Конституция в иерархии нормативных актов - ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Конституция в иерархии нормативных актов - ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Цель урока: познакомить учащихся с основными характеристиками конституции как основы правовой системы государства, раскрыть содержание и основные принципы конституционного права.

Основные понятия: конституция, конституционное право, конституционализм.

План урока:

1. Конституция: ее суть и значение.

2. Способы принятия конституции.

3. Виды конституций.

4. Конституционное право и конституционная система.

5. Конституционализм.

Первое занятие по конституционному праву целесообразно провести в форме беседы с элементами обсуждения некоторых вопросов.

В дополнение к тому, что изложено в учебнике, учитель может остановиться на таких компонентах содержания конституций, как государственная символика и определение столицы государства. Уместно отметить, что в действующей Конституции РФ нет прямых разъяснений по поводу флага, герба и гимна России. Их описание отнесено к другим правовым актам. Это свидетельствует о том, что Конституция нашей страны хоть и принималась как кодифицированный (т. е. единый писаный) акт, но отдельные ее части выходят за рамки кодификации.

Учащимся можно напомнить, что конституция — это четкий и определенный признак государственности республиканского типа. Меньше всего нуждаются в конституциях монархии, однако на примере современных европейских монархий (Великобритания, Бельгия, Швеция, Норвегия и т. д.) мы видим, что и они, выбрав демократический путь развития, не в состоянии обходиться без подобного правового акта, регламентирующего всю государственную и политическую систему страны.

Касаясь темы, следует акцентировать внимание учащихся на том, что существует достаточно много классификационных систем. Например, достаточно популярно деление конституций на юридические и фактические. В материальном и формальном смысле — это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Это сами общественные отношения, т. е. то, что реально существует.

По способу внесения в них изменений конституции. В первые могут быть внесены изменения путем принятия обычного закона. Вторые могут быть изменены только путем специальной усложненной процедуры, требующей, как правило, квалифицированного большинства голосов членов парламента, проведения референдума для утверждения поправок, ратификации этих поправок определенным числом субъектов федерации и т. п. По срокам действия конституции.

После этих пояснений можно поставить для обсуждения вопрос: почему в советский период конституционное право называлось государственным? С помощью учителя учащиеся приходят к выводу: такое название этой отрасли права было логичным в условиях авторитарного главенства государства во всех сферах общественной жизни. Конституция была лишь одним из инструментов усиления контроля государства над всем, что происходило в стране. Здесь уместно привести высказывание философа Н. А. Бердяева: «Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для нее уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть».

А в названии «конституционное право» подчеркивается ведущая роль права и его основы — конституции — в демократическом обществе.

Далее уместно остановиться на вопросе: почему государственная власть, которая сама же и устанавливает законы, должна выполнять требования конституции?

Конституция — это не просто формальный правовой акт, а определенное политико-правовое явление, которое нельзя сводить только к юридическим документам. В демократическом, гражданском обществе конституция — это плод деятельности не столько государства, сколько всего общества или, по крайней мере, государства с учетом мнения общества. Поэтому само собой предполагается подчинение властей силе и авторитету гражданского общества, т. е. совокупности граждан, их организаций и объединений, которые существуют и во многом действуют самостоятельно, помимо государственного аппарата. Данная сила заставляет государственные органы действовать «с оглядкой» на общество, уважать общественное мнение, не допускать произвольного антиконституционного образа действий. Давно замечено: как только сила общества ослабевает, в государстве становятся возможны частые изменения конституции, нарушения прав человека, государственные перевороты, произвол чиновников и т. п.

Понять сущность конституционного устройства в различных странах помогает рассмотрение ряда вопросов, например таких, как:

1. Почему писаные конституции появились только в период развития буржуазных, рыночных, частнособственнических отношений?

2. Почему в одних странах конституции писаные, а в других — неписаные?

Обсуждая первый вопрос, целесообразно обратить внимание на несомненную связь распространения письменной формы конституций с победой в ряде стран буржуазных, рыночных, частнособственнических отношений. Деловые люди предпочитали твердые договорные отношения не только в сфере коммерции, но и в своих отношениях с государством, в области прав и обязанностей, форм участия в управлении страной и т. д.

Рассматривая второй вопрос, следует учесть, что понятие «неписаная конституция» достаточно условно. Оно поясняет лишь тот факт, что отсутствует единый документ под названием «конституция». Вместе с тем имеются определенные юридические акты конституционного характера, зафиксированные в форме законов, наряду с которыми существуют правовые обычаи, «конституционные соглашения» и другие документы, составляющие так называемую неписаную часть «конституции». В целом же форма конституции зависит от формы правления, политических и правовых традиций, характерных для той или иной страны (или группы стран). Так, например, неписаные конституции чаще бывали в странах с монархическим правлением и с системой права, основывающейся на прецедентах, а писаные — в республиках с системой четкой кодификации правовых норм.

Если позволит время урока, целесообразно остановиться на особом виде правоохранительной деятельности в государстве. Он заключается в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны и может осуществляться: а) всеми судами общей юрисдикции (Япония, США, Аргентина, Норвегия); б) верховным судом, являющимся высшей судебной инстанцией (Австралия, Индия, Ирландия, Канада, Швейцария); в) специальными конституционными судами, для которых конституционный надзор — главная функция (Россия, Австрия, ФРГ, Италия); г) особым органом несудебного характера (Конституционный совет во Франции). Объектами конституционного надзора могут быть обычные законы (материальное право), поправки к конституции, международные договоры, нормативные акты исполнительных органов власти (в тех странах, где нет системы административной юстиции) и т. д. В федеративных государствах (в частности, в России) объектом конституционного надзора являются вопросы разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации. Конституционный надзор может быть (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов) или (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), а также (осуществляется по инициативе кого-либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода) или (осуществляется только в связи с тем или иным судебным делом). Орган, осуществляющий конституционный надзор, может признать противоречащими конституции либо весь закон, либо его часть, тогда эти нормы теряют свою юридическую силу и перестают применяться судами и другими государственными органами.






Для любых предложений по сайту: [email protected]