Критерии развития общества и смысл истории - ОБЩЕСТВО В МИРЕ - 10 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Критерии развития общества и смысл истории - ОБЩЕСТВО В МИРЕ - 10 класс

Цель урока: выработать навыки комплексного анализа общества, социального развития по ряду критериев; ознакомить учащихся с проблемами направленности и смысла исторического процесса.

Основные понятия: многополярный мир, критерий социального прогресса, смысл истории, социальное развитие, теория социального прогресса.

План урока:

1. Противоречия социального познания и социального развития.

2. Критерии развития общества.

3. Проблема направленности социального развития (прогресс или регресс).

4. Проблема смысла истории.

Поскольку содержание учебного материала носит ярко выраженный проблемный характер, урок целесообразно построить в форме проблемного дискуссионного семинара.

Одним из вариантов начала урока может быть выполнение задания 5 к § 10 на доске. В нем предлагается изобразить основные теории и представления о развитии человечества, о которых шла речь на предыдущем уроке, в символической графической форме — линейных или циклических моделей, графиков, сравнить их и попробовать сформулировать понимание смысла жизни человека, смысла истории общества, соответствующих каждой такой модели. Лучше, чтобы это задание выполняли сразу несколько учащихся, полезно сравнить полученные ими результаты, а затем представить окончательный обобщающий ответ, максимально раскрывающий проблему.

В общем виде это будут условные графические зависимости «состояния общества» в соответствии с представлениями о его благополучии, принятыми в данной системе взглядов.

Для революционных теорий таким графическим выражением (широкий пунктир) станет ломаная линия, идущая вверх с периодическими уступами (скачками вверх), соответствующими революционным «подвижкам» общества в его движении к социальному идеалу. Для эволюционных теорий это та же идущая вверх линия (переменная по ширине — точка — тире, пунктир), только более пологая, без резких ступенек вверх (революций).

Графическое отображение теорий культурно-исторических типов может представлять собой несколько фрагментов, поднимающихся и опускающихся после достижения максимума кривых (точечный пунктир), восходящих и нисходящих, изображающих истории отдельных цивилизаций, культурно-исторических типов. Религиозное циклическое представление можно изобразить как ниспадающую кривую — от золотого века к железному (тонкая сплошная линия).

Христианское (библейское) представление об истории человеческого общества можно условно изобразить в виде линии с постепенным падением, сменяющимся в одном месте подъемом и небольшим ровным участком, «плато» сразу за этим подъемом (возникновение Христианской Церкви и «тысячелетнее Царство Христа», т. е. время Средневековья), переходящим затем опять в неуклонное падение (апосгасия, в переводе с греч. означает «отступление») — вплоть до окончания истории человечества и разделения всех людей на сообщества праведников и грешников, которые имеют разную судьбу в будущем (широкая сплошная линия).

Все модели (линии, полуокружности) лучше изобразить вместе, в одних координатах, выделив каждый тип каким-то образом (толщиной линии, пунктиром, цветом и др.). Схема послужит «фоном» для дальнейших обсуждений на семинаре.


Основные теории и представления о развитии общества



Двойная вертикальная стрелка на графике справа символически изображает представление о «конце истории» в религиозных учениях (катастрофа между циклами развития в языческих религиях или Страшный суд в христианском учении).

Можно обратить внимание учащихся на противоположную направленность среди линейных моделей: всех теорий социального прогресса и линий религиозного понимания истории.

Комментарием к выполнению этого задания может служить параллельное чтение и обсуждение первой части § 11 (до вопроса о критериях общественного прогресса).

Остальное время урока логически делится на две части:

1) анализ перечисленных в учебнике критериев общественного прогресса, их обсуждение и проверка понимания учащимися; при этом можно выполнить вместе с учащимися задание 1 к § 11 или использовать задания из «Практикума» (по выбору учителя);

2) обсуждение проблемы направленности и смысла развития общества, исторического процесса.

Обсуждение смысла истории в теориях линейного социального прогресса и моральных вопросов, связанных с этим, можно сопроводить следующим проблемным заданием:

— Если кто-то из людей идет на жертвы ради ближних, то должно ли это быть всегда свободным, сознательным решением самого человека? Если «да», то такая самоотдача, очевидно, нужна не только тем людям, ради которых приносятся эти жертвы, но и самому человеку. Но всегда ли такое возможно? Не являются ли иногда подобные жертвы вынужденной мерой? Кто в таком случае имеет право и должен принимать решение?

От того или иного понимания учащимися этого вопроса во многом зависит принятие того или иного взгляда на перспективы и смысл общественного развития (связи темы урока с проблемами морали и политической сферой жизни общества).

Для лучшего уяснения особенностей христианской жизни - понимания цели и смысла истории человечества в христианской религиозной традиции может оказаться нелишним следующее разъяснение. Церковь в христианстве понимается не просто как организация верующих (община), а как особое сообщество, созданное Богом, своего рода живой организм, существующий и на Земле, и в духовной реальности, соединяющий людей с Богом и обеспечивающий для верующих реализацию смысла жизни. Глава Церкви — Бог — Иисус Христос.

Также будет нелишним при завершении обсуждения выйти на проблему глобализации жизни человеческой цивилизации путем следующего рассуждения.

Если принять идею о единстве происхождения человечества, то получится, что люди когда-то развивались как одно общество. Здесь можно привести суждение об этом известного русского поэта В. Я. Брюсова: «Общность начал, которая лежит в основе разнообразнейших и удаленнейших друг от друга культур ранней древности... не может быть объяснена... заимствованием одних народов у других, взаимным их влиянием и подражанием. Должно искать за пределами ранней древности некоторый «икс», еще неведомый науке культурный мир, который дал толчок к развитию всех известных нам цивилизаций».

Затем люди разделились на множество обществ, народов — «языков», исторических цивилизаций. Ныне же народы, цивилизации оказываются вновь все более связанными, как бы «поневоле» образуя единую, при сохранении многообразия черт отдельных обществ, народов, общечеловеческую цивилизацию.

Так проблемы будущего становятся все более общими, общечеловеческими проблемами (связь с уроком 13).






Для любых предложений по сайту: [email protected]