Экономические системы - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Экономические системы - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Цель урока: познакомить учащихся с основными экономическими системами, охарактеризовать командную экономическую систему.

Основные понятия: дефицит, командная система, рыночная экономика, традиционный тип экономики, экономическая система.

План урока:

1. Основные типы экономических систем.

2. Традиционный тип экономики.

3. Основные признаки командной экономики.

Урок можно вести в форме дискуссии о некоторых острых проблемах современной экономики.

Прежде чем переходить к обсуждению этих проблем, сведем в общую таблицу:


Традиционная экономическая система


Преимущества

Недостатки

Стабильность общества

Примитивизм производства, резкое ограничение новаций

Добротность, высокое качество производимых благ

Плохая приспособляемость к изменению внешних условий


Ограниченное количество производимых благ


Обсудив содержание таблицы и основные признаки традиционной экономической системы, учитель переходит к следующей теме § 50 — «Командный тип экономики». Далее целесообразно пояснить учащимся, что объективный, свободный от идеологической нагрузки анализ предполагает максимальный учет условий развития этой системы, в результате которого не все ее признаки и качества оказываются очевидными. Научный подход к оценке различных экономических систем несовместим с резким делением как их самих, так и их признаков и особенностей на «черные» и «белые». Тем более что в реальной действительности (в противоположность отдельным теоретическим схемам) каждая система включает в себя (порой в довольно большом объеме) признаки противоположной системы и часто является в определенной мере смешанной.

Поскольку в следующем § 51 будет рассматриваться рыночная экономика, в качестве предварительной краткой информации полезно отметить основные признаки ее и командной экономики (эту таблицу можно использовать и на следующем уроке).


Основные признаки командной и рыночной экономических систем


Характеристики

Командная экономическая система

Рыночная экономическая система

Господствующая форма собственности

Государственная

Частная

Планирование

Централизованно государством

Самостоятельно самими фирмами

Установление цен

Государством (сверху)

Свободное, на основе спроса и предложения

Наличие товаров

Наличие дефицита, т. е. постоянный недостаток тех или иных товаров

Отсутствие дефицита


Как показала наша недавняя история, реальная, действующая модель экономической системы бывает весьма далека от ее теоретического аналога. Поэтому, говоря о командной экономической системе, существовавшей в нашей стране 70 с лишним лет, следует иметь в виду, что это был пример порой весьма значительных отклонений от идеала, определенного теоретиками марксизма.

В ряду экономических и социальных мер, которые коммунисты пытались воплотить в жизнь после прихода к власти в октябре 1917 г., были национализация земли, банков и предприятий; установление рабочего контроля, всеобщей трудовой повинности. Одно из главных мест занимала организация «правильного товарообмена в государственном масштабе» (В. И. Ленин) через органы советской власти. В 1918 г. в период «военного коммунизма», когда допускалась возможность отмены денежного обращения, вводился товарообмен промышленных товаров на хлеб и другое продовольствие. Ставилась четкая задача вытеснить частную торговлю и заменить ее планомерно организованным распределением. Все это означало вынесение смертного приговора рынку как экономической категории.

Но несмотря на жесткие и жестокие меры насаждения новых экономических порядков, жизнь все-таки брала свое. К началу 1920-х гг. «правильный товарообмен в государственном масштабе» с треском провалился, на Волге разразился страшный голод, начались крестьянские восстания, забастовки рабочих. Пришлось вводить НЭП, который напомнил новым хозяевам России о том, что есть другой, более эффективный, испытанный веками товарообмен с помощью самого обыкновенного рынка. И хотя НЭП к 1930-м гг. «свернули», а в деревне организовали колхозы, централизованно поставлявшие (сдававшие) сельхозпродукты государству, тем не менее все-таки пришлось в рамках распределительной системы создавать новую форму торговли — колхозный рынок, на котором колхозы и колхозники имели возможность продавать по относительно свободным ценам произведенную сверх установленных плановых заданий продукцию. Это было, бесспорно, явное отступление от экономических догматов марксизма-ленинизма. И таких отступлений за годы советской власти в командной экономике было множество.

Взять, например, «краеугольное» идеологическое положение социализма советского типа (а следовательно, и командной экономики): «От каждого по способностям — каждому по труду». Сразу же выяснилось, что в силу разнообразия видов деятельности и других причин принцип вознаграждения по труду имеет очень узкую сферу приложения. Единственным критерием сравнения вклада людей в «общественную копилку» становится сравнение их по социальным позициям и по их социальной значимости вообще. Поэтому реальным принципом вознаграждения за труд в те времена стал принцип «Каждому — по его социальному положению». Таким образом, можно сделать вывод, что если в условиях рыночной экономики главным богатством человека являются деньги, то при социализме — положение, которое он занимает в социальной иерархии.

В последние годы существования в СССР командной экономики она подверглась значительной эрозии, вобрав в себя (правда, робко и непоследовательно) многие элементы рыночной экономики. Предприятия переводились на самофинансирование, допускались кооперативные и смешанные предприятия, ослабла политика установления цен государством и стала развиваться система рыночного ценообразования, постепенно закрывались некоторые предприятия по причине их нерентабельности и т. д. Все это внесло хаос в неэффективную, но в своей основе некогда однородную социалистическую экономику, которая вскоре вошла в острый кризис и в 1992 г. была ликвидирована методом «шоковой терапии».

В заключение можно обратиться к заданию из «Практикума», где предлагается на основе афоризмов двух журналистов определить некоторые черты командной экономики: «Государственное хозяйство — это такое хозяйство, в котором все хотят есть, но никто не желает мыть посуду»; «Плановая экономика учитывает в своих планах все, кроме экономики».






Для любых предложений по сайту: [email protected]