Искусство - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕ - 10 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Искусство - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕ - 10 класс

Цель урока: расширить познания учащихся об искусстве, его сущности, мировоззренческих основах и значении в жизни общества; побудить учащихся к восприятию искусства как важного средства самопознания, духовно-нравственного развития; способствовать выработке у них сознательного отношения к своему эстетическому окружению.

Основные понятия: виды искусства, искусство, катарсис, красота, масс-культура, функции искусства.

План урока:

1. Сущность и особенности искусства в духовной культуре.

2. Многообразие точек зрения в понимании и толковании красоты.

3. Виды искусства.

4. Функции искусства в обществе.

5. Современное искусство и тенденции его развития.

Данный урок рекомендуется провести в форме беседы с элементами выступлений учащихся по отдельным вопросам. Желательно воспользоваться активными формами обучения, привлечь как можно больше вспомогательного иллюстративного материала: художественных изделий, репродукций, аудио - и видеозаписей.

При обращении к пункту плана урока «Сущность и особенности искусства в духовной культуре» особое внимание следует уделить определению специфики искусства в духовной культуре, его отличиям от религии, науки, морали.

Отдельно следует остановиться на разборе понятия «красота». Три основных понимания красоты, данные в материале § 29, желательно схематически изобразить на доске и проиллюстрировать их характерными формулировками (например: «Красота — источник наслаждения»; «Красота в гармонической соразмерности деталей»; «Бог — образец и конечная причина всей созданной красоты»), а также соответствующими примерами художественных произведений архитектуры, живописи, музыки. Например, можно использовать натюрморт (по выбору учителя), иллюстрацию одной из графических работ А. Дюрера, древнерусскую икону; изображение Диснейленда, Государственного Кремлевского дворца и религиозного культового здания (православный храм, католический собор, мусульманская мечеть и др.); записи популярного шлягера, фрагментов классической музыки П. И. Чайковского, Г. В. Свиридова (других композиторов) и исполнения церковной духовной музыки (желательно отечественной) и т. д.

Важно подчеркнуть, что искусство, воздействуя на эмоциональную сферу человека, затрагивает разные «уровни» этой сферы — от самых примитивных эмоций, связанных с удовлетворением биологических потребностей, до самых возвышенных духовных эмоциональных переживаний.

Доминирующая в данный момент эмоция определяет состояние человека, его отношение к окружающему миру, людям. Эмоции бывают положительные и отрицательные, порой даже разрушительные. Здесь целесообразно обратиться к изученному ранее материалу урока 1, к теме внутреннего мира человека, соотношения биологической, социальной и духовной сторон в его сущности и бытии.

Виды искусства (пункт 3 плана) целесообразно рассмотреть, опираясь на схему, приведенную в § 29.

Связь мировоззрения, духовной культуры художника с его творчеством (содержание, форма, стилистика, отношение к популярности и др.) рекомендуется раскрыть на произведениях великих русских писателей, художников, музыкантов, поэтов (особенно тех, чье творчество изучается на уроках литературы, МХК и др.). Для этого можно заранее предложить подготовить 2—3 кратких сообщения учащимся, которые хорошо успевают по этим предметам, интересуются или занимаются искусством (живописью, музыкой и др.)

Переходя к рассмотрению современного искусства и анализу тенденций его развития, можно отметить следующее: характерной особенностью современности является одновременное существование в обществе, в искусстве различных взглядов на то, что такое красота, и на существование множества стилистических направлений.

Здесь уместно вспомнить слова французского писателя В. Гюго: «В наш век горизонт искусства значительно расширился. Некогда поэт обращался к публике, теперь — к народу».

Обсуждая особенности массового искусства, следует подчеркнуть, что оно призвано главным образом развлекать. И в прошлом эта его функция осознавалась и даже фиксировалась в законах: «Мужчины должны почитать женщин своего семейства и дарить им украшения, платье и изысканную пищу. Если у женщины нет блестящих украшений, она не принесет радости в сердце своего супруга» (Законы Ману, Древняя Индия).

Разбирая данную тему, можно отметить, что в настоящее время происходит активное смешение стилей и смыслов, выработанных в разных цивилизациях, культурах и отражаемых в традиционном искусстве. Так, у некоторых хамитических (негроидных и монголоидных) народов татуировка кожи и металлические кольца в ушах, на носу, губах являются способом выражения принадлежности к определенной социальной или этнической, племенной группе. У русских казаков кольцо в ухе означало, что он — младший сын в семье, освобожденный от военной службы. Испанские и португальские рабовладельцы вдевали кольца в нос неграм, чтобы, протянув через них веревку, было удобнее перевозить их в Америку. А ныне современная молодежь себя «украшает» подобным образом.

Закончить урок можно обсуждением проблемы усиления психологического воздействия современного искусства на человека, особенно с использованием новейших технических средств (телевидение, видео, Интернет, синтезация звука, компьютерное моделирование и др.). При этом искусство все теснее сплетается с политикой, экономикой (реклама товаров, политическая реклама), становится одним из элементов современного социального манипулирования, управления массами людей — их мышлением, чувствами, эмоциями. Думающего человека это должно заставлять внимательнее относиться к искусству, более взыскательно подходить к тому эстетическому «ряду», который его окружает.

Для обострения проблемы можно выделить крайние позиции по данному вопросу, для чего рекомендуем воспользоваться высказываниями советского писателя М. М. Зощенко: «Воистину, ложь и искусство создают жизнь» и русского философа И. А. Ильина: «Будущее принадлежит не модернизму, этому выродившемуся мнимоискусству, созданному, восхваленному и распространяемому беспочвенными людьми, лишенными духа и забывшими Бога. После великого блуждания... человек выздоровеет и снова обратится к настоящему, глубокому искусству».

Вокруг этих высказываний можно построить краткое обсуждение современных тенденций развития искусства, значения искусства в жизни современного общества.

Завершая урок, желательно оставить небольшое время для краткого обобщения по всему материалу главы 4 учебника «Духовная культура общества» (при планировании целесообразно оставить несколько учебных часов для итогового обобщения и контроля знаний учащихся по всему материалу, изученному в 10 классе).


Темы рефератов и сообщении

1. Духовная культура современного общества (свободный выбор конкретной темы).

2. Идеи и партии в современном обществе.

3. Нравственные требования в искусстве.

4. Памятники религиозной культуры в области (округе, крае, республике).

5. От Святой Руси к Великой России: сущность и результаты социальных преобразований Петра I.

6. Российская система образования: традиции и современность.

7. Традиции и новации в духовной жизни российского общества в XX веке (свободный выбор конкретной темы).

8. Российский научный центр (по выбору).

9. Русская наука в общественной жизни XIX века.

10. Система морали (анализ любой системы по выбору).

11. Современная научная картина мира.

12. Смысл и образ в искусстве.






Для любых предложений по сайту: [email protected]