Научное познание - СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Научное познание - СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «научная теория», «эмпирический закон», «гипотеза», «научный эксперимент», «моделирование», «научная революция», «дифференциация», «интеграция»; ознакомить с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-анализ.

Ход урока

I. Организационный момент

Нередко из уст школьников, которые стоят на пороге взрослой самостоятельной жизни можно услышать следующие фразы: «Зачем мне ваши физика, химия, история? Разве на науке сейчас заработаешь? Проигрышный вариант...» Можно ли считать подобные взгляды обоснованными? Что такое «научное познание»? Неужели наука действительно перестала привлекать умы и сердца людей? Задумаемся над этими вопросами.

Тема урока: «Научное познание». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Особенности научного познания.

2. Два уровня научного познания.

3. Методы научного познания.

4. Дифференциация и интеграция научного знания.

5. Как происходят научные революции.

6. Научное мышление и современный человек.


II. Новый материал

- Почему у некоторых людей сложилось негативное отношение к научному познанию, почему увеличивается число шарлатанов и обманщиков? Попробуем найти ответы на эти вопросы с помощью глубокого анализа материалов § 24. Для этого разобьемся на шесть творческих групп.

Группа 1 работает над пунктом «Особенности научного познания» § 24.

Группа 2 работает над пунктом «Два уровня научного познания» § 24.

Группа 3 работает над пунктом «Методы научного познания» § 24. Группа 4 работает над пунктом «Дифференциация и интеграция научного знания» § 24.

Группа 5 работает над пунктом «Как происходят научные революции» § 24.

Группа 6 работает над пунктом «Научное мышление и современный человек» § 24.


Вопросы и задания к группе 1

1. На что прежде всего нацелена наука?

2. К чему она стремится?

3. Как мы обычно проверяем правильность своих представлений в повседневной жизни?

4. Каким образом в науке подтверждается истинность получаемых знаний?

5. Назовите принципы научного исследования.

6. В чем состоит особенность научного языка?

7. Какие важные черты научных исследований вы можете назвать?

8. Вспомните вопросы, поставленные в начале урока, и сформулируйте свои ответы на них после знакомства с определенной информацией на данную тему.


Вопросы и задания к группе 2

1. Что составляет основу науки?

2. Что такое «эмпирические законы»?

3. Какой уровень научного знания они формулируют? Приведите примеры.

4. Что подразумевают ученые под теоретическим уровнем научного знания?

5. Опишите его механизм.

6. Какое познавательное значение имеют теории? Приведите пример.

7. Вспомните вопросы, поставленные в начале урока, и сформулируйте свои ответы на них после знакомства с определенной информацией на данную тему.


Вопросы и задания к группе 3

1. Каким образом добываются эмпирические научные знания?

2. Дайте характеристику научному наблюдению.

3. Когда возникло экспериментальное естествознание?

4. В чем вы видите отличия эксперимента от наблюдений?

5. Приведите пример их тесной взаимосвязи.

6. Что собой представляет современный научный эксперимент?

7. Что такое «гипотеза»?

8. Какую роль она играет в ходе научного познания? Приведите пример.

9. Что такое «моделирование научных знаний»?

10. Опишите его механизм.

11. Какое значение имеет метод моделирования?

12. Вспомните вопросы, поставленные в начале урока, и сформулируйте свои ответы на них после знакомства с определенной информацией на данную тему.


Вопросы и задания к группе 4

1. Что такое «дифференциация»?

2. Что такое «интеграция»?

3. Проследите процесс зарождения и развития научных знаний.

4. Приведите примеры дифференцирования научных знаний.

5. Почему это стало возможным?

6. Какую роль сыграла дифференциация в развитии процесса познания?

7. Как оценивают специалисты воздействие интеграции научного знания?

8. Вспомните вопросы, поставленные в начале урока, и сформулируйте свои ответы на них после знакомства с определенной информацией на данную тему.


Вопросы и задания к группе 5

1. Как представляли себе ученые процесс развития научных знаний?

2. Определите сильные и слабые черты подобного подхода к поиску знаний.

3. Какую новую концепцию сформулировал американский философ Т. Кун?

4. Приведите пример научной революции.

5. Определите сильные и слабые черты подобного подхода к поиску знаний.

6. Вспомните вопросы, поставленные в начале урока, и сформулируйте свои ответы на них после знакомства с определенной информацией на данную тему.


Вопросы и задания к группе 6

1. Насколько связаны человек и наука в наши дни? Приведите примеры.

2. Проследите исторический процесс постепенного роста научного мышления человека.

3. Какие тенденции стали наблюдаться в последние десятилетия в ряде стран по отношению к научным знаниям?

4. Укажите причины возрастания альтернативных научным взглядов и установок.

5. А как считаете вы?


III. Итог урока

- Подведем итоги нашего анализа проблемы. Посмотрите на схему:


Научное познание



Домашнее задание

Выучите § 24, выполните задания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]