Социальные классы и слои - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 10 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Социальные классы и слои - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 10 класс

Цель урока: дать учащимся представление о социальной структуре общества и существовавших в истории науки толкованиях данного термина; о связи социальной структуры общества с социальной практикой.

Основные понятия: интеллигенция, классовоподобные группы, социальный класс, социальный слой (страта), теория социальной стратификации.

План урока:

1. Понятие «социальный класс».

2. Классы и наука о классовой борьбе.

3. Теория стратификации.

4. Социальные слои и социальные классы.

Урок целесообразно провести с использованием активных методов обучения с упором на самостоятельную деятельность учащихся (прием «шпаргалка»).

Для лучшего усвоения темы урок желательно начать с объяснения того, что проблема социального расслоения имеет большое значение в жизни общества и выходит далеко за рамки сугубо научного интереса, поскольку тесно связана с жизнью людей, объединенных в конкретную социальную общность.

Чтобы учащиеся могли яснее представить суть проблемы, учитель дает им задание:

— Прочитать § 19, по ходу чтения выделяя основную идею каждого смыслового отрывка, и затем обсудить полученные результаты в группах.

Прием «шпаргалка», который учитель может предложить использовать учащимся в данном случае, позволяет школьникам легче справиться с заданием, «подсказывая» главную идею текста. Кроме того, творческая работа с авторским текстом помогает учащимся лучше уяснить его смысл. Суть предложенного приема состоит в следующем: текст учебника учащиеся читают вслух, по очереди (чтение вслух обеспечивает определенную синхронность в работе, позволяет контролировать внимание всего класса). По прочтении каждого смыслового отрывка учитель предлагает классу сформулировать основную идею прочитанного.

Один из вариантов разбивки учебного текста на смысловые куски может быть следующим:


Смысловой отрывок

Основная идея прочитанного

Читаются подзаголовки «Социальный класс» и «Теория классов»

Общество разделено на антагонистические классы, и единственный способ уничтожения этого деления — революция

Подзаголовок «Немного истории» читается с начала и до слов «Классики научного коммунизма связали...»

Мысль о том, что общество разделено на враждебные классы, появилась вместе с возникновением классов

Со слов «Классики научного коммунизма связали... » до конца подзаголовка.

Классики научного коммунизма утверждают, что развитие производства ведет к смене лидирующего класса

Подзаголовок «Теория стратификации» читается с начала и до слов «Но и включение переходных... »

Теория классов не может раскрыть всего социального многообразия

Со слов «Но и включение переходных... » и до слов «Для более полного раскрытия «многослойности» общества»

М. Вебер выдвинул идею о том, что социальное расслоение не ограничивается расслоением на классы

Со слов «Для более полного раскрытия «многослойности» общества... » и до слов «В этом случае закономерен вопрос... »

В теории социальной стратификации общество представляется неоднородным, но признаки неоднородности самые разнообразные

Со слов «В этом случае закономерен вопрос...» и до слов «Оппоненты подобного подхода считают... »

В теории стратификации существуют две точки зрения на вопросы о классовой борьбе: а) социальные блага распределяются в соответствии с социальной значимостью той или иной деятельности — нет необходимости в классовой борьбе

Со слов «Оппоненты подобного подхода считают... » и до конца подзаголовка

б) конфликт в обществе неизбежен и связан с борьбой за власть, престиж и материальные ценности


Завершив чтение, учитель предлагает школьникам обсудить в группах выделенные ими основные идеи прочитанного (на работу отводится около 5 минут) и составить их общий список.

Далее группа, справившаяся с заданием первой, предлагает свой вариант ответа, другие группы дополняют и уточняют формулировки. Допустим вариант, при котором каждая группа называет идею только одного из прочитанных отрывков, а затем вместе с одноклассниками уточняют конечную формулировку ответа.

Перед разбором последнего пункта плана урока «Социальные слои и социальные классы» учитель может зачитать или пересказать фрагменты статьи профессора Техасского университета Шейлы Фитцпатрик «Классы и проблемы классовой принадлежности в Советской России 20-к годов» (Вопросы истории. — № 8. — 1990).


Дополнительные материалы

«Партия осталась пролетарской по самоопределению, и в начале 1924 г., с объявлением массового набора рабочих в партию, известного как «ленинский призыв», партийное руководство сделало все, чтобы эта посылка стала реальностью. Для большевиков, однако, слова «пролетарий» и «рабочий» не были просто синонимами. Настоящие пролетарии, по их убеждению, должны были иметь классовое сознание, что означало преданность революции и большевистской партии. В начале 20-к годов было много рабочих, которые не выдерживали этой проверки и считались «случайным элементом» в рабочем классе, людьми, чьи умонастроения были в основе своей крестьянскими или мелкобуржуазными.

Существовало также все увеличивающееся число «пролетариев» (часто, хотя и необязательно, большевиков), которые раньше были рабочими по роду занятий и социальному положению, но после революции стали комиссарами и командирами Красной армии, кадрами новой советской и партийной бюрократии. Большевикам было необходимо различать их и «рабочих от станка», в то же время подчеркивая, что и они, изменив род занятий, продолжают принадлежать к пролетариату. Поэтому в начале 20-х годов при анализе классового состава организаций, включая партию большевиков, использовались две категории классовой принадлежности — «до» и «после» революции. Первая категория (социальное положение) базировалась на социальном происхождении и профессии в 1917 г. или в момент вступления в партию большевиков. Второй категорией был род занятий в текущий момент. Исходя из этого, член партии рабочего класса мог быть записан как рабочий по социальному положению и как служащий («белый воротничок») по роду текущих занятий, а тот, кто был крестьянином в момент вступления в партию, — крестьянин по первой категории и как рабочий по второй.

Цели, преследуемые большевиками, делали первую категорию решающей. С их точки зрения, главной чертой классовой принадлежности было то, что она определяла политическую позицию: если кто-либо накануне революции принадлежал к эксплуатирующим классам, то, скорее всего, он стал бы сожалеть об уничтожении старого режима и неприязненно относиться к большевикам; принадлежность же человека к эксплуатируемым классам как бы предопределяла его позицию — выступление на стороне большевиков и революции.

В отношении первой категории оставалась нерешенной важная проблема, поскольку социальное происхождение и дореволюционная профессия не всегда совпадали. Многие рабочие родились и провели ранние годы жизни в деревне. При вступлении в партию социальное положение каждого из них определялось как пролетарское. Но к какой категории принадлежал бывший рабочий, уроженец деревни, который стал красным директором или партийным секретарем? Ответ был — к пролетариям, даже если провел менее 10 из 30 лет жизни на фабрике или заводе в качестве рабочего (в апреле 1929 г. на дискуссии в Президиуме ВЦСПС о трудовой дисциплине и пролетарской принадлежности предлагалось считать «старыми» кадрами рабочих с производственным стажем пять лет). Таких случаев было много, и большевики выработали понятие «образующий пролетарский опыт» как определяющий фактор классовой позиции. Будучи рабочим, этот опыт, конечно, можно было приобрести. Но в 20-е годы участие в Октябрьской революции или служба в Красной армии в качестве добровольца во время Гражданской войны обычно рассматривались как приемлемая замена пролетарского опыта, по крайней мере для людей, принадлежащих к низшим слоям города и деревни».

Для активизации внимания учащихся рекомендуем дать им следующее задание:

— Известно, что в основу деятельности большевистской партии была положена теория классов и теория классовой борьбы. Используя приведенный фрагмент статьи, найдите ответы на вопросы (вопросы желательно записать на доске):

1. Какие проблемы в связи с делением общества на классы возникли перед правящей большевистской партией после Октябрьской революции 1917 г.?

2. Как большевистская партия решала возникшие проблемы, что было положено в основу деления людей на классы? Почему? Соответствовал ли найденный подход теории марксизма?

После ознакомления с текстом статьи учитель предлагает школьникам в течение минуты подготовить ответы в группах, а затем обсудить их в классе. Если времени для этого не осталось, то обсуждение можно провести на следующем уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]