Современное человечество - ОБЩЕСТВО В МИРЕ - 10 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Современное человечество - ОБЩЕСТВО В МИРЕ - 10 класс

Цель урока: рассмотреть глобальные проблемы человечества, изучить состояние и основные тенденции глобальных социальных процессов в международном сообществе.

Основные понятия: глобализация, глобальные проблемы человечества, дефицит ресурсов, международная безопасность, международное сотрудничество.

План урока:

1. Современное человечество: глобализация общественной жизни при сохранении национально-культурного разнообразия.

2. Демографические проблемы и пути их решения.

3. Экологические проблемы и пути их решения.

4. Проблема нехватки ресурсов и пути ее решения.

5. Проблема международной безопасности и пути ее решения.

6. Целостность и противоречия современного мира (обобщение).

Завершающий урок по теме «Общество в мире» подводит итог рассмотрению процессов социального развития на уровне отдельных обществ в их историческом развитии и всего человечества в целом. Следующей темой станет изучение социальных процессов «внутри» общественного организма.

Урок не содержит трудного или принципиально нового для учащихся материала, поэтому педагог может выбрать разные методические формы в зависимости от уровня подготовки класса. Можно предложить такие варианты:

1) опрос по учебнику с последующим объяснением и выводами (для слабого класса);

2) доклады учащихся с последующим их обсуждением;

3) деловая игра «Международная конференция»: выступление «консультантов» по каждому вопросу плана с последующим обсуждением в форме вопросов из аудитории, комментированным чтением документов по теме и т. п. (в сильном классе).

При подготовке докладов, в ходе обсуждений рекомендуется использовать, помимо материала учебника, приведенные ниже дополнительные материалы, которые помогут сделать урок более интересным и содержательным, а также связать его с вопросами, рассмотренными ранее.


Дополнительные материалы

1. Нелегальный («черный») и полулегальный («серый») оборот денег, людей, товаров составляет, по оценкам экспертов ООН, около 30% от всей мировой торговли и обменов. Сегодня это та часть мировой экономики (торговля людьми, проституция, игорный бизнес, незаконный оборот оружия, наркотиков, алкоголя, контрабанда, нелегальные производства и т. п.), которая нередко минует официальную статистику, но мощно влияет на состояние дел в мире, воздействует на развитие человечества в том или ином направлении, оставаясь плохо осмысленной, не учтенной демографами, экономистами, футурологами.

По данному вопросу может представлять интерес такое размышление. Считается, что в правление Петра I впервые в нашей истории высшие чиновники государства стали вывозить деньги в западноевропейские банки. «Фаворит Петра Первого Александр Меншиков в свое время тайно вывез из страны 9 млн. рублей и еще миллион драгоценностями. В сегодняшних ценах это около 80 млрд. долларов. Меншиков разместил деньги в голландских и английских банках. В XVIII в. все голландские банки стоили в три раза меньше, чем вывезенные им деньги. Так 300 лет назад русские рубли подняли западную банковскую систему» (Сверхдоходы под жестким контролем // Государственный Интернет-канал «Россия», vesti7.ru — 03.02.2003).

Получается, что развитие капиталистических отношений в Европе начиная с XVIII в. могло идти не только за счет эксплуатации колоний (система их эксплуатации тогда еще только развивалась, что также требовало больших вложений), но и за счет нелегальных или полулегальных «инвестиций» из России. Ныне легальный и нелегальный вывоз капитала из России оценивается суммой около 20 млрд. долл. США в год, что также отрицательно сказывается на экономике нашей страны, одновременно давая дополнительные ресурсы для развития других стран.

2. Россия является инициатором создания системы взаимодействия народов в области ограничения вооружений и обеспечения международной безопасности.

В августе 1898 г. правительство Российской империи выступило с обращением ко всем европейским державам о созыве международной конференции по ограничению вооружений. Настойчивые действия России в лице императора Николая II и русской дипломатии привели к открытию международной конференции, состоявшейся в мае — июне 1899 г. в Гааге (Голландия).

Один участник конференции из Франции писал: «Мир был уже поражен, когда могущественный монарх, глава великой военной державы, объявил себя поборником разоружения и мира... Удивление еще возросло, когда, благодаря русской настойчивости, конференция была подготовлена, возникла, открылась». Конференция стала по тем временам действительно международной. Участвовали все двадцать европейских государств, четыре азиатских (Япония, Китай, Сиам и Персия) и два американских (США и Мексика).

На конференции выяснилось, что серьезно ограничивать свои вооруженные силы готова была только одна Россия. Однако удалось договориться о запрещении ряда особо опасных вооружений (разрывных пуль, снарядов с газами и т. п.), а главное — были заложены основы разрешения международных споров путем мирного посредничества и третейского разбирательства. Эти решения легли в основу постепенно выстраивавшейся затем международной системы безопасности — от второй Гаагской конференции в 1907 г. до всех последующих Женевских международных соглашений, Гаагского международного суда, Лиги Наций и современной Организации Объединенных Наций.

В последнее время эти международные институты, в своей современной форме сложившиеся после Второй мировой войны, оказались в кризисе из-за попыток их одностороннего использования США и странами НАТО для достижения своих геополитических целей (контроль над мировыми коммуникациями, захват ближневосточной нефти и др.). Это выразилось, в частности, в войне стран НАТО против Югославии, фактически разрушившей это государство, в войне США и их союзников против Ирака в 2003 г., в отказе США от демилитаризации космоса и т. д. Наша страна и ныне активно выступает за сохранение и укрепление международных правовых институтов в области безопасности на началах справедливости и равенства прав, учета интересов всех народов в мировом сообществе.

3. 16 октября — Всемирный день продовольствия, установленный в ознаменование создания в 1945 г. Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). Впервые страны мира официально провозгласили одной из важнейших задач искоренение голода и создание условий для развития устойчивого сельского хозяйства, которое было бы в состоянии прокормить человечество. По мнению экспертов ФАО, ныне в мире голодает около 800 млн человек. Доказано, что недоедание подрывает генофонд народов. Дети рождаются и вырастают физически слабыми, отстают в умственном развитии. Они не в состоянии концентрировать внимание на уроках в школе, нормально учиться и получать профессиональное образование.

При недоедающем населении ни одна страна никогда не сможет добиться процветания и благополучия. Если прожиточный минимум в государстве не обеспечивает полноценного питания, такое государство обречено на отсталость. Согласно одному из исследований, если бы население стран, в которых люди недоедают, получало нормальное питание, их валовой внутренний продукт (ВВП) за последние 30 лет возрос бы не менее чем на 45%. Получается, что доступность продовольствия — это не только право каждого трудящегося человека, но и значимая экономическая категория, непосредственно влияющая на социальное развитие.

Парадокс заключается в том, что форсировать развитие сельского хозяйства явно недостаточно, дело в его неравномерном распределении. Продовольствия в мире теоретически должно хватить на каждого, при его справедливом распределении каждый человек получал бы в день 2760 калорий, что более чем достаточно. Мировая практика свидетельствует, что только в тех обществах, где на государственном уровне принята и действует эффективная сельскохозяйственная политика, крестьяне в состоянии прокормить население своих стран.


Темы рефератов и сообщений

1. Архитектурно-природный заповедник в России (по выбору учащихся или учителя).

2. Взгляды на развитие общества Питирима Сорокина.

3. Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения.

4. Геополитическое положение России.

5. Домострой и семья в русской православной традиции (другие аналогичные темы по традиционному укладу семейной жизни, принятые у разных народов России).

6. Историческая миссия России: взгляд на проблему (по материалам русской религиозной или философской мысли).

7. Культура Московской Руси и Российской империи (общее и особенное).

8. Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ (функции, структура, самые масштабные операции в последние годы).

9. Многополярный мир сегодня — угрозы и перспективы.

10. Процесс формирования современной нации (на конкретном примере по выбору учащегося).

11. Смысл истории человечества (по философским или религиозным источникам).

12. Этнос — природа — культура.






Для любых предложений по сайту: [email protected]