Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Самопознание и развитие личности. Обобщение по теме «Сознание и познание» - СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «самосознание», «самопознание», «самооценка», «Я-концепция», «Я-образ», «идентичность»; ознакомить с особенностями процесса самопознания, выявить роль самосознания в развитии личности; определить трудности познания человеком самого себя; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок лабораторного типа.
Ход урока
I. Организационный момент
Один человек проснулся ночью, так как замерз. Он пошел к дому соседа и начал стучать в дверь. Ему открыли дверь и спросили, что нужно. Человек сказал:
- Я замерз. Не могли бы вы дать мне огня?
Сосед ответил:
- Что такое с вами? Вы встаете ночью, идете сюда, будите всех нас - а в руках у вас зажженный фонарь!
- О чем притча?
- Чему она нас учит?
- Какое отношение она имеет к теме сегодняшнего урока?
Оказывается, то, что человеку нужно, в действительности находится в нем самом, а он все ходит по свету и ищет. Надо только научиться заглядывать в самого себя, знать самого себя. Как это делать? Об этом и пойдет речь на нашем уроке.
Тема урока: «Самопознание и развитие личности». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Самосознание и самопознание.
2. Роль самооценки в формировании личности.
3. Развитие самопознания и формирование личности.
II. Новый материал
Поэт Е. Евтушенко утверждает, что человек — это знание, которое познает самого себя. И этот процесс продолжается всю жизнь. И все же трудно не согласиться с французским поэтом XV в. Франсуа Вийоном, который написал следующие строчки:
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
- Почему нам так трудно обозначить окончательный взгляд на самого себя?
- Надо ли это делать и каким образом?
Попытаемся ответить на эти вопросы.
1. Самосознание и самопознание
Каждый из нас уникален. Мы отличаемся цветом глаз, волос, полом, возрастом, привычками, именами и многим-многим другим. Но есть и то, что нас всех объединяет. У нас есть мысли, чувства, желания, память.
Есть такое выражение «внутренний мир человека». Это его собственное пространство, куда нет доступа практически никому, разве что самому человеку.
Внутренний мир человека и его самосознание издавна привлекали внимание философов, психологов, лингвистов, социологов, педагогов, деятелей искусства. Как же они представляли себе эти процессы?
• Дж. Локк - человек познает себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами.
• И. Кант придавал пониманию «я» ценностно-личностное измерение. Он ввел в научный оборот разделение сознания и самосознания человека. С его точки зрения, самосознание - необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.
• Г. Гегель рассматривал самосознание в развитии, при изучении самосознания он выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности.
Что же говорит сегодняшняя наука психология о самосознании и самопознании? По ходу моего рассказа запишите в виде тезисов план ответа на вопрос: «Самосознание и самопознание».
1. Сложность проблемы состоит в том, что субъект и объект познания совпадают, поэтому сложно установить степень достоверности знаний человека о самом себе.
2. Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.
3. Важный признак самосознания - готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.
4. Самопознание происходит на индивидуальном уровне в течение всей жизни.
5. Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации - это процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
6. Для того чтобы реализовать себя, человек должен знать свои особенности.
Проведем эксперимент. Ученые утверждают, что первый шаг к узнаванию самого себя - самодиагностика. Как вы думаете, знаете ли вы себя? Мнения людей очень различаются по ответу на этот вопрос, различаются даже по тому, что понимают под словами «знать себя». Для одних это значит представлять, на что способен, что от себя ждать, для других - знать свои положительные и отрицательные качества, достоинства и недостатки, для третьих - хорошо разбираться в тончайших движениях своей души, в своих чувствах и переживаниях. Для кого-то это доскональное знание своей внешности, для кого-то - умение общаться. А некоторые искренне не понимают, как это можно не знать себя.
- А вы? Что означает для вас «знать себя»? Легко ли вам ответить на этот вопрос?
Для того чтобы лучше разобраться в этом, выполните следующее задание. Его разработали американские психологи Кун и Мак-Портленд. Называется оно «Кто я? 20 предложений». В течение 15 мин вы должны ответить на вопрос «Кто я?», использовав для этой цели 20 слов или предложений. Не старайтесь отобрать правильные или неправильные, важные или неважные ответы. Пишите их так, как они приходят вам в голову. Вы же сами понимаете - правильных и неправильных ответов здесь быть не может.
- Перейдем к интерпретации. Что означают ваши ответы?
Прежде всего посмотрите, сколько слов и предложений вы успели написать за 15 минут. Этот показатель носит название «уровень самопрезентации». Думаю, слово «презентация» вам хорошо знакомо. По радио, телевидению сейчас все время слышишь: «презентация фонда», «презентация фирмы», «презентация театра». За этим пышным словом скрывается обычное русское «представление», «предъявление», а уровень самопрезентации - это уровень представления, предъявления самого себя. Чем большее количество слов и предложений вы успели написать за отведенное время, тем выше у вас уровень самопрезентации. Кстати, вы использовали все 15 минут времени или прекратили работу где-то в середине, решив, что о себе все возможное вы уже сказали? Последнее чаще всего свидетельствует о том, что у человека есть ограниченный жесткий круг представлений и он никогда не пользуется возможностью заглянуть за эту границу, посмотреть, нет ли там чего-нибудь интересного или нужного (а может, и того и другого).
Если ответов у вас очень мало - не более 8, это означает, что вы или не хотите предъявлять себя даже самому себе (почему? что такого неприятного или страшного вы можете сами от себя скрывать? подумайте об этом), или - это встречается чаще - просто не думаете о себе и пользуетесь в повседневной жизни лишь некоторыми, возможно, наиболее важными, а чаще наиболее простыми и очевидными характеристиками. Но, возможно, вам этого достаточно?
От 9 до 17 ответов - это средний, умеренный уровень самопрезентации. Как почти о всяком среднем уровне, здесь трудно сказать что-либо определенное. Вроде бы человек и знает себя, да как-то не очень хорошо, может быть, думает о себе, да как-то не очень много.
Те, у кого низкий и средний уровень самопрезентации, подумайте, что вам помешало ответить? Чего вам не хватало? Умения сделать над собой усилие - вам просто надоело отвечать? Не смогли сразу включиться в работу? А может быть, вы слишком жестко контролировали себя, подвергали свои ответы строгой цензуре? Или вам не хватило слов, чтобы выразить то, что вы чувствуете? Решите это для себя и запишите свой ответ. Он очень важен, потому что показывает, над чем именно надо работать.
Когда ответов 18 и более, это говорит о высоком уровне самопрезентации. Обычно он свидетельствует, что человек смотрит на себя с разных сторон, так или иначе думает о себе, не стесняется сам себя. Но внимание! Те, у кого высокий уровень самопрезентации, посмотрите, нет ли у вас повторяющихся ответов, например: «Я люблю рок-музыку»; «Вечерами я часто слушаю записи рок-музыкантов»; «Мое самое любимое занятие - слушать музыку», и т. п. Или так: «Я очень некрасивая»; «У меня некрасивые глаза и волосы»; «Самое некрасивое во мне - рост и вообще фигура»; «Я часто смотрю в зеркало и думаю, почему я такая некрасивая»; «У меня некрасивое лицо»; «Со мной никто не дружит, потому что я некрасивая». Такие повторяющиеся ответы свидетельствуют о том, что человека волнует какая-то одна тема, одна проблема. И это очень важно. Но для определения уровня самопрезентации, уровня того, насколько вы знаете себя и можете говорить о себе, посчитайте все эти высказывания за одно. (Кстати, это полезно сделать и тем, у кого низкий и средний уровень.) Сколько осталось? Подчеркните и выпишите эту важную для вас тему, даже если она теперь покажется вам и странной, да и не темой вовсе (так, например, у одного юноши такой темой оказалось то, что он учится в 10 классе). Подумайте, почему вы «застряли» именно на этой характеристике. О чем она говорит? И учтите, это почти никогда не бывает случайным.
У вас ответов больше 22. Не перехитрили ли вы самого себя? Может быть, вы решили - задача в том, чтобы написать как можно больше, и стали писать что попало, лишь бы набрать желаемое число. Вы не попали в ловушку «Кто больше»? Не решили ли, что здесь соревнование, и вы обязательно должны выиграть? Вы всегда стремитесь только к выигрышу? Часто видите ситуацию соревнования там, где (как, например, в данном случае) ее вовсе не предполагалось? Перечитайте свои ответы, сколько из них действительно как-то характеризует вас, а сколько написано случайно, просто так? Подумайте, что вы выигрываете, а что проигрываете, стремясь угадать, чего от вас ждут, и добиться «первого места»?
- Я думаю, вы убедились в том, что процессы самопознания и самосознания далеко не простые. С чего начинается наш процесс самопознания? Видим ли мы себя реальными?
Ученые провели оригинальный эксперимент. Испытуемого фотографировали и предлагали спроецировать фотографию на настенный экран. Одновременно перед ним ставили зеркало. Он должен был «подогнать» фотографическое изображение к зеркальному отражению, для чего имел возможность изменять пропорции фотографии - расширять, сужать. Выявилось, что между реальным образом и тем, который имеет человек, есть существенные расхождения, которые нами не осознаются.
Воистину, человек - знакомый незнакомец. Человек не видит своего настоящего лица, также как и своего голоса не слышит.
С. Эйнштейн видел в каждом лице многоликость, так как человеческое лицо подвижно и изменчиво.
Психологи пришли к выводу, что внешность человека значима не только для него, но и для окружающих: обладающим приятной внешностью приписывают те достоинства, которых у них нет, и наоборот. Может быть: поэтому в народе сложено много пословиц на эту тему:
• С лица воды не пить.
• Не родись красивой, а родись счастливой.
• Красота спасет мир.
• Лицо выдает негодяя.
• У него на лице все написано.
- Как вы думаете, действительно ли так уж важна для человека его внешность?
- А как же тогда другая поговорка: «Встречают по одежке, провожают по уму»? Свой ответ aргументируйте.
2. Роль самооценки в развитии личности
- Что вы понимаете под понятием «самооценка»?
В учебнике приведены определение и формула самооценки: Самооценка - представление о своих способностях, отношении к себе других людей.
Самооценка = притязание.
- Согласны ли вы с данными утверждениями? Почему в определении самооценки содержатся два компонента? Ответ аргументируйте.
Проверим с помощью теста уровень самооценки и вашу успешность.
Уровень самооценки и ваш успех
По каждому из суждений теста на самооценку надо дать ответ «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости от того, насколько свойственны тебе описанные мысли.
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.
6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
7. Я боюсь выглядеть глупым.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
10. Я часто допускаю ошибки.
11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.
14. Моя жизнь бесполезна.
15. Многие неправильного мнения обо мне.
16. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
17. Люди ждут от меня очень многого.
18. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
19. Я слегка смущаюсь.
20. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
21. Я не чувствую себя в безопасности.
22. Я часто волнуюсь понапрасну.
23. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
24. Я чувствую себя скованным.
25. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
26. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
27. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
28. Меня волнует, как люди относятся ко мне.
29. Как жаль, что я не общителен.
30. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
31. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.
Подсчет баллов производится по схеме: «очень часто» - 4 балла, «часто» - 3, «редко» - 2, «никогда» - 0.
0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.
26-45 баллов - показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает «комплексом неполноценности», лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.
46-128 баллов - уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.
- Проанализируем уровни самооценки. Итак, высокая самооценка: какие у нее сильные и слабые стороны?
- Каковы перспективы формирования личности, которая имеет высокую самооценку?
- Как будут складываться у человека с высокой самооценкой отношения в семье, на работе, с друзьями?
- Низкая самооценка: какие у нее сильные и слабые стороны?
- Каковы перспективы формирования личности, которая имеет низкую самооценку?
- Как будут складываться у человека с низкой самооценкой отношения в семье, на работе, с друзьями?
- Какой уровень самооценки является самым оптимальным? Почему?
Если у тебя выявился высокий уровень самооценки, ты будешь испытывать определенные сложности. При среднем уровне самооценки шансов на успех значительно больше. Ну а что делать, если у тебя низкая самооценка? Прежде всего необходимо объяснить самому себе, что, в отличие от других качеств личности, самооценка весьма изменчива и во многом зависит от ситуации, периода жизни, событий. Поэтому важно помнить о трех основных моментах, которые важны для понимания самооценки.
- Прокомментируйте схему:
Сыграем в игру под названием: «Я сам и взгляд со стороны». У. Шекспир сказал: «Жизнь есть театр, и люди в ней актеры». Сейчас мы разделимся на четыре группы. Каждая группа получит пакет с 50 карточками, на которых указаны положительные или отрицательные качества характера.
• Аккуратность, активность.
• Безволие, безнравственность, беззаботность, безответственность, беспечность.
• Беспринципность, бесстрашие, бестактность, бесхарактерность, безынициативность, болтливость, боязливость.
• Вежливость, верность, внимательность, возбудимость, ворчливость, воспитанность, восторженность, впечатлительность, вспыльчивость, высокомерие.
• Гордость, горячность, грубость, гуманность.
• Двуличность, деловитость, дерзость, дисциплинированность, доброжелательность, доверчивость.
• Жадность, жестокость, жизнерадостность.
• Завистливость, заносчивость, застенчивость, злопамятность.
• Инициативность, исполнительность.
• Коллективизм, критичность, консервативность.
• Легкомысленность, лживость, лицемерие, любознательность, любопытство, лень.
• Медлительность, мечтательность, мнимость, молчаливость, мстительность, мягкость.
• Настойчивость, находчивость, небрежность, необщительность, невнимательность, независимость, некритичность, нерешительность, нетерпеливость, неуживчивость, неуверенность в себе.
• Обидчивость, общительность, организованность, остроумие, отзывчивость, откровенность, образованность, открытость.
• Пассивность, пессимистичность, приветливость, придирчивость, принципиальность, пугливость, подозрительность.
• Расчетливость, решительность, равнодушие, реалистичность.
• Самомнение, самостоятельность, самоуверенность, сдержанность, скромность, слабоволие, слабохарактерность, смелость, справедливость, старательность, самокритичность, сообразительность, спокойствие, серьезность, совестливость, способность сочувствовать, сопереживать.
• Тактичность, торопливость, терпимость, трудолюбие.
• Угодливость, уживчивость, упрямство, усердие, уважение традиций.
• Халатность, хвастливость, хитрость, храбрость.
• Целеустремленность, честность, чуткость, шутливость.
• Эгоистичность.
• Ячество.
Участники игры рассаживаются вокруг стола по группам. Сначала каждый из них, изучив содержание пакета, выбирает и кладет возле себя те карточки, на которых указаны качества, по его мнению, присущие ему самому. Иными словами, осуществляется самооценка. Затем каждый участник выбирает карточки, на которых указаны качества, характеризующие партнеров по игре. Карточки с качествами, характеризующими того или иного участника игры, кладут против него надписью вниз. Так обеспечивается анонимность оценок.
После того как все карточки разложены, каждый получает возможность узнать, как оценивают его другие.
Результат игры - соотнесение собственных представлений о себе с тем, что думают о нем другие. Если обнаруживаются значительные расхождения самооценки с оценкой других, игровой момент снимает или по крайней мере сглаживает остроту переживаний. Анонимность оценок снижает психологическую напряженность ожидания и одновременно повышает их объективность. Подобные игры помогают ребятам составить правильное мнение о себе.
Характер - есть еще одна важная составляющая человеческой природы, но в отличие от темперамента его можно изменять, избавляться от одних его качеств и приобретать новые.
3. Развитие самосознания и формирование личности
- Прочитайте последний пункт § 27.
- Как происходит процесс самосознания человека?
- Опишите первый этап самосознания.
- Опишите и охарактеризуйте процесс формирования у ребенка способности к самостоятельным действиям?
- Когда и как начинается процесс развития самооценки?
- Охарактеризуйте этап развития моральной самооценки подростка.
- Что такое «Я-концепция» личности? Дайте ей характеристику.
- Какие разные критерии для классификации Я-образов разработаны учеными?
- Имеет ли границы процесс самопознания? Почему?
- Какое место в осмыслении процесса собственного развития занимает понятие идентичности?
- Опишите процесс идентификации человека с разными социальными группами?
- Что собой представляет подростковая идентичность?
- Охарактеризуйте три измерения подростковой идентичности.
- Опишите четыре варианта обретения идентичности у подростков?
- Какие условия облегчают процесс обретения идентичности, и какие - усложняют?
- Сделайте общие выводы по исследуемому вопросу.
III. Итог урока
- Какие этапы самопознания можно выделить?
- Можно ли считать представления о собственной внешности истинными?
- Какие факторы, с вашей точки зрения, влияют на самооценку личности?
- Какие способы повысить свою самооценку вы знаете?
- Выполните одно из упражнений на повышение самооценки. Это задание разработала психолог И.В. Дубровина.
Возьмите лист бумаги. Напишите в центре крупно букву «я». Можете даже нарисовать вокруг нее кружочек, выделить каким-нибудь способом. Ваша задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше областей, где это «я» может быть реализовано, и определить желательное и нежелательное «я» для каждой области. Просто проводите линию от «я», центра вашей Вселенной, нарисуйте квадратик или кружочек и пишите.
- Сколько областей вы смогли выделить? Теперь, когда вы все закончили, придумайте еще четыре - любых, самых неожиданных. Но важное условие - они должны быть реальны, впрочем, как и все остальные.
Домашнее задание
Выучите § 27, выполните задания.