Экономика: наука и хозяйство - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Экономика: наука и хозяйство - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Цель урока: ввести учащихся в круг общих представлений об экономике как совокупности экономических отношений и науке о них.

Основные понятия: макроэкономика, микроэкономика, экономические циклы, экономика.

План урока:

1. Что такое экономика?

2. Макроэкономика и микроэкономика.

3. Экономика и потребности личности.

4. Экономика и другие сферы общества.

5. Государство и экономика.

Начать изложение материала первого урока главы 7 учебника «Экономические отношения» можно в форме лекции с элементами беседы (§ 49 содержит достаточное количество материала для самостоятельного знакомства учащихся с темой урока). Вместе с тем сам масштаб этой темы обусловливает необходимость более глубокого пояснения ее отдельных вопросов.

Поскольку всякое крупное социальное явление не только существует на практике, но и непременно становится предметом научного осмысления, имеет смысл кратко остановиться на соотношении экономической теории и экономической практики. Давно замечено, что они не всегда совпадают. Одна из причин этого заключается в том, что среди экономических теорий нет универсальных, которые отвечали бы на все вопросы практического ведения хозяйства в различных странах, отличающихся своеобразием природных условий, культурой, менталитетом населяющих их людей — участников экономических отношений. Одним из примеров несовпадения теории и практики может быть проводившаяся, в том числе и в нашей стране в ходе реформ 1990-х гг., достаточно популярная в мировой экономической науке концепция «шоковой терапии», заключающаяся в широкой экономической либерализации, монетаризме, признающем главным инструментом воздействия на экономику эмиссию, валютный курс национальной денежной единицы, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы. Что из этого получилось, можно судить по результатам экономического развития России к началу XXI в.: падение производства почти наполовину, обнищание значительной части населения, отсутствие необходимых финансовых средств на поддержание обороноспособности страны, образования, науки, культуры и т. д. В то же время разумная, взвешенная, поэтапная либерализация экономики в КНР, учитывавшая специфику китайской действительности, дала положительные результаты. А это свидетельствует о том, что в Китае не пошли слепо на поводу у тех или иных теоретических построений, а восприняли их творчески, частично переработав и приспособив к своим условиям.

Не следует, кроме всего прочего, забывать и о том, что теории нередко содержат в себе определенный идеологический заказ, игнорирующий возможности практики, реальные условия хозяйствования. Так, осуществленная с объявленной целью создания рыночной экономики ускоренная приватизация предприятий в России в начале 1990-х гг. имела сверхзадачу — вырвать целые отрасли хозяйства из рук «старых» (настроенных прокоммунистически) хозяйственных руководителей, которые были склонны руководить экономикой по-советски, по-социалистически, способами, далекими от рыночных. В итоге львиная доля государственной собственности почти даром перешла в руки ловких людей, не обремененных соображениями социальной справедливости и другими моральными комплексами (о чем теория приватизации как условия построения рыночной экономики умалчивала).

В этом месте полезно обратиться к одному из заданий «Практикума» для учащихся к учебнику «Обществознание» для 10—11 классов под редакцией А. Ф. Никитина, в котором предлагается проанализировать три иронических афоризма представителей экономической науки о возможностях своих коллег реально подействовать на экономическую практику.

«Экономист — это человек, который говорит о непонятных ему вещах таким образом, что невеждой чувствуете себя вы»; «Когда на твои вопросы отвечает экономист, перестаешь понимать вопросы»; «Экономисты делятся на две школы: одни не знают, как поведет себя экономика, другие не знают о том, что не знают». На основании этих высказываний учащиеся могут, не забывая о чувстве юмора, сделать вывод об уровне развития современной экономической науки.

Поскольку материал «экономических» параграфов учебника достаточно сух, представляется, что имеет смысл от случая к случаю разбавлять его ироническими, юмористическими вставками, главным образом афоризмами, например таким: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Думается, учащиеся с интересом порассуждают о сути этого высказывания, несмотря на всю его иронию.

Выше уже было упомянуто о том, что неудачно проведенная экономическая реформа привела к деградации многих сфер общественной жизни страны. Пострадала, в частности, культура. Этот факт демонстрирует тесное единство, взаимозависимость культуры и экономики. Очевидно, что успешное экономическое развитие способствует и росту культуры, а успехи в области культуры содействуют быстрейшему экономическому росту.

С более подготовленными учащимися можно затронуть вопрос о приоритетах. Чему разумнее уделить больше внимания в такое сложное время, которое переживает сейчас Россия? Первое, что приходит в голову, конечно, экономике! Но правильно ли это? Может быть, истина заключается как раз в обратной логике: если забросить культуру, то любые первоначальные успехи в экономике со временем сойдут на нет, поскольку она не может в конце концов достичь больших результатов в бескультурном, духовно деградировавшем обществе. Та же логика верна и по отношению к образованию. Пока мы будем ждать наступления лучших (с экономической точки зрения) времен, чтобы уделить ему больше внимания, уровень среднего и высшего образования настолько снизится, что придется в большом количестве приглашать специалистов из-за рубежа.

Перейдя к вопросу о взаимодействии государства и экономики, уместно уточнить, что государство способно улучшить результаты экономического развития страны тремя основными путями:

1) обеспечивая макро- и микроэкономические условия, стимулирующие эффективную экономическую деятельность;

2) обеспечивая права собственности, мир, законность и правопорядок, а также нормы, которые поощряют долгосрочное инвестирование;

3) обеспечивая элементарные основы образования, здравоохранения, инфраструктуры (торговля, транспорт, жилище и т. д.), необходимые для экономической деятельности и защиты окружающей среды.

Вместе с тем важно иметь четкое представление и о том, каким образом государство может нанести значительный вред экономике:

— подавляя частную инициативу, например, посредством завышения курса валюты, обложения дополнительными сборами продукции фермеров и т. п.;

— устанавливая всевозможные препоны на пути создания новых или реорганизации старых компаний (главным образом с помощью взяток и волокиты);

— часто меняя и не разъясняя вводимые нормы, с помощью которых оно осуществляет свою деятельность, что создает состояние неопределенности и мешает предпринимателям планировать свое будущее, а некоторых заставляет использовать дорогостоящие стратегии (уходя в теневую экономику или вывозя капиталы за границу).

В оптимальном варианте возможно такое соотношение государственных и рыночных механизмов, которое обеспечивало бы следующие меры стимулирования рыночной экономики:

— взвешенную либерализацию экономики;

— приватизацию излишних фрагментов государственного сектора;

— законодательное регулирование частного бизнеса;

— оптимизацию налоговых систем;

— развитие конкуренции и ограничение естественных монополий;

— стимулирование малого бизнеса;

— регулирование банковской деятельности и предотвращение банковских кризисов;

— выработку и соблюдение валютного режима и др.

Для того чтобы эти меры успешно осуществлялись, необходимо доверие населения и частного бизнеса к правительству.






Для любых предложений по сайту: [email protected]