Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Теории развития общества - ОБЩЕСТВО В МИРЕ - 10 класс
Цель урока: изучить основные типы представлений о развитии общества, существующие в культуре.
Основные понятия: апостасия, европоцентризм, социальная революция, линейное развитие общества, социальная эволюция, циклическое развитие общества.
План урока:
1. Осмысление закономерностей развития общества в культуре (философия, история, религия).
2. Основные типы представлений о развитии общества.
3. Обобщение и выводы.
Рекомендуемая форма урока по данной теме — групповая. Советуем заранее разделить учащихся на пять групп, в соответствии с пятью основными типами представлений о развитии общества, указанными на схеме в учебнике.
Желательно заранее дать задание учащимся прочитать § 10 и специально подготовиться по одному из пяти типов теорий и представлений о развитии общества. Можно предложить подготовиться по двум типам: одному нерелигиозному и одному религиозному.
Если учителю не подходит предложенная форма работы, то по данной теме он также может провести лекцию с элементами беседы, включающую последовательное изложение учителем всех вопросов урока и параллельную работу учащихся с текстом учебника (в любом случае схему основных типов теорий и представлений о развитии общества из учебника желательно разместить на доске).
В начале урока целесообразно указать, что при разборе данной темы, анализе различных представлений о развитии обществ, сложившихся в мировоззренческих системах религий, в философских учениях, научных социологических теориях, понятие «общество» будет использоваться в двух основных смыслах: 1) как все человечество — человеческое сообщество и 2) как отдельная историческая цивилизация, народ.
При выборе первой модели урока следует напомнить учащимся, что целью работы является подготовка и проведение ученической конференции. На подготовку к докладу в группах, включая выбор основного докладчика и дополняющих его ответ, можно отвести не более 7—10 минут. Затем представители групп кратко докладывают о каждом типе теорий и представлений по плану, в то время как другие учащиеся конспектируют содержание их докладов.
Примерный план доклада:
1) отношение к философии или религии — тин философско-исторической теории или тип религиозного представления (учения, предания);
2) название типа и объяснение названия, принципиальная особенность данного типа теорий или представлений;
3) основные теоретики (для философско-исторических теорий), краткая характеристика их концепций;
4) соотношение теорий или представлений данного типа с другими типами теорий и представлений (общее и особенное).
Для ответа по пункту 4 желательно подготовить на доске соответствующие схемы (формации К. Маркса, этапы развития общества по Г. Спенсеру и Э. Дюркгейму, культурно -исторические типы Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби).
Но возможен и другой вариант ответа: докладчик выступает, а помощник в это время чертит схему на доске.
Последовательность докладов о разных теориях и представлениях может быть различной, например:
1) теории социальной революции;
2) теории социальной эволюции и обобщение по теориям линейного прогресса общества;
3) религиозное христианское представление об истории с выделением противоположной направленности развития в сравнении с предыдущими типами;
4) теории культурно-исторических типов;
5) религиозные языческие (циклические) представления и обобщение по пунктам 4 и 5 с выделением общего и особенного в них.
Обобщения может взять на себя учитель, но лучше, если их будет делать кто-то из сильных учеников («эксперт» или группа «экспертов»). В заключение целесообразно поручить «экспертам» проанализировать сказанное и выделить принципиальное отличие (линейность — цикличность) между тремя первыми и двумя последними типами.
Для характеристики типов философско-исторических теорий целесообразно дать больше времени, чем для характеристики религиозных представлений (до 5 мин).
Рекомендуется вынести отдельно на доске характеристики, которые учащиеся запишут после докладов о теориях линейного прогресса. Можно рассказать учащимся и о современной концепции «конца истории», показать ее связь с теориями эволюционизма и религиозными языческими представлениями (одним из создателей этой теории является Ф. Фукуяма — американский футуролог японского происхождения).
Дополнительные материалы, которые можно использовать на уроке.
1. Типы (цивилизации):
а) А. Тойнби: (египетская, андская); (шумерская, минойская, индская, шанская, майя); (вавилонская и хеттская от шумерской, греческая и сирийская от минойской, древнеиндийская от индской, древнекитайская от шанской, юкатанская и мексиканская от майя); православно-христианская, русская, западная, арабо-мусульманская, японская); (эскимосская, кочевая, османская, спартанская); (дальневосточная христианская, дальнезападная христианская).
б) Н. Я. Данилевский в своей теории выделял особые народы, которых он называл «бичами Божьими». Они вдруг приходят «ниоткуда» с огромной силой, разрушают отжившие или ослабевшие цивилизации и затем вновь возвращаются в «прежнее ничтожество». Можно спросить учащихся, о каких народах мог так говорить Н. Я. Данилевский (монголы, гунны).
в) Русские ученые М. В. Никольский и И. М. Волков изучили юридические и хозяйственные документы на древневавилонских табличках (см. урок 6) и обнаружили все признаки существования 5000 лет назад развитой банковской системы, проследили введение в стране крепостного права и его отмену. А немецкие ученые Э. Майер и М. Вебер сделали вывод, что древнейшая Вавилония была с самого начала капиталистической страной, в которой рабовладение было практически неизвестно и не играло никакой роли в экономических отношениях.
Можно предложить учащимся вопросы:
1. Являются ли эти факты доказательством цикличности социально-исторических процессов в разных цивилизациях?
2. Как эти открытия ученых связаны с теорией экономических формаций К. Маркса?
Завершает урок обобщение изученного материала с выделением основных новых понятий и выводов, сформулированных учителем совместно с учащимися (выводы предварительно записываются на части доски, которая открывается в конце урока; учащиеся подводятся к этим выводам в ходе устного обобщения и потом записывают их).
Вариант выводов:
1. Теории и представления о развитии общества (человечества в целом и отдельных обществ, народов, цивилизаций) существуют в религиозных традициях, вырабатываются в исторических и социальных теориях философов и ученых.
2. Ключевым понятием при их анализе и сопоставлении выделяется понятие общественного (социального) прогресса — развития общества к более высокому, развитому и благополучному состоянию, прежде всего в отношении развития и совершенствования материально-технической стороны цивилизации.
3. Понимание этого прогресса и отношение к нему различно в учениях философов и ученых (революционные и эволюционные — положительное, культурно-исторических типов — безразличное). Для религий: социальный прогресс без духовного совершенствования приведет общество к катастроф е.
4. Важными проблемами социального познания в динамическом аспекте (познание процессов развития обществ) является определение критериев, показателей социального прогресса, а также осознание направленности и смысла истории отдельных обществ, цивилизаций и всего человечества в целом.