Многообразие путей познания мира - СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Многообразие путей познания мира - СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «уровни человеческих знаний», «мифологическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»; ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок - деловая игра.

Ход урока

I. Организационный момент

В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское и др. И далеко не всегда процесс познания совершается за письменными столами или в научных лабораториях. Не всегда люди стремились и к академическим знаниям. Всякая молитва, говорил И.С. Тургенев, сводится к одному: «Господи, сделай так, чтобы дважды два не было четыре».

- Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?

- Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?

- Помогает ли искусство лучше понять мир?

Поразмышляем над этими вопросами.

Тема урока: «Многообразие путей познания мира». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Миф и познание мира.

2. «И опыт, сын ошибок трудных...»

3. Народная мудрость и здравый смысл.

4. Познание средствами искусства.

5. Там, где кончается наука.


II. Новый материал

Даже сейчас, в XXI в., большинство людей черпают сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Как грибы, растут астрологические прогнозы, появляются объявления с обещаниями решить все проблемы от «знаменитых» ясновидящих, необычайно популярными стали массовые оздоровительные сеансы по телевизору. Следовательно, наряду с наукой существует множество путей познания. Об этом и пойдет речь на уроке, который я предлагаю провести в виде ролевой игры.

Итак, класс должен разделиться на группы, каждая из которых будет представлять определенную роль убежденных сторонников своих, ненаучных способов познания мира и истины. Условие лишь одно: вы должны быть убедительны во время представления своего способа познания. А для этого вам придется поработать с материалами параграфа и дополнительными материалами.

Группа 1 готовит выступление в защиту мифологических знаний, используя п. 1 «Миф и познание мира» § 23 и дополнительный материал.

Группа 2 готовит выступление в защиту обыденных знаний, используя п. 2 «И опыт, сын ошибок трудных...» § 23 и дополнительный материал.

Группа 3 готовит выступление в защиту народной мудрости и здравого смысла, используя п. 3 «Народная мудрость и здравый смысл» § 23 и дополнительный материал.

Группа 4 готовит выступление в защиту художественно-образных знаний, используя п. 1 «Миф и познание мира» § 23 и дополнительный материал.

Группа 5 готовит выступление в защиту паранаучных знаний, используя п, 4 «Там, где кончается наука» § 23 и дополнительный материал.

Каждая группа предъявит результаты своей работы на заседании «круглого стола», опираясь на вопросы и задания.


Материал для группы 1

Мифология

Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями. Но в таком случае остается непонятным, зачем было человеку в условиях жестокой борьбы за существование рассказывать друг другу сказки?

Усилиями целого поколения исследователей наконец-то выявлена важность мифа для развития общества.

Что же такое миф и как он появился?

Миф - это слово, предание. По определению Н.А. Бердяева, миф есть десакрализация (снятие святости, мистичности, «обмирщение») тайных, магических знаний. Сказано достаточно односторонне, но верно по существу. Миф - это действительно некое слово, которое устанавливает связь между реальным миром и миром тайным, священным. Привнося высшие смыслы в мир, миф осмысливает, упорядочивает его, гармонизирует, делает управляемым.

Миф - это подлинный Прометей, низведший небесный огонь (тайное знание и сокровенный смысл) на Землю и тем просветивший этот мир. Миф есть девственное, самодержавное, царственное слово. Мифом мир держится: миф воспроизводит мир, охраняет его, восстанавливает в нем порядок.

Миф, таким образом, предстает, по определению русского философа, религиозного мыслителя Алексея Федоровича Лосева (1893-1988), магическое слово (имя), т. е. слово, открывающее тайную сущность мира и позволяющее одновременно воздействовать на мир, подчинять его. В этой своей ипостаси (качестве) миф - предшественник науки в ее преобразовательной и познавательной роли.

В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не только не остаются у истоков истории, но продолжают жить. Оказывается, мифологическое сознание способно образовывать новые кольца на живом древе культуры, новые ветви и давать неожиданные плоды. Привнесение смыслов из тайных глубин человеческой души, в которую даже наука не может заглянуть, легко осуществляется, конечно же, мифом. Его подчас трудно узнать в новом современном обличии - то научном, то поэтическом, то философском, но опытный философ сразу определит: перед ним современный миф.

Итак, миф живет, умирает и возрождается вновь. Его невозможно устранить. Ведь из него современные исследователи могут почерпнуть бездну знаний.

Перед вами один из древних греческих мифов, прочитайте его и ответьте на вопросы к нему.

Первой была Темнота, а из Темноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб (мрак) и Воздух.

От союза Ночи с Эребом возникли Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастие, Сон, Сновидения, Ссора, Печаль, Досада, Немесида, Неотвратимость, Радость, Дружба, Сострадание, Мойры (богини судьбы) и Геспериды (нимфы, хранительницы золотых яблок вечной молодости).

От союза Ночи, Воздуха и Дня возникли Гея-Земля, Небо и Море.

От союза Воздуха и Геи-Земли возникли Страх, Труд утомительный, Ярость, Вражда, Обман, Клятвы, Ослепление души, Несдержанность, Словопрения, Забвение, Скорби, Гордость, Битвы, а также Океан, Метида (мысль), титаны, Тартар (пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже Аида), три эриннии, или фурии (богини мести и угрызений совести).

От союза Земли и Тартара возникли гиганты.

Приведенные ниже мифы были созданы разными народами. Но есть нечто, что их всех объединяет. Какую общую мысль они несут? О чем они могут нам рассказать?

В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге.

В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь.

В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (Ясень) и Эмбла (Ива).

Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц.

Древнекитайский миф о Пань-гу рассказывает о происхождении мира из частей умершего существа. Его дыхание стало ветром и облаками, голос - громом, кровь - реками и водоемами, волосы и усы - созвездиями, пот - дождем и росой. Люди произошли от насекомых, живших на теле Пань-гу.

Индийцы из племени джайватс полагали, что они происходят от бога- обезьяны Ханумана, который умел летать, менять свой облик, мог вырывать из земли холмы и горы. С обезьянами-предками связывают свое происхождение некоторые племена Тибета. У племен Малаккского полуострова (Юго-Восточная Азия) существует предание о том, что они - потомки белых обезьян.


Миф - первая форма познания и объяснения общества

Основные тематические циклы мифов:

• космогонические мифы - мифы о происхождении мира и Вселенной;

• антропогонистические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;

• мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

• эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времени;

• биографические мотивы - рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев.

Роль и значение мифов:

• черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

• создаем картину целостной жизни народа;

• мифы сохраняют жизненный опыт народов;

• постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей;

• обеспечивает преемственность культурного опыта;

• передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.


Материал для группы 2

Историк прошлого века С. М. Соловьев описал строительство Успенского собора в Московском Кремле. Прочитайте текст и подумайте, какие практические знания появились у русского народа в ходе сооружения собора.

Из «Истории России с древнейших времен»

Главным украшением города считался соборный храм, и Москва менее всего могла похвалиться этим украшением. Соборная церковь Успения, построенная при Калите, уже успела так обветшать, что своды тронулись, и потому принуждены были подпереть здание толстыми деревянными столпами; надобно было думать о построении другой церкви, и вот в 1472 г. митрополит Филипп призвал двух мастеров - Кривцова да Мышкина - и спросил их, возьмутся ли они построить церковь такую же, как владимирский собор Богородицы. Мастера взялись, и митрополит назначил большой сбор серебра со всех священников и монастырей на церковное строение, а бояре и гости добровольно давали деньги; когда серебро было собрано, приступили к делу, разрушили старую церковь и начали строить новую; но когда на третий год стали сводить своды, здание рухнуло. Великий князь послал во Псков за тамошними мастерами, пришедшими из Немецкой земли; мастера приехали, осмотрели рухнувшее здание, похвалили гладкость работы, но похулили известь, которая растворялась жидко, не клеевито, что и было главною причиною непрочности дела. Псковским мастерам, однако, не дали поправить ошибку Кривцова и Мышкина; по всем вероятностям, София Фоминична, приехавшая незадолго перед тем в Москву, уговорила мужа вызвать из Италии более надежного художника, и великий князь, отправляя в Венецию Семена Толбузина, велел ему искать там церковного мастера. Толбузин нашел в Венеции много мастеров, но только один из них согласился ехать в Москву за десять рублей в месяц жалованья; то был болонский уроженец Аристотель Фиораванти; и его даже насилу отпустили с Толбузиным, Аристотель привез сына Андрея и ученика Петра; осмотревши старые церковные работы, он похвалил гладкость их, но сказал, что известь не клеевита и камень не тверд, почему и объявил, что начнет все делать снова; остатки прежнего строения разбил стенобитною машиною - бараном. «Удивительное дело, - говорит летописец. - Три года делали, а он меньше чем в неделю развалил, не успевали выносить камень». Аристотель съездил и во Владимир; осмотревши тамошнюю церковь, он похвалил ее и сказал; «Это работа каких-нибудь наших мастеров». Печь для обжигания кирпича он устроил за Андроньевым монастырем, делал кирпичи уже прежних, но продолговатее и тверже; чтоб разломить их, нужно было прежде в воде размачивать; известь также велел мешать густо, так что когда засохнет, то и ножом нельзя расколупать; для поднятия камней вверх Аристотель сделал колесо; чудно было смотреть, как поднимали колесом камни, прицепив их за веревку. В 1475 г. начал Аристотель свои работы, в 1479-м кончил. Освящение соборной церкви Иоанн праздновал великолепно: велел раздать милостыню на весь город, угостил обедом митрополита, епископов, архимандритов и всех бояр; на следующий день митрополит и все соборы (белое духовенство) обедали у государя в средней горнице, а сам великий князь стоял перед ними и с сыном своим. Все соборы ели и пили на дворе великокняжеском семь дней. Но построением Успенского собора не ограничилась деятельность Аристотеля, ибо он был не только искусный муроль (архитектор), но умел также лить пушки и стрелять из них, лить колокола, чеканить монету.

Прочитайте эпизод из рассказа Н. С. Лескова «Левша», где царь в мелкоскоп рассматривает работу - подковы на ногах механической «аглицкой» блохи и никак не может их увидеть, и ответьте на допрос, как житейский опыт помог мастеру справиться с поставленной задачей: подковать блоху.

- Если бы был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.

- И твое имя тут есть? - спросил государь.

- Никак нет, - отвечал левша, - моего одного и нет.

- Почему же?

- А потому, что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может.

Государь спросил:

- Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление?

А левша ответил:

- Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.

- Какая практическая деятельность или житейские ситуации породили следующие пословицы и поговорки? Продолжите их ряд, подобрав свои примеры.

• Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.

• Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.

• Покупатель дома нахваливает, а купец - в лавке.

• Домашняя копейка лучше заезжего рубля.


«И опыт, сын ошибок трудных...»

• Опыт повседневной жизни (жизненная практика) - особый способ познания мира.

• Его особенность - получение знаний не самоцель, а «побочный продукт».

• Способ формирования практического знания - трудовая деятельность.

• Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него.

• Практическому знанию свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок».

• Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения (духовно-практические).


Материал для группы 3

Перед вами русские народные сказки и пословицы на социально- бытовые темы. Познакомившись с ними, постарайтесь доказать правомерность высказывания Н. А. Некрасова: «Русские народные предания, пословицы... наконец, русские народные сказки - память нашего давно минувшего, хранилище русской истории».

Упрямая жена

Жили муж с женой. Муж поехал на базар и купил коты. Приезжает домой. Жена поглядела: в мешке коты. «Муж, - говорит, - кому коты ку- гГйл?» - «Матушке».- «Умру! Зачем коты матери купил?»

День не ест, два не ест. Пришел муж: «Ну, что ты делаешь, за что умираешь?»- «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке».

Она не пьет, не ест, больна лежит. Опять муж приходит: «Ну, за что умираешь?» - «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке».

Она пуще захворала; послали за священником. Приходит муж: «Ну, за что умираешь?» - «Кому ты коты купил?» - «Матушке».

Пришел священник. Опять муж подходит. Она спрашивает: «Кому ты коты купил?» - «Матушке».- «Делай гроб, клади меня в гроб!»

Сделали гроб, положили в гроб, понесли хоронить. Муж подходит к ней: «Глупая! За что умираешь?» - «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке!» - «Зарывайте меня в землю!»

Так и зарыли.


Шемякин суд

Жили-были два брата: один был богатый, другой бедный. Бедный пришел к богатому лошадь попросить. Богатый лошадь дал, а сбруи не дал. Ну, что делать бедному брату? Привязал телегу к хвосту, поехал в лес и нарубил большой воз дров. Приехал домой, ворота отворил, а телега застряла в них; лошадь дернулась - хвост оторвался. Приводит он к брату лошадь без хвоста, а брат рассердился: «Я тебя поведу к Шемяке-судье!»

Поехали. Ехали-ехали, ночь настала. Зашли к богатому купцу. Богатый с богатым сидят, едят, водку пьют, а бедняк лежит на печке; захотелось ему посмотреть, что кушают богатые, свесился с печки, не удержался, упал в колыбель и задавил ребенка. Купец закричал: «И я пойду к Шемяке-судье!»

Поехали уже втроем. Едут - по дороге большой мост. Бедняк и думает: «Все равно пропал я. Дай соскочу с моста и убьюсь». А внизу барин вез больного отца. Бедный соскочил с моста, да попал прямо на больного и убил его.

Барин запричитал: «И я пойду к Шемяке-судье!» Приезжают к судье. Богатый брат жалуется, а бедный завернул камень в платок и показывает судье. Шемяка-судья думает, что тот ему деньги хочет дать, и говорит богатому брату: «Отдай ему лошадь, и пусть он ее у себя держит, пока не вырастет хвост!»

Стал купец жаловаться, а бедняк опять на камень в платке судье показывает. Шемяка-судья говорит купцу: «Отдай ему жену, и пусть он ее у себя держит, пока не родится ребенок!»

Стал барин жаловаться, а бедняк опять Шемяке на камень в платке показывает. Он и говорит: «Ты, бедняк, встань под мостом, а ты, - говорит он барину, - соскочи на него и убей».

Когда ушли все, Шемяка зовет бедного мужика: деньги, мол, давай, а тот разворачивает платок и говорит: «Не по мне бы расудил, я бы Шемяку-судью убил!» Шемяка-судья обрадовался: «Слава богу, что я так рассудил!»

Вот приходит бедняк к брату за лошадью, а тот ему говорит: «Я дам тебе корову, несколько четвертей хлеба, только оставь лошадь!» Взял все это бедняк и пошел к купцу. Испугался купец и стал его просить: «Я дам тебе быка и несколько четвертей хлеба, только не бери хозяйку!» Взял все это бедняк и пошел к барину. «Ну, - говорит, - я стану под мостом, а ты на меня прыгай». Испугался барин прыгать с моста и просит: «Возьми лошадь и несколько четвертей хлеба, только не буду я прыгать...»

Взял это все себе бедняк и сейчас живет богато.

- Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой?

• Не спрашивай старого - спрашивай бывалого.

• Иному горе - ученье, иному - мученье.

• Не испортив дела, мастером не станешь.

• В людях живал, свету видал; топор на ногу обувал, топорищем подпоясывался.

• Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.


Народная мудрость и здравый смысл

Народная мудрость - обобщенные практические знания.

Примеры народной мудрости:

• афоризмы: «Любишь кататься - люби и саночки возить»;

• поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;

• суждения: «Куй железо, пока горячо»;

• загадки: «Что хочешь, того не купишь; чего не надо, не продашь».

Отличительная черта народной мудрости - свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

Здравый смысл - стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта


Материал для группы 4

1. Подберите отрывок из литературного произведения, в котором наглядно демонстрируется справедливость утверждения Гесиода: «Музы говорят ложь, которая похожа на правду».

2. Проанализируйте стихотворение.

После посещения парижского кладбища Сен-Женьев де Буа, где похоронены многие участники белого движения, Р. Рождественский написал такие стихи:

Я прикасаюсь ладонью к истории.

Я прохожу по гражданской войне...

Как бы хотелось им в Первопрестольную

Въехать однажды на белом коне!..

...Как они после забытые, бывшие –

Все проклиная и нынче и впредь,

Рвались взглянуть на нее,

Победившую,

Пусть непонятную,

Пусть непростившую

Землю родимую

И - умереть!

Полдень:

Березовый отсвет покоя.

В небе - российские купола,

И облака, будто белые кони,

Мчатся над сенью Сен-Женевьев де Буа.

3. Перед вами картина С. В. Иванова «В приказе московских времен».

- Какие знания вы можете почерпнуть о политической системе XVII в., глядя на нее?



Познание средствами искусства

Произведения искусства помогают ощутить дух времени.

Особенность этой формы познания - художественное обобщение, образ. Они помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.

Художественный образ создает гипотезу окружающего мира или его частей.


Материал для группы 5

- Какое явление иллюстрирует приведенный ниже текст? Что вы думаете по поводу данного явления?

Знаменитый английский физик Дж. Рэлей интересовался парапсихологией и спиритизмом, а под конец жизни даже был президентом Общества психических исследований. К изучению всех этих таинственных явлений он подходил с основательностью физика-экспериментатора. Так, для проверки способностей одного медиума, который умел на спиритическом сеансе в темноте заставить духов писать и рисовать, Рэлей запаял в большую реторту лист бумаги и два карандаша. Опыт закончился неудачей, гости с того света не смогли оставить на бумаге ни следа. Эта реторта хранится в доме-музее Рэлея в Эссексе, и бумага остается чистой уже более 120 лет.

- Каково ваше мнение по поводу следующей информации? Ответ аргументируйте.

Некоторые энтузиасты пытаются если не доказать существование призраков и привидений, то хотя бы рационально объяснить, откуда могут браться эти фантомы. Канадский нейрофизиолог М. Персинджер собрал 203 сообщения о появлении призраков умерших за последние 37 лет и сопоставил их с географическими данными о магнитной активности в соотетствующие дни. Оказалось, что обычно призраки появляются во время высокой геомагнитной активности, в периоды магнитных бурь.

Там, где кончается наука Характерные черты паранауки - туманность и загадочность сведений, которыми она оперирует.

Причина появления - ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

Отличительные черты паранауки:

• Паранаука отличается претензией на универсальность.

• Завышенные претензии на внимание к себе.

• Нередко нетерпимость к традиционной науке. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.


III. Итог урока

Вот и закончилась наша пресс-конференция. Давайте подведем ее итоги.

- С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились? Какой из них вам показался самым убедительным?

- Что объединяет все эти направления?

- Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.

- Выполните задания к параграфу.


Домашнее задание

Выучите § 23, выполните задания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]