Социальные группы - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 10 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Социальные группы - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 10 класс

Цель урока: расширить представления учащихся о понятии «социальная группа»; способствовать формированию у них понимания неоднозначности мира, различия в оценках происходящих событий и явлений; формированию такой черты характера, как толерантность.

Основные понятия: аутгруппа, ингруппа, демографическая группа, социальная группа, социальная категория, формальная и неформальная группа.

План урока:

1. Социальная группа и социальная категория: общее и различия.

2. Группы формальные и неформальные.

3. Первичные и вторичные группы и их влияние на человека.

4. Аутгруппа и ингруппы — «мы» и «они».

Урок целесообразно проводить в форме самостоятельного разбора учащимися нового учебного материала в группах.

Так как по данной теме школьники уже обладают некоторыми знаниями, то начать урок можно с их повторения. С этой целью учитель предлагает учащимся объединиться в группы и вместе вспомнить:

1. Что называют социальной группой?

2. Какие виды социальных групп им известны?

3. Какие существуют сходства и различия между социальными группами?

Закончив с повторением, учитель может предложить школьникам самостоятельно прочесть подзаголовки «Понятие «социальная группа» и «Формальные и неформальные группы» § 18, а затем выполнить задания 1—3 из «Практикума». Завершить эту работу желательно общим обсуждением разобранных вопросов. Как показывает практика, предложенные учителем задания особых трудностей у учащихся не вызывают и обсуждение проходит достаточно быстро.

При пере ходе к разбору содержания двух следующих подзаголовков § 18 для активизации интеллектуальной деятельности школьников учитель может использовать следующий пример из книги «Общественное животное» современного американского психолога и социолога Элиота Аронсона.


Дополнительные материалы

Профессор Филип Зимбардо и его студенты провели эксперимент.

В подвале факультета психологии Стэнфордского университета они соорудили «тюрьму», в которую заключили группу нормальных, психологически уравновешенных и интеллектуально развитых молодых людей. Простым бросанием монетки профессор Зимбардо разделил их на «заключенных» и «охранников», т. е. на роли, которые они должны были играть в течение нескольких дней. Что же случилось далее? Предоставим слово самому Зимбардо:

«По прошествии всего лишь 6 дней мы вынуждены были закрыть «тюрьму», ибо то, что мы увидели, оказалось весьма пугающим и для нас самих, и для большинства испытуемых перестало быть очевидным, где кончаются они сами и где начинается исполнение ими ролей. Большинство молодых людей на самом деле превратились в «заключенных» и «охранников», и обе группы уже были не в состоянии ясно отличать ролевую игру от собственного «Я». Драматические изменения наблюдались почти во всех аспектах их поведения, образе мыслей и чувствах. Менее чем за неделю опыт заключения зачеркнул (на время) все, чему они научились за целую жизнь; человеческие ценности оказались «замороженными», а на поверхность вышла самая гадкая, самая низменная, патологическая сторона человеческой природы. Нас обуревал ужас, когда мы видели, что некоторые парни («охранники») относились к другим парням («заключенным») как к бессловесным животным, получая удовольствие от проявления жестокости, в то время как другие парни («заключенные») становились подобострастными, дегуманизированными роботами, которых занимала лишь мысль о побеге, проблема личного выживания да растущая ненависть к «охранникам».

Данный пример помогает синтезировать полученные ранее знания (социальные нормы, социальные роли) и использовать их применительно к проблемам, рассматриваемым в таких темах § 18, как «Малая группа», «Группы первичные и вторичные» и «Ингруппа и аутгруппа».

Для более успешного усвоения последующего матери ал а рекомендуем провести фронтальную беседу по вопросам:

1. Какие роли должны были играть молодые люди в эксперименте?

2. Что произошло со студентами в результате эксперимента?

Несмотря на то, что названные вопросы носят репродуктивный характер, их необходимо задать. Эта работа позволяет восстановить смысл прочитанного (как показывает практика, некоторые учащиеся лучше усваивают второстепенные моменты и упускают главное).

Далее фронтальная беседа продолжается по следующим вопросам:

1. Что такое социальная роль?

2. Как связаны между собой социальная роль и социальная норма?

3. Меняется ли поведение человека в зависимости от того, какие социальные роли они выполняют?

4. Какие ожидания связаны у человека с выполнением тех или иных социальных ролей?

По окончании беседы учитель дает группам задание подготовить ответы на вопросы, записанные на доске:

1. Какие ожидания должны были появиться у студентов, выполняющих роли «заключенных» и «охранников»?

2. Как вы считаете, имел ли значение тот факт, что в эксперименте участвовали несколько человек, а не двое — «заключенный» и «охранник»? Повлияло ли на молодых людей то, что свои роли они выполняли в группах? Свой ответ обоснуйте.

3. Описанный эксперимент был игрой. Но как вы думаете, чувства, которые стали испытывать его участники друг к другу после завершения эксперимента, также были «игрушечными» или превратились в «реальные»? Предвидел ли профессор подобные реакции испытуемых перед началом опыта? Свой ответ обоснуйте.

4. Возможны ли в реальной жизни случаи, когда люди вне зависимости от их осознанного желания становятся врагами? Свою точку зрения подтвердите примерами.

Урок заканчивается общей дискуссией по данным вопросам.






Для любых предложений по сайту: [email protected]