Российское общество - ОБЩЕСТВО В МИРЕ - 10 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Российское общество - ОБЩЕСТВО В МИРЕ - 10 класс

Цель урока: расширить познания учащихся о российском обществе, укрепить осознание российской национально-культурной и гражданской идентичности.

Основные понятия: актуальные проблемы современного российского общества, духовная и культурная самобытность, историческая память, модернизация, социальное единство, российское общество.

План урока:

1. Мы — россияне.

2. Наша историческая память.

3. Проблемы и условия развития российского общества.

4. Исторический опыт и проблемы обустройства России.

Спецификой данного урока является проблемный характер темы, отсутствие значительного объема нового материала (актуализируются знания учащихся по курсу истории) и его в большей степени аналитический и обобщающий характер. В связи с этим рекомендуемой формой урока может быть дискуссионный семинар-обсуждение материала § 12 с использованием проблемных вопросов и заданий из учебника и «Практикума» с привлечением (при возможности) дополнительных материалов по истории России.

Желательно организовать работу таким образом, чтобы в обсуждении особенностей развития российского общества, различных сторон его жизни, проблем и перспектив учащиеся смогли продемонстрировать свои знания, полученные ранее как на уроках обществознания, так и при изучении других социально-гуманитарных дисциплин. Поэтому данный урок в какой-то мере направлен на развитие умений учащихся анализировать и использовать полученные ранее обществоведческие знания.

Имеет смысл указать учащимся на то, что одной из главных задач курса обществознания является выработка практического знания российского общества, в котором они живут, учатся, будут трудиться, создавать семьи, реализовывать себя. Поэтому важно уметь использовать все общие социологические знания, применяя их для анализа и познания нашего общества.

Особое внимание следует обратить на активное использование (и одновременно повторение) материала последних уроков, посвященных вопросам теоретического осмысления и анализа динамики социального развития, критериев социального прогресса, целей и смысла исторического процесса, своеобразия общественного развития разных цивилизаций, обществ.

Другой ведущей методической целью и особенностью урока является решение воспитательной задачи — гражданско-патриотического и нравственного воспитания школьников.

Логически урок можно разделить на две части:

1) историко-социологический аналитический обзор;

2) обсуждение современного состояния, тенденций и перспектив развития российского общества.

Учитель сам выбирает, какому из вопросов уделить большее внимание. В сильном классе рекомендуется основное внимание уделить разбору современного состояния российского общества.

«Пограничным пунктом», т. е. выводом из первой части урока и переходом ко второй, может быть обсуждение необходимых условий развития российского общества (последний абзац § 12).

При рассмотрении выделенных в учебнике условий развития российского общества целесообразно коснуться вопроса о функциях крестьянской общины. Она была на Руси не только «экономическим механизмом», но миром, в котором человек удовлетворял все свои духовные и материальные потребности, чувствовал себя защищенным и необходимым окружающим его людям. Как говорили в старину: «На миру и смерть красна». Русская община в ее подлинном выражении сложилась не столько как экономическая «единица», но главным образом как человеческая, вернее, человечная общность людей, объединенных единым мироощущением, чувством взаимной ответственности и братской любви (общинники, как правило, составляли приход одного храма). Поэтому меры правительства в начале XX в. по упрощению выхода крестьян из общины (реформа П. А. Столыпина) в русском обществе оценивались неоднозначно. С одной стороны, они повышали мобильность (подвижность) населения, стимулировали экономический рост, но, с другой — способствовали росту негативных явлений в обществе («босячество», пьянство, другие пороки, наличие которых в крестьянской общине было невозможно). Распад общины, бесспорно, делал сельское хозяйство более продуктивным, давал городам больше работников, но в то же время приводил к разрушению традиционной культуры, размыванию социальной «ткани» русского общества. Трагедия слома устоев общинной жизни отражена, например, в поэзии С. А. Есенина и других «деревенских» поэтов начала XX в.

В учебнике говорится о жертвах, которые наше общество понесло в XX в. Можно задать учащимся вопрос:

— Не является ли критерий численности населения (его роста или сокращения) одним из главных критериев прогресса общества (связь с уроком 11, критерий 9)? Ведь если общество сокращается, вымирает, смысл любых других его достижений теряется. Этими достижениями будут пользоваться уже не наши потомки.

Можно разместить на доске график зависимости численности населения России от времени, обозначив на нем главные «критические точки». Информация для этого дана ниже (см. литературу по народонаселению к теме, источники 3, 7,12).


Дополнительные материалы

Наиболее ранние периоды, по которым имеются приблизительные оценки численности населения России, относятся ко II половине XVI в., тогда в стране проживало 6—7 млн. человек, а к 1700 г. уже 15—16 млн. Реформы и войны во времена правления Петра I, по оценкам историков, привели к остановке роста или даже убыли населения. В начале XIX в. население России составило около 50 млн. человек, а в 1897 г. уже 128 млн. К 1913 г. число россиян выросло до 165 млн. человек (9% мирового) и ежегодно увеличивалось на 3—4 млн. В Первой мировой войне мы потеряли около 8 млн. человек, однако за счет высокого естественного прироста абсолютная численность населения не сократилась.

В 1917—1922 гг. в результате крушения государства, Гражданской войны, массовых репрессий и эмиграции потери населения превысили естественное воспроизводство и даже привели к уменьшению абсолютной численности не менее чем на десять миллионов человек. При коллективизации на рубеже 20—30-к гг. потери населения в результате голода также привели к «провалу» в линии его роста. Наши потери в войне с Германией в 1941 — 1945 гг. историки оценивают цифрой около 30 млн. человек, причем более 20 млн. — это мирное население. К 1990 г. в России (СССР) жило 290 млн. человек, а в РФ — 148 млн., но прирост почти прекратился. За последние 10—15 лет население РФ сократилось примерно на 10 млн. человек, в то же время из республик бывшего СССР прибыло 5—7 млн. беженцев и переселенцев. Ныне в Российской Федерации проживает 3% населения мира, а на территории бывшего СССР — около 4%. (Подбор статистических данных — авторский.)

Изучая историю нашего общества, мы не должны забывать, что другого общества, другой страны, другой истории у нас не будет. Поэтому выводом из такого познания должен быть не пессимизм и упреки предыдущим поколениям, а любовь и понимание жизни наших предков, гордость за их великие достижения и победы, убеждение в своей личной ответственности за судьбу нашего общества в его настоящем и будущем.

А. С. Пушкин в ответ на «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева, в котором тот доказывал, будто Россия — страна без славного прошлого, с «неудавшейся» историей, написал ему такие замечательные строки: «Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с Вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы — разве это не жизнь, полная кипучего брожения и пылкой, и бесцельной деятельности, которая отличает юность всех народов? Татарское нашествие - печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, — как, неужели все это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Петр Великий, который один есть целая всемирная история? А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел нас в Париж?.. Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают; как человек с предрассудками — я оскорблен, но — клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

Можно обратить внимание учащихся на то, что А. С. Пушкин писал это письмо 19 октября 1836 г., т. е. всего за несколько месяцев до своей трагической кончины, будучи зрелым и умудренным жизнью человеком, немало занимавшимся изучением мировой и отечественной истории и знавшим ее лучше многих своих современников. Поэтому эти слова в определенном смысле его жизненный вывод, своеобразное гражданское завещание поэта потомкам, в том числе нам — современным жителям и гражданам России.

Спустя почти век созвучно А. С. Пушкину написал С. А. Есенин (эти строки можно взять эпиграфом к уроку):

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Завершить урок можно анализом основных негативных тенденций в развитии нашего общества и обсуждением мер, которые необходимы для их преодоления на общегосударственном, региональном и местном уровнях (задание 4 к § 12).






Для любых предложений по сайту: [email protected]