пункта и озера Байкал, банка с прозрачной или подсинённой водой и приклеенными к стенке изображениями животных и растений Байкала, фонарик, раствор тёмных красок, запись русской народной песни «Славное море, священный Байкал».

Ход урока

Учитель здоровается с детьми. Пишет на доске начальные и последние буквы слов «озеро» и «Байкал», между ними ставит столько прочерков, сколько пропущено букв. Учитель: «Здесь спрятано название путешествия сегодняшнего урока. Догадайтесь, к какому памятнику Всемирного наследия мы сегодня отправимся». Дети угадывают. Угадавшему ученику предлагается заполнить пропуски в словах.

Учитель продолжает: «Да, наш путь сегодня проляжет за многие километры от Москвы — к озеру Байкал. Перед путешествием упорядочим знания прошлых уроков. С каким объектом Всемирного культурного наследия, расположенным в Москве, мы познакомились? Почему Московский Кремль дорог сердцу каждого россиянина?» Учитель просит детей показать на карте расположение Москвы и родного населённого пункта. Если эти точки не отмечены на карте, помечает их особыми значками. Спрашивает у детей, кто мог бы показать на карте расположение Байкала. Вызывает к карте ученика или показывает сам.

Учитель: «Озеро Байкал мы отметим значком жемчужины. Как вы думаете, почему Байкал называют жемчужиной природы? Может быть, из-за формы? Посмотрите на карте, какова его форма? Похожа она на жемчужину? Может быть, и похожа на речной жемчуг, но люди сравнили Байкал с жемчужиной не за форму. На Земле много озёр с более правильной, круглой формой. Наверняка, и вы знаете некоторые из них. Люди называют их жемчужиной родного края. В них прекрасно купаться, ловить рыбу, они дают жизнь многим животным, растениям да и людям. Эти озёра — природное наследие нашей Родины и Земли в целом, но о них знают только местные жители. А об озере Байкал знают во всём свете. Давайте послушаем народную песню о Байкале. Может быть, в ней будет отгадка? Послушайте и скажите, как называют озеро Байкал в песне».

Учитель включает запись песни и обращается к детям: «Какие слова обращены к Байкалу? Ещё загадка: почему озеро названо морем, да ещё священным? Возьмём учебник и попытаемся найти отгадку в рассказе». Учитель называет того ученика, который начнёт читать текст: «Давайте сегодня вспомним о нашем помощнике — волшебном клубочке. Чтение будут продолжать те ученики, на чью парту я положу волшебный клубочек. Какие вы услышали подтверждения в тексте тому, что озеро Байкал заслуживает названия и жемчужины, и моря?» Дети отвечают, при необходимости ещё раз самостоятельно обращаясь к тексту.

Учитель: «Интересно узнать о ваших собственных впечатлениях от встречи с Байкалом. Ребята, рассмотрите фотографию. Какое впечатление производит на вас озеро Байкал?» Дети отвечают. Учитель поощряет учеников к использованию ярких, образных прилагательных в определении своих чувств. Спрашивает: «Чем интересен посёлок Листвянка?» Дети по желанию высказываются.

Учитель продолжает: «Сейчас мы погрузимся в воды Байкала. Для этого заглянем на «Странички Умного Совёнка». Там нас ждёт глубоководный аппарат «Мир». В чистых и прохладных водах Байкала обитают многие животные. Посмотрите в окно нашего аппарата — познакомьтесь с животными Байкала и приведите свои примеры животных — обитателей Байкала. (Ученики рассматривают изображения байкальской фауны.) Ребята, как вы думаете, что нужно этим и многим другим животным Байкала для благополучной жизни?» Дети высказывают свои предположения.

Учитель: «А сейчас мы проведём с вами небольшой эксперимент». Учитель ставит на стол банку с подсинённой или прозрачной водой. На той стороне банки, что противоположна детям, могут быть наклеены изображения животных и растений, создавая ощущение населённости. Учитель просвечивает воду в банке фонариком, имитируя прохождение солнечного света.

Учитель продолжает: «Представьте себе, что такую воду мы видим за стёклами нашего аппарата. Она просвечена солнцем и оттого совсем прозрачна. Мы можем видеть обитателей озера. И вдруг что-то случилось!» Учитель добавляет в банку воду из другой ёмкости, подкрашенную тёмными грязными красками. Вода в банке стала мутной. При подсвечивании фонариком видна тёмная взвесь.

Учитель: «Похожая беда действительно происходит с Байкалом. Лучше всего об этом расскажет учебник». Учитель читает текст и задаёт вопросы рубрик «Проверим себя», «Подумаем».

Учитель: «Когда космонавты смотрят на Землю из космоса, на земном шаре ясно виден Байкал — как голубой глаз, глядящий на звёзды. Если люди ничего не предпримут для спасения озера, через некоторое время око Байкала станет мутным и исчезнет с лица Земли. Мы можем начать с малого: больше узнавать о природе родного края и мира, учиться беречь природу нашей малой родины, быть заботливыми, внимательными к окружающему нас миру. Когда вы вырастете, у Байкала и других памятников Всемирного природного и культурного наследия появятся верные защитники и надежда на будущее».

Учитель предлагает нескольким детям с выражением прочитать четверостишие учебника, сделать вывод из пройденного материала, сравнить собственные выводы с выводом учебника.

Региональный компонент: если в вашем городе (селе) или поблизости от вашего местожительства есть источник чистой воды, познакомьте с ним детей, внесите его в список природного и культурного наследия своего края, обсудите экологические проблемы и вопросы охраны источника.

Рекомендации для занятий в семье: обращайте внимание на экологические проблемы родного края, обсуждайте с ребёнком возможности личного участия в их решении. Посмотрите научно-популярный фильм о Байкале, найдите вместе с ребёнком материалы в Интернете, рассмотрите фотографии в альбомах и книгах о Байкале.






Для любых предложений по сайту: [email protected]