Избирательное право - ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Избирательное право - ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Цель урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, укрепить их интерес к выборам как краеугольному институту демократического режима, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях.

Основные понятия: выборы, избирательное право, избирательные права, избирательный процесс, избирательный ценз, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система.

План урока:

1. Демократия и выборы.

2. Избирательные права граждан.

3. Избирательный процесс.

4. Избирательные системы.

Наиболее оптимальная форма данного урока — лекция с элементами беседы.

В начале урока полезно проинформировать учащихся о том, что выборы — центральный институт демократического государства республиканского типа и Российская Федерация — именно такое государство. В Конституции нашей страны, принятой в декабре 1993 г., записано: «...носителем суверенитета и единственным источником власти... является... народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ст. 3 Конституции РФ).

Выборы — это испытанный способ обретения правительством доверия и поддержки народа. Правительство управляет всегда, кроме единственного периода, когда оно оказывается в зависимом положении от народа, его волеизъявления. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к н ар оду, идущему на избирательные участки выбирать своих представителей в органах власти. А претенденты на место в представительных органах власти в этот судьбоносный для них период с замиранием сердца ждут конца избирательной кампании, чтобы узнать «приговор» народа: «да» или «нет».

Учащимся нелишне представлять реальную ситуацию с отношением населения к выборам, участию в выборах. Современные социологические опросы показывают, что наиболее готовы участвовать в выборах в основном люди пожилого возраста, пережившие сильное идеологическое давление прошлых лет. У молодежи и многих людей среднего поколения отношение к участию в выборах весьма прохладное. И не в последнюю очередь потому, что эти граждане имеют не совсем четкие представления о значении выборов как института демократии и механизме прихода к власти различных политических структур посредством процедуры выборов. Таким образом создается опасность избрания органов представительной власти меньшей частью избирательного корпуса. Избранные меньшинством органы власти будут, в свою очередь, выражать волю этого меньшинства, распространяя при этом свою власть и волю на всех избирателей, граждан нашей страны. Результатом такого безответственного отношения к выборам может стать рост социальной напряженности в обществе. Следовательно, важно, чтобы приходящие к власти политические силы были выразителями интересов именно большинства россиян, что, собственно, и отвечает кардинальному требованию того политического режима, который называется демократией.

Учитель может отметить исторические корни института выборов: например, выборы царей — Бориса Годунова и Михаила Федоровича Романова. Эти исторические факты способны показать школьникам, что элементы демократических процедур были не чужды даже той форме власти (монархия), которая словно бы по определению невосприимчива к этим процедурам.

На уроке по данной теме также уместно поговорить об аналогии между понятиями «избиратель» и «гражданин». (Все ли с этим согласны?) Причем в этом сопоставлении и уподоблении понятие «гражданин» выступает не в сугубо юридическом значении, а в более широком — духовно-нравственном (хотя и о правовой принадлежности гражданина к государству не стоит забывать).

Но данный урок можно провести также в форме выступлений учащихся по заранее намеченным вопросам, предложенным учителем или взятым из учебника.

Консультируя учащихся перед выступлениями, учителю важно донести до них смысл и значение понятия «процедура», очистить его от налета прозаичности, сухости, формализма. Точное следование процедуре организации выборов, строгое соблюдение сроков, обозначенных в законах, и дисциплинированное, добросовестное выполнение других действий обеспечивают доверие избирателей к результатам выборов, увеличивают доверие к самим выборам как элементу демократии.

При изучении нового правового материала целесообразно опираться на уже имеющиеся у школьников знания, главным образом почерпнутые в курсах истории.

Учащийся, рассказывающий об избирательных комиссиях, которые предусмотрены законодательством о выборах на федеральном уровне, может продемонстрировать следующую схему:


Избирательные комиссии



Чрезвычайно важно остановиться на порядке выборов Президента Российской Федерации, которые регулируются Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

Основные принципы выборов Президента и депутатов Государственной Думы аналогичны, но в процессуальных деталях есть различия, например возрастной ценз для кандидатов в депутаты Госдумы и на должность Президента РФ. В первом случае баллотироваться могут юноша или девушка, достигшие 21 года, а во втором — зрелый человек не моложе 35 лет. Следующий ценз — ценз оседлости. Для желающих стать депутатом Госдумы ценз оседлости не предусмотрен, а намеревающемуся стать Президентом России необходимо постоянно проживать в стране не менее 10 лет. К тому же кандидату на должность Президента необходимо собрать в процессе выдвижения не менее 1 млн. подписей в свою поддержку, в то время как кандидату в депутаты достаточно всего 1 % от состава избирателей по тому округу, где он баллотируется. Выборы в Госдуму признаются состоявшимися, если на избирательные участки явилось не менее 25% списочного состава избирателей, а в случае выборов Президента уровень явки должен быть выше — 50% этого состава. В итоге мандат депутата получает кандидат, набравший большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а Президентом становится тот кандидат, который вызвал симпатии более 50% избирателей.


Дополнительные материалы

О том, как непросто складывалась процедура выборов в истории различных государств, можно проследить на примере использования в избирательном праве тех или иных цензов. Избирательные цензы (квалификации), устанавливаемые конституцией или избирательным законом страны, — это условия для получения или осуществления избирательного права. Конституционной практике различных стран известны следующие избирательные цензы; возрастной, имущественный, образовательный, расовый, служебный, языковой, гражданства, грамотности, оседлости, пола. Некоторые из них имеют явно дискриминационный характер, например имущественный, расовый, пола. Другие, не являясь дискриминационными по своей сути, тем не менее могут быть использованы в дискриминационных целях (например, может быть чрезмерно завышен ценз оседлости).

Интересно проследить «судьбу» некоторых цензов в различных странах. Возьмем, например, возрастной ценз. В соответствии с ним право участвовать в выборах, референдуме или занимать определенную должность предоставляется лишь по достижении определенного возраста.

В настоящее время возрастной ценз для осуществления активного избирательного права в большинстве стран мира (в том числе и в РФ) составляет 18 лет. В ряде стран он может быть несколько выше (21 год) или ниже (16 или 17 лет). Возрастной ценз для осуществления пассивного избирательного права отличается гораздо большим разбросом и составляет на выборах в общенациональные представительные органы от 18 (ФРГ) до 40 лет (в верхнюю палату парламента Италии), а на выборах главы государства — от 30 (Колумбия) до 50 лет (Италия).

Ценз пола, законодательное ограничение избирательного права (активного или пассивного) по признаку пола, а именно отказ в избирательном праве женщинам, в XIX и начале XX в. существовал в мире повсеместно, но был отменен в Новой Зеландии в 1893 г., в Финляндии в 1906 г., в Великобритании и России в 1918 г., в США в 1920 г., во Франции в 1944 г., в Японии в 1945 г., в Швейцарии в 1971 г., в Лихтенштейне в 1976 г. В настоящее время он сохраняется в единичных государствах, например в Кувейте.

Согласно цензу национальности, для обладания активным или пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к определенной национальности. Ограничение активного избирательного права с помощью этого ценза в настоящее время практически не встречается, но сохраняются ограничения на этом основании пассивного избирательного права. Так, например, согласно Конституции Сирии, президентом этого государства может быть только лицо арабской национальности, а по Конституции Туркменистана 1992 г. — только туркмен. Необходимо иметь в виду, что конституции некоторых государств отождествляют понятие «национальность» с понятием «гражданство». Например, Конституция ФРГ, говоря о немцах, подразумевает всех граждан немецкого государства независимо от их этнического происхождения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]