Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации - ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации - ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Цель урока: сообщить учащимся данные о центральном законодательном органе России — Федеральном Собрании и деятельности его палат: Совета Федерации и Государственной Думы, о месте и роли Президента РФ в правящей структур е России, познакомить учащихся с работой Правительства РФ, органов судебной власти, прокуратуры и других правоохранительных органов.

Основные понятия: Генеральный прокурор РФ, Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ; Совет Федерации; Государственная Дума; Конституционный Суд РФ; парламентаризм; Правительство РФ; Председатель Правительства РФ; Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание РФ.

Поскольку материал этого урока чрезвычайно обширен и сложен, урок может быть проведен в трех модификациях с выделением трех основных тем: «Законодательная власть», «Президент РФ» и «Исполнительная и судебная власть». Соответственно в зависимости от выбранной модификации главная тема урока рассматривается более подробно, чем остальные. С ними учащиеся знакомятся самостоятельно по учебнику.

План урока по теме «Законодательная власть»:

1. Парламент — орган представительной власти в демократических государствах.

2. Понятие парламентаризма.

3. Место Федерального Собрания в системе высших органов государственной власти Российской Федерации.

4. Структура Федерального Собрания.

5. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы РФ.

6. Порядок избрания Государственной Думы и формирования Совета Федерации.

7. Порядок принятия законов.

Урок целесообразно провести в форме беседы.

Вначале учитель отмечает, что Государственную Думу РФ, впервые собравшуюся в соответствии с Конституцией 1993 г., называют V Государственной думой. Почему? Рассматривая этот вопрос, можно обратиться к матери ал у курса истории России XX в., когда в России впервые начал действовать представительный орган власти — Государственная дума. Интересно, что между нынешней Государственной Думой и той, что начала свою работу в конце апреля 1906 г., много общего.

Большая часть депутатов и I и V Думы придерживалась либерально-демократических взглядов и представляла партии, традиционно относящиеся к партиям центра. Одним из главных вопросов, краеугольным камнем многих думских споров и дискуссий как в прошлом, так и в настоящем был и остается вопрос о земле. Но самое главное — почему избранная в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Государственная Дума может считаться исторической преемницей прежней, дореволюционной Государственной думы? Потому что наша страна в определенной мере вернулась к прежним политико-экономическим основам, на которых строилась жизнь в России до 1917 г. (исключая, конечно, монархическую государственность и многое другое, с ней связанное). Естественно, что нынешняя Дума формируется на более совершенных демократических началах. Для сравнения: ныне выборы — прямые, правом голоса обладают все граждане России, кроме тех, кто не достиг 18-летнего возраста, находится в местах заключения по приговору суда или лишен дееспособности по суду; в начале XX в. выборы были неравными, многоступенчатыми, возрастной ценз для избирателей составлял 25 лет, женщины, батраки, поденщики, солдаты, матросы, ремесленники и некоторые национальные меньшинства не имели права голоса.

В последние годы Государственная Дума подвергалась систематической критике в средствах массовой информации. У некоторых в связи с этим возникает вопрос: «Можно ли критиковать представительную власть в России?» В соответствии с демократическим принципом свободы слова делать это не возбраняется. Но в критике представительного органа (как и других органов власти) должна соблюдаться известная мера. Не нужно спешить высказывать мнения, которые часто обусловлены незнанием сути дела. Целесообразно помнить о том, что в Думе работают люди, которые по самому своему статусу достойны уважения. Тем более что многие из них пользуются реальным уважением граждан, поскольку самоотверженно, активно и компетентно выполняют свои нелегкие обязанности.

Если позволяет время урока, можно провести игру «Если бы я был депутатом Государственной Думы». Учащимся предлагается представить, что они депутаты Государственной Думы. Избирается Председатель, который ведет ее заседание. Обычно, вступая в игру, старшеклассники поднимают животрепещущие, имеющие высокое общественное звучание вопросы.


План урока по теме «Президент РФ»:

1. Содержание понятия «президент».

2. Полномочия Президента РФ.

3. Случаи прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий.

Рекомендуемая форма этого урока — классическая: опрос с последующим объяснением нового материала.

Начиная объяснение нового материала, учитель обращает внимание учащихся на то, что Президент является главой Российского государства; он наделен полномочиями гаранта Конституции России, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности страны (гл. 4 Конституции).

Далее целесообразно пояснить, что президентом может стать гражданин России в возрасте старше 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет, избранный на эту должность на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент избирается сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может избираться президентом страны более двух сроков подряд.

Президент России обладает широкими полномочиями, отраженными в Конституции РФ. Чтобы в какой-то мере систематизировать эти полномочия, можно предложить учащимся на основании содержания гл. 4 Конституции заполнить следующую таблицу:


Полномочия Президента Российской Федерации


Внутриполитические полномочия

Внешнеполитические полномочия

Участвует в формировании органов государственной власти:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

б) по предложению Председателя Правительства назначает и освобождает от должности членов Правительства РФ и т. д.; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; вносит законопроекты в Государственную Думу; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации и т. д.

Представляет Российскую Федерацию в международных отношениях; осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации и т. д.


По данной теме можно провести игру «Письмо Президенту РФ». В начале игры учащиеся определяют предмет обращения к главе государства (это может быть, например, вопрос о повышении зарплаты учителям, ее своевременной выплаты или вопрос об усилении борьбы с организованной преступностью и т. д.). Затем его следует обосновать с точки зрения важности и уместности подобного обращения на столь высоком уровне. Эти обоснования становятся основой письма. Чтобы содержание письма имело конструктивный характер, следует объяснить учащимся, что необходимо не только ставить вопросы, но и предлагать умные и реальные пути их разрешения.


План урока по теме «Исполнительная и судебная власть

1. Правительство РФ — высший орган исполнительной власти в РФ.

2. Состав и формирование Правительства РФ.

3. Осуществление правосудия в России.

4. Система судебной власти РФ.

5. Компетенции Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

6. Прокуратура РФ и ее полномочия.

Форма данного урока — индивидуально-групповая, по усмотрению учителя. Деятельность учащихся может быть также только индивидуальной или только групповой.

Вначале учитель уточняет, что в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом, субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти. Главы субъектов РФ (президенты, главы администраций, губернаторы) и парламенты являются выборными. Органы исполнительной власти — правительства обычно формируются главами субъектов РФ по согласованию с полномочными Представителями Президента в федеральных округах (всего их семь).

Поскольку суды и прокуратура являются правоохранительными органами, имеет смысл дать учащимся представление о судах и прокуратуре на фоне всей системы правоохранительных органов. Последние осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с ним. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

К ним относятся:

1) судебная система (федеральные, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ);

2) органы обеспечения охраны порядка и безопасности:

— органы внутренних дел;

— органы обеспечения безопасности;

— органы налоговой службы и налоговой полиции;

— таможенные органы;

— органы юстиции;

— органы предварительного расследования;

3) прокуратура;

4) органы по правовому обеспечению и правовой помощи:

— нотариат;

— адвокатура;

5) негосударственные организации обеспечения правоохраны:

— частные детективные и охранные службы.

Учитель может пояснить процедуру формирования коллегии этих заседателей. Она образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей (образующих состав присяжных заседателей, выносящих вердикт) и двух запасных. Для образования коллегии председательствующий опускает в урну билеты с указанием фамилий неотведенных присяжных заседателей, перемешивает их и по одному вынимает четырнадцать билетов, оглашая каждый раз указанную в билете фамилию присяжного заседателя. Первые двенадцать отобраны путем жеребьевки. По завершении образования коллегии председательствующий предлагает двенадцати комплектным присяжным заседателям занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Два запасных присяжных заседателя занимают на скамье присяжных заседателей места, специально отведенные для них председательствующим. Запасные присяжные заседатели постоянно присутствуют при судебном разбирательстве в зале судебного заседания, могут быть до вынесения вердикта включены в состав комплектных присяжных заседателей в случае невозможности кого-либо из комплектных присяжных заседателей участвовать в судебном заседании. Государственный обвинитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, подсудимый и его защитник вправе до приведения присяжных заседателей к присяге заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого дела этот состав коллегии присяжных заседателей в целом может оказаться не способным вынести объективный вердикт. Такое заявление разрешается председательствующим после выслушивания мнений сторон, о чем в совещательной комнате им выносится мотивированное постановление, излагаемое в виде отдельного документа. Если соответствующее заявление будет признано обоснованным, председательствующий распускает коллегию присяжных заседателей и возобновляет подготовку к рассмотрению дела судом присяжных.

Для дальнейшего обсуждения темы можно предложить несколько актуальных вопросов.

Возможны ли суды, полностью независимые от властей (центральных и местных)? В принципе возможны. Однако до сих пор иногда ощущается некоторая зависимость судей от соответствующих органов, в основном исполнительной власти, ибо судьи, увы, сталкиваются с теми же проблемами (решение которых во многом зависит от властей), что и обычные граждане: нежеланием потерять хорошо оплачиваемую работу, стремлением улучшить свои жилищные условия и т. д.

Смогут ли присяжные заседатели честно и смело работать в нынешних криминальных условиях? Скорее всего, в условиях криминального беспредела не смогут, поскольку будут постоянно опасаться, а возможно, и подвергаться давлению уверенных в своей безнаказанности криминальных элементов. Независимость присяжных заседателей может быть обеспечена только в правовом государстве, снизившем уровень преступности до удовлетворительной отметки.

Что можно предпринять, чтобы обезопасить свидетелей, дающих в суде показания против мафии? В экономически развитых странах, таких, как США, Великобритания, Франция, ФРГ, разработана система обеспечения безопасности столь важных свидетелей. Она включает возможности анонимного выступления в суде, пребывания некоторого времени в безопасном месте, смену места жительства, фамилии, внешности и т. д.






Для любых предложений по сайту: [email protected]