Знание и сознание - СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Знание и сознание - СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «общественное сознание», «индивидуальное сознание», «общественная психология», «идеология», «сознание», «обыденное сознание», «массовое сознание», «общественное мнение»; ознакомить с особенностями категорий «сознание» и «знание»; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

Французскому философу Р. Декарту принадлежит известное высказывание: «Я мыслю, следовательно, я существую». Ученые же до сих пор спорят о сущности, происхождении и функциях сознания. Обсуждается ими вопрос об отличиях понятий «знание» и «сознание». Попытаемся и мы выработать первичные представления по данным вопросам.

Тема урока: «Знание и сознание». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Что такое «сознание»?

2. Сознание индивидуальное и общественное.

3. Теоретическое и обыденное сознание.


II. Новый материал

- Изучением сознания занимаются психология и философия. Что же такое сознание? Какие характерные черты оно имеет?

1. Что такое «сознание»

Попробуем сопоставить первичные знания о достаточно сложном вопросе философии: что такое «сознание»? Посмотрите на схему:




- Как вы думаете, всегда ли человек осознает все то, что относится к знанию?

- Ряд философов в наши дни в качестве главного признака сознания выделяют не знания, а направленность на определенный предмет и объект.

2. Классификация видов сознания

Существует множество попыток провести классификацию сознания. Познакомимся с некоторыми из них.

Работая с § 26, заполните таблицу:


Виды и формы сознания


Форма сознания

Сущность и основные черты

Индивидуальное сознание

В его состав входят личные идеи и ценности. Оно находится во взаимозависимости с общественным сознанием, но вбирает далеко не все элементы общественного сознания. Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, но люди по-разному воспринимают существующие в общественном сознании элементы.

Каждое индивидуальное сознание имеет собственные источники развития, поэтому каждая личность уникальна

Общественное сознание

Оно формируется в результате духовной жизни общества. Общественное сознание включает в себя нравы, традиции, психический склад народов. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью.

Оно существует на основе преемственности того лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни общества.

Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества (прогрессивное и тормозящее воздействие)

Теоретический уровень общественного сознания

Основные структурные элементы: общественная психология и идеология.

Общественная психология - совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций данного общества в целом и для каждой из социальных групп Она формируется стихийно, непосредственно под воздействием жизненных обстоятельств Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон.

Идеология всегда носит общественный характер. Соотношение между общественной психологией и идеологией отдаленно напоминает соотношение между эмоциональным, чувственным и рациональным уровнем общественного сознания: психология отражает внешние проявления социальной действительности, а идеология - глубоко проникает в сущность явлений

Обыденное сознание

Это сознание, непосредственно вплетенное в повседневную практическую жизнь людей

Массовое сознание

Масса как субъект массового сознания представляет собой особую совокупность индивидов - участников политических движений, аудитории СМИ, потребителей тех или иных социально «окрашенных» товаров и услуг, болельщиков спортивных команд и др.

Характерные черты:

• состоит из множества «единиц»;

• вхождение в нее носит случайный, неупорядоченный характер;

• ситуативность существования;

• разнородность, смешанность состава;

• противоречивость;

• способность к быстрым и неожиданным изменениям;

• приводит к стандартизации поведения, образов действительности, способов ее познания.

По содержанию:

• совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений;

• более узко, чем общественное сознание в целом. Структура - сложный конгломерат, возникающий на «пересечении» всех известных типов общественного сознания - общественной психологии и идеологии, обыденного и теоретического, абстрактного и художественного и т. д.

Мощный регулятор массовых форм поведения


III. Итог урока

- Как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения?

- Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура?

- Дайте характеристику различных форм общественного сознания.

- Какие уровни принято выделять в общественном сознании?

- Чем связаны между собой общественная психология и идеология?

- Как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание?

- Выполните задания к параграфу.


Домашнее задание

Выучите § 26, выполните задания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]