ПУТЕШЕСТВИЕ В ЕГИПЕТ - Раздел «В поисках Всемирного наследия»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЕГИПЕТ - Раздел «В поисках Всемирного наследия»

Задачи урока: познакомить детей с природными и культурными достопримечательностями Египта, его столицы, с египетскими пирамидами как объектом Всемирного культурного наследия; раскрыть его историко-культурное значение; инициировать интерес к миру природы и культуры Египта, к знакомству с ним на основе книг, альбомов, циклов теле- и радиопередач, с помощью сети Интернет и других электронных носителей информации.

Планируемые результаты: знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его на карте, так же как и его столицу; узнавать на фотографии облик египетских пирамид; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях Египта (по выбору); оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

Оборудование: карта мира, запись национальной музыки Египта, запись звуков прибоя, музыкальный инструмент «шум дождя», репродукции древнеегипетских фресок, статуэтки, виды Египта, предметы материальной культуры, цветная бумага для работы пастелью, пастельные мелки.

Предварительная работа: сделать инструмент «шум дождя». Для этого необходимо взять картонный цилиндр от бумажных полотенец с насыпанной в него манной крупой или песком. Концы цилиндра заклеены бумагой, по спирали в корпус втыкаются зубочистки, внешние их края обламываются. Песок, пересыпаясь, задевает за внутренние части зубочисток и производит шелест (чем длиннее трубка, тем явственнее шелест).

Ход урока

Учитель включает запись традиционной музыки Египта и обращается к детям: «Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, куда зовёт нас эта музыка? В какую часть света?» Показывает репродукции древнеегипетских фресок, папирусов, статуэтки, предметы материальной культуры, обращает внимание на изображение жука скарабея рядом с названием темы урока, поясняет, что это насекомое в Древнем Египте считалось священным и было связано с почитанием солнца в египетской культуре. После ответов детей учитель спрашивает: «О судьбе какого памятника древности в Египте вы узнали на уроке «Всемирное наследие»? Что угрожало этому памятнику? Какой урок извлекли люди из этого случая?»

Учитель переворачивает в руках инструмент «шум дождя» и обращается к детям: «Ребята, что вам напоминают эти звуки?» После ответов детей продолжает рассказ: «Этот инструмент называют «шум дождя». А ещё его звук напоминает пересыпающийся песок. Этот звук можно назвать одной из главных мелодий Египта. Пустыни занимают в нём огромные пространства. Другая мелодия. (Учитель включает запись прибоя.) Это звук морских волн, омывающих берега Египта. Давайте сейчас определим местоположение Египта на карте мира, найдём, шум волн каких морей доносится к нам в класс». Учитель вызывает ученика, который с помощью учителя указывает местоположение Египта на географической карте, определяет омывающие его моря. Показывает русло Нила, место впадения реки в Средиземное море.

Учитель: «Как вы думаете, какие районы в Египте больше всего подходят для жизни?» Дети высказывают предположения. Учитель просит их аргументировать. Поясняет: «Жизнь египтян сосредоточена вокруг главной реки страны. Скажите, как должны относиться египтяне к этому источнику своей жизни. Расширить наши представления об этом нам помогут «Странички Умного Совёнка». Учитель читает текст о Ниле.

Учитель: «Сейчас мы с вами будем составлять путевые заметки о нашем путешествии в Египет. Как это и делают в настоящих путешествиях. Путевые заметки делаются путешественниками для того, чтобы сохранить в памяти все сведения о стране, её народе, традициях. В путевых дневниках принято делать зарисовки, фотографии. И это нам тоже предстоит сделать. Нашими дневниками станут рабочие тетради. Откройте их, пожалуйста, и приготовьтесь внимательно слушать».

Учитель читает текст на с. 104—105 учебника и обращается к детям: «Теперь ваш черёд внести в дорожные дневники то, что вы узнали о Египте». Ученики выполняют задание 1 на с. 66 рабочей тетради, а учитель продолжает: «Ребята, представьте, что вы вернулись из путешествия в Египет. Показали родным и друзьям путевые дневники. Люди заинтересовались и начали вас расспрашивать. Смогли бы вы ответить?» Дети отвечают на вопросы раздела «Проверим себя».

Учитель продолжает: «Попробуйте рассказать о достопримечательностях Египта по фотографиям учебника так, как вы бы рассказывали о поездке близким людям. Выполните задания 2 и 3 на с. 66—67 рабочей тетради». Перед выполнением задания 2 полезно предложить детям устно описать по рисунку занятия древних египтян. Начать можно с сюжета в левом нижнем углу: сбор папируса — растения, которое служило сырьем для изготовления бумаги; затем — письмо на бумаге из папируса; сев, пахота, уход за животными, жатва, охота.

Учитель: «Когда говорят о Египте, обычно сразу вспоминают о сфинксах и пирамидах. И нам тоже необходимо узнать о них подробнее». Учитель читает текст. Спрашивает: «Египетские пирамиды ещё называют «дома после жизни». Чем вы объясните такое название? Что представляют собой египетские пирамиды? Почему пирамиды в Гизе названы выдающимися памятниками Всемирного культурного наследия, подлежащими обязательной охране?» Дети отвечают на вопросы раздела «Обсудим».

Учитель продолжает: «Сейчас я прочитаю вам изречения. Послушайте и скажите, когда они могли быть произнесены, в какие времена. Можем ли мы с ними согласиться?» Учитель читает изречения египетских мудрецов со «Страничек Умного Совёнка». Обсуждает их с детьми. Вместе с детьми переживает удивление от того, как современно звучат древние высказывания. Предлагает выполнить задание 4 на с. 67 рабочей тетради.

Учитель продолжает: «Приходит время путевых зарисовок. Может быть, они не будут передавать виды Египта так, как фотографии, но зато точно отразят ваши чувства. Давайте обратим внимание на особенности древнеегипетской живописи. (Дети рассматривают рисунки в рабочей тетради). Попробуйте встать в таких позах, какие запечатлены на рисунках». Учитель и дети обсуждают, как графическими средствами изобразить пластику настенных росписей Египта. Далее дети выполняют задание рабочей тетради по завершению рисунка или приступают к выполнению самостоятельных творческих работ. Учитель может включить музыку. Во время работы детей учитель произносит вывод. Готовые работы могут составить выставку «Каким мы узнали Египет».

Региональный компонент: если кто-то из детей класса вместе с родителями побывал в Египте, предложите им рассказать о своих впечатлениях от поездки, сопроводив рассказ презентацией фотографий и сувениров. Продолжайте знакомить детей с традициями сохранения памятников истории и культуры, природных достопримечательностей своего края; продолжайте оформлять список природного и культурного наследия своего края.

Рекомендации для занятий в семье: прочитайте с ребёнком книгу М. Матье «День египетского мальчика». Попробуйте склеить модель пирамиды из бумаги. Посмотрите фильмы о культуре Древнего Египта, подберите литературу по теме, найдите в сети Интернет материалы по истории Египта.






Для любых предложений по сайту: [email protected]