ПУТЕШЕСТВУЯ, ПОЗНАЁМ МИР - Раздел «Радость познания»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

ПУТЕШЕСТВУЯ, ПОЗНАЁМ МИР - Раздел «Радость познания»

Задачи урока: научить детей осознанно готовиться к путешествию по определённому плану; находить в справочной литературе необходимую для путешествия информацию; определять цель путешествия; познакомить с правилами ответственного туризма; формировать уважительное отношение к культурному многообразию человечества.

Планируемые результаты: знать и соблюдать правила ответственного туризма; уметь поставить цель путешествия; соотнести личные интересы с интересами своих спутников; в справочной литературе и из других источников информации (беседы с опытными людьми, карты, схемы, планы городов, сёл и др.) найти необходимые сведения для определения маршрута; уметь вести дневник путешествия и оценить его результаты (достигнута ли поставленная цель).

Оборудование: куклы мальчик и девочка в национальных костюмах и дополнительные куклы мальчика и собаки; карточки с изображением следующих предметов: знак вопроса, фотоаппарат, видеокамера, знаки прогноза погоды, дорожная одежда, красный крест; предметы: справочник туриста по определённой местности, словарь, блокнот, тетрадь, авторучка, карандаши, путеводители, компас, бинокль, лупа (или карточки с их изображениями); чемоданчик, сделанный из коробки из-под обуви, обклеенный бумагой, с приделанной ручкой; книга с рассказом М. Зощенко «Великие путешественники» (например: Зощенко М. Галоши и мороженое. — М.: Росмэн, 1996).

Предварительная работа: подготовить карточки, сделать чемоданчик, вспомнить содержание рассказа М. Зощенко «Великие путешественники».

Ход урока

Учитель обращается к детям: «Ребята, вы согласитесь со мной, что на наших уроках мы очень много путешествуем в нашем воображении? В каких городах и республиках Российской Федерации мы мысленно побывали, читая учебники для 1 и 2 классов? Что вы узнали из этих путешествий? Что вы узнали во время ваших путешествий летом? Чем наши путешествия отличаются от тех, что вы предпринимали самостоятельно: после уроков, в каникулы?» Учитель выслушивает мнения детей. Задаёт наводящие вопросы: «Что мы берём с собой в дорогу? Как готовимся к путешествию? Обсуждаем ли заранее маршрут? Сейчас мы будем собирать дорожный чемодан. Он, конечно, будет не совсем обычным. Какие-то предметы лягут в этот чемоданчик. (Учитель показывает детям чемоданчик, сделанный из обувной коробки.) Но самое главное, что нам предстоит упаковать, — это новые знания о том, как готовиться к путешествию. Тогда с вами не случится такого, что произошло с ребятами Минькой, Лё- лей, Стёпой и собакой Тузиком. Однажды они решили отправиться в кругосветное путешествие. Сложили в мешок всё нужное. И на следующий день, когда родители Миньки и Лёли уехали в город, а Стёпкина мать ушла полоскать бельё, они покинули деревню Пески и... Что случилось дальше, я вам расскажу после того, как мы сами сложим всё необходимое». Рассказ можно сопроводить показом кукол-помощников с дополнительными куклами мальчика и собаки. Учитель открывает чемоданчик, раздаёт детям карточки с номерами вопросов и объясняет: «Это багажные квитанции. Владельца карточки № 1 просим прочитать её содержание в учебнике». Ученик читает вслух первый пункт правил подготовки к путешествию на с. 32 учебника.

Учитель спрашивает, согласны ли остальные ученики с необходимостью выполнения этого пункта: «Какой вопрос нужно задать, чтобы выяснить цель путешествия? (Зачем?) Итак, в первую очередь сложим в чемодан вопрос «Зачем?». Учитель кладёт в чемоданчик карточку с нарисованным знаком вопроса. Следующий ученик читает содержание пункта 2. Учитель уточняет, с какими справочными пособиями познакомились дети на одном из предыдущих уроков. Выясняет, какие из них могут пригодиться для путешествия. Укладывает в чемодан справочник.

По этой схеме происходит знакомство со всеми пунктами плана. При обсуждении пункта о плане местности учитель спрашивает: «Как бы вы составили план путешествия по нашему городу (селу)?» В чемоданчик укладываются соответствующие предметы, при необходимости заменяемые карточками с изображениями видеокамеры, фотоаппарата, знаков прогноза погоды, дорожной одежды, знаком красного креста — аптечка. Заполнять чемоданчик могут и дети, не занятые чтением пунктов подготовки в дорогу, выбирая из предложенного набора необходимые предметы и карточки. При обсуждении последнего пункта учитель предлагает детям пожать руку соседу по парте в знак крепкой, верной дружбы, которая очень нужна путешественникам. Затем учитель задаёт вопросы для закрепления учебного материала: «О чём, по вашему опыту, надо ещё позаботиться, отправляясь в путешествие? Как следует готовиться к путешествию?»

Учитель: «Ребята, из путешествий люди обычно привозят много фотографий. В учебнике вы найдёте несколько фотографий из разных мест планеты. Рассмотрите их и скажите, какие из путешественников кажутся вам самыми отважными. С кем бы хотелось отправиться в путь? Сочините небольшой устный рассказ об этих людях». Ребята выполняют задание.

Учитель продолжает: «А сейчас пусть каждый из вас внимательно прочитает про себя текст на с. 32—33 учебника». Дети читают, после чего учитель просит сформулировать правила поведения в путешествии на основе прочитанного текста. Затем задаёт вопросы: «Зачем нужно уважать обычаи и традиции других народов? Почему туризм может помочь человеку лучше узнать самого себя? На что следует обращать внимание даже в знакомом городе (селе)? Какого отношения к себе ждут от путешественника природа и люди?» После обсуждения учитель предлагает кому-то из учеников зачитать вывод параграфа. Уточняет, не хочется ли детям добавить к этому выводу ещё какие-то мысли.

Далее учитель продолжает: «Про то, чем закончилось путешествие из деревни Пески, сейчас рассказать уже не получится. Но мы можем договориться, что я расскажу вам об этом в другое время. Или вы можете прочитать об этом дома, вместе с родителями, в книге, название которой я вам скажу. Как вам больше хочется?» В зависимости от решения детей учитель или договаривается о времени рассказа (чтения вслух), или записывает на доске фамилию автора и название книги: М. Зощенко «Великие путешественники».

Региональный компонент: если в вашем крае организована система туризма, расскажите о ней детям и их родственникам, предложите им расширить с её помощью знания о природе и культуре родной земли.

Рекомендации для занятий в семье: подберите с детьми фотографии, сделанные в путешествиях, поездках, походах. Из них в классе можно составить выставку, стенгазету «Наши дороги». Прочитайте рассказ М. Зощенко «Великие путешественники». Попробуйте обычную прогулку с ребёнком или дорогу в школу обыграть как путешествие: найти пять новых деталей в обычной обстановке, составить план дороги, отмечая на ней достопримечательности районного, городского или семейного масштаба (в этом месте наш сын (дочь) впервые катался на велосипеде, это любимая горка, здесь живёт собака и т. д.). Можно сделать фоторепортаж, зарисовки, рассказать о путешествии в классе.

Дополнительный материал для учителя: дать образец путешествия по Белгородской области.






Для любых предложений по сайту: [email protected]