Образование - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕ - 10 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Образование - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕ - 10 класс

Цель урока: раскрыть роль образования как сферы жизни личности и общества; познакомить учащихся с историей развития современным состоянием системы образования в России; способствовать формированию у них ориентации на достижение высокого уровня образования.

Основные понятия: воспитание, образование, обучение, общеобразовательная школа, педагогика, просвещение, система образования, университет.

План урока:

1. Образование — обучение, воспитание, развитие.

2. История развития образования в мире.

3. История развития образования в России.

4. Система образования.

5. Современное состояние и тенденции развития образования в России.

Полагаем, что при изучении данной темы особое значение имеют понятия, среди которых в первую очередь выделяем следующие:

1) выработка понимания, что образование, являясь сферой социальной жизни, имеет особое значение для обеспечения суверенного развития нашего общества и государства, интересов национальной безопасности;

2) ориентация школьников на активное использование национальной системы образования в целях собственного личностного развития и профессиональной подготовки.

Рекомендуемая форма урока по данной теме — традиционный урок: опрос и объяснение нового материала. Организация учащихся для работы на уроке — индивидуально-групповая.

Данный урок целесообразно проводить, максимально опираясь на личный опыт учащихся.

Начать урок рекомендуется с краткого введения понятия «образование». Для этого можно использовать краткую схематическую формулу (особенно в слабом классе): «образование = обучение + воспитание + развитие личности».

В сильном классе понятие «образование» советуем раскрыть глубже, связав с понятиями «мировоззрение» и «культура». Для этого, в частности, можно объяснить, что, отвлекаясь от конкретного содержания образования и его мировоззренческой основы, в общем случае обучением может быть названо приобретение любых знаний: обучение научным знаниям, нормам этикета, правилам работы на компьютере или игры в карты и т. д. Аналогично воспитанием вне конкретного содержания можно называть воспитание любых качеств — сострадания к людям или привычки к насилию. Поэтому почти всегда требуется уточнение, о каком обучении и воспитании идет речь. Так, в религиозной культуре существует свое, духовно-религиозное понимание образования как процесса восстановления в падшем, греховном человеке божественного образа (христианское образование).

Еще одним способом раскрыть разные стороны понятия «образование» может быть сопоставление его определения по материалу, данному в § 28: «...процесс и результат усвоения человеком...» (выписывается на доске) с определением из Закона РФ «Об образовании»: «...целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Такое сопоставление позволяет выявить связь образования с системой правоотношений в обществе (тема «Правовые отношения», глава 5 учебника). В определении, данном в законе, речь идет о гражданине и нормативном регулировании образовательной деятельности (образовательные уровни, специальности и т. п.).

Связь сферы образования с правовыми отношениями в обществе можно проиллюстрировать и таким примером. Содержание и формы семейного воспитания в Московской Руси отражает книга «Домострой». Это своеобразный устав семейной и общественной жизни, обучения и воспитания детей «по заповедям Господним и отеческому преданию». Когда составляли церковный законодательный сборник «Стоглав» (1551 г.), в него были включены некоторые положения из книги «Домострой».

Важно отдельно отметить значимость образования в семье. В последние годы она особенно возросла. Человек восприимчивее всего именно в детстве и юности, поэтому важно с ранних лет многому научиться, получить хорошее воспитание.

О. де Бальзак писал: «Добрую часть своей жизни заняты мы выпалыванием того, что вырастили в сердце своем в юности. Эта операция называется приобретением опытности». А святитель Тихон Задонский отмечал: «...И чему в юности научаемся, в том и в совершенный возраст пришедше пребываем: якоже молодое дерево, к которой стороне преклонится, так и стоит до конца».

Можно спросить учащихся (тактично), не мог бы кто-либо из них уже сейчас назвать 3—4 таких своих «сорняка», о которых говорит О. де Бальзак.

Разбирая пункт плана урока «Образование — обучение, воспитание, развитие», можно предложить учащимся определить, какой принцип образования иллюстрирует следующий исторический факт. По рассказу римского историка Плутарха (см. также задание к § 26 в «Практикуме») древнеримский консул Катон Старший (234—149 гг. до н. э.), имея ученого раба, не доверил ему воспитание сына, а сам обучил мальчика грамматике, законам, этикету, езде на лошади, владению оружием (по принципу «делай, как я»).

Историю развития образования можно раскрыть в форме докладов, специально подготовленных учащимися. Главное внимание целесообразно уделить истории образования в России. Рекомендуем подчеркнуть мысль о том, что на каждом историческом этапе, в каждой исторической цивилизации социальный институт образования решает те задачи, которые ставятся перед ним государством на основе господствующего мировоззрения, идеологии и материальных ресурсов, вложенных в систему образования.

На этом этапе урока в качестве обобщения изученного материала можно выделить (учащиеся могут записать в тетради) следующие в обществе :

1) передача культурных ценностей общества новым поколениям, приобщение их к культуре;

2) социализация молодежи, овладение навыками жизни и деятельности в современном обществе;

3) профессиональная подготовка населения;

4) обеспечение социального единства, суверенитета и территориальной целостности государства путем создания единого культурно-образовательного пространства;

5) обеспечение самореализации личности;

6) обеспечение продуктивной социальной мобильности, при которой система образования дает возможность молодежи и всем другим людям найти достойное применение своим дарованиям (связи с уроками 3—4) в обществе.

Изучение системы образования лучше организовать в форме комментария учителем схемы, изображающей основные уровни и типы образования, приведенной в § 28. В сильном классе можно расширить определение системы образования, подробнее раскрыв другие ее составляющие: законодательные и нормативно-правовые акты об образовании; образовательные стандарты, программы, учебно-методическая литература; государственные и общественные научные организации и объединения в области образования: научные педагогические общества, методические объединения, научные центры (институты, Российская академия образования и др.).

Касаясь темы кризиса в современном российском образовании, можно уточнить, что по уровню финансирования системы образования Россия опустилась с первых мест в мире ниже 70-й строки. В 1970 г. на образование приходилось 20,3% расходов госбюджета, а в 1998 г. — только 3,45% (фактически еще меньше, так как бюджет был собран только на 83%). В то же время учеными доказано, что один рубль, вложенный в образование, возвращает обществу 6 рублей, а специалист производит ценности, в среднем в 11 раз превышающие затраты на его образование.

Завершить урок желательно обсуждением и уяснением тех задач, которые должны решаться на государственном уровне, чтобы обновление и развитие системы образования проводилось в интересах всего российского общества, делало его более сильным и благополучным.






Для любых предложений по сайту: [email protected]