Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Конфликт в межличностных отношениях - ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «конфликтная ситуация», «инцидент», «соперничество», «компромисс», «избегание», «приспособление», «переговоры», «конфликт»; рассмотреть проблемы межличностного конфликта; определить пути конструктивного разрешения конфликта; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-проблема.
Ход урока
I. Организационный момент
- Оцените две точки зрения на конфликт. С какой из них вы бы согласились и почему?
1. Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами - помеха нормальному общению и совместному труду... Возникает необходимость погасить конфликты. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы не шел вразрез с общими нормами нравственности и не ущемлял человеческое достоинство обеих сторон.
2. Конфликты существовали и будут существовать, они - неотъемлемая часть человеческих отношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны. Они - нормальное явление в нашей жизни...
Тема урока: «Конфликт в межличностных отношениях». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Структура и динамика межличностного конфликта.
2. Поведение личности в конфликте.
3. Как успешно разрешать конфликты?
II. Новый материал
Проблему конфликтов изучают различные науки. Появилась даже специальная область знания - конфликтология, которая исследует содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения, протекания, разрешения, регулирования конфликтов.
Ученые выделяют следующие виды конфликтов:
• внутриличностный конфликт;
• межличностный конфликт;
• межгрупповой конфликт.
1. Структура и динамика межличностного конфликта
(Записывает посередине доски слова «Конфликт - это...)
- Что такое, по-вашему, «конфликт»? Давайте запишем вокруг этого незаконченного предложения все, что приходит в голову по поводу конфликта.
(Ответы записываются на доске. При этом положительные формулировки конфликта выписываются по одну сторону, а отрицательные - по другую. После того как коллективное описание «портрета» конфликта зафиксировано, проводится анализ данного материала и делается общий вывод.)
Конфликт - столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.
Определим с вами причины конфликтов. Во время конфликтных ситуаций люди бывают настолько оскорблены, рассержены или обижены, что не хотят мириться. Разобьемся на две группы.
Группа 1, назовите причины конфликтного поведения людей. Предполагаемые ответы запишите на листе ватмана.
Группа 2, подготовьте небольшую сценку на 3-5 мин, которая дополнит коллективный портрет конфликта. Тема может быть любой, главное, чтобы было видно, что это конфликт.
Чтобы ситуация из потенциально возможной переросла в реальный, актуальный конфликт, необходим инцидент - открытое столкновение противоборствующих сторон, цель которого - получение позитивного результата только для одной стороны.
Рассмотрим несколько наиболее известных представлений о структуре конфликта, разработанных современными учеными. По ходу объяснения материала заполняем таблицу.
Структура конфликта
Модель 1 |
Модель 2 |
Исходит из признания существования: • конфликтной ситуации - основы для конфликта; • объекта конфликта - того, чем хотят овладеть оппоненты (власть, авторитет, должность и т. д.); • участников (оппонентов) - «носителей» противоположностей, разнонаправленных тенденций (целей, интересов, установок и т. д.). Участники конфликта руководствуются установкой «выиграть, победить», «не проиграть». В этом случае конфликтная ситуация может рассматриваться как потенциальная зона, в которой возможна профилактика конфликта или его разрешение в безопасных формах |
Исходит из того, что в нем представлены следующие элементы: • стороны (участники) конфликта; • условия протекания конфликта; • образы конфликтных ситуаций, которые имеются у участников до начала инцидента; • возможные действия участников конфликта, направленные на оппонента, или стратегия поведения; • исход конфликтных действий, который зависит как от выбора стратегии поведения, так и от содержания всех остальных структурных элементов |
- Кто же является участником конфликта? Посмотрите на таблицу.
Участники конфликта
Прямые участники |
Непосредственные участники |
Те, чьи интересы и цели оказались недостижимыми в неизменном виде в результате сложившейся конфликтной ситуации |
Те, кто своими непосредственными действиями вовлечены в конфликт взаимодействий |
- А теперь исследуем динамику конфликта.
- Работая с материалом учебника на с. 402-403, познакомьтесь с этапами протекания конфликта и охарактеризуйте их.
(По ходу проверки задания на доске появляется схема.)
Этапы протекания конфликта
2. Поведение личности в конфликте
Мы уже говорили с вами о том, что все многообразие видов взаимодействия в общении психологами принято разделять на два противоположных типа:
• кооперацию (сотрудничество);
• конкуренцию (соперничество).
Взаимодействие во время конфликтного общения не является исключением.
Ученые-исследователи выделили пять основных стратегий взаимодействия в конфликте в процессе его разрешения. Исследуем их и мы.
- Перед вами таблица. Внимательно изучите ее и охарактеризуйте основные стратегии взаимодействий в конфликте.
Основные стратегии взаимодействий в конфликте
Стратегия и тактика |
Характеристика и анализ |
Избегание (уход) |
Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта. Избегание отличается минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов |
Конкуренция (борьба) |
Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте. Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении собственных интересов |
Приспособление |
Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов |
Сотрудничество |
Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны. Сотрудничество соединяет максимальную настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны |
Компромисс |
Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны |
- Разделитесь на группы. Предлагаю сыграть в игру «Путаница». Каждая группа должна сравнить представленные тексты девизов с названием стилей в конфликте и выбрать правильное соответствие девиза и стиля.
Девизы:
• «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него».
• «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
• «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
• «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
• «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».
Стили поведения в конфликте:
1. Избегание.
2. Конкуренция.
3. Приспособление.
4. Компромисс.
5. Сотрудничество.
(1. Избегание. «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него». 2. Конкуренция. «Чтобы я победил, ты должен проиграть». 3. Приспособление. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». 4. Компромисс. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть». 5. Сотрудничество. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».)
Хорошо известно, что существуют люди, склонные к сотрудничеству и, наоборот, те, кого мы потенциально называем конфликтогенными личностями. Давайте, исследуем стратегию поведения по отношению и к первым, и ко вторым.
Разделимся на две группы.
Группа 1, работая с текстом учебника на с. 405-406, исследует линию поведения человека, склонного к сотрудничеству
Группа 2, работая с текстом учебника на с. 407-408, исследует линию поведения человека, склонного к развязыванию конфликта.
Вопросы для группы 1
1. От чего зависит выбор способа поведения стратегии сотрудничества и организации совместной деятельности?
2. Почему на первом месте выбора способа поведения в конфликте авторы учебника поставили ценности и ценностные ориентации личности? .
3. Какими преобладающими установками владеет сотрудничающая личность?
4. Какие установки преобладают в сфере эмоций?
5. «Нарисуйте» портрет сотрудничающей личности.
6. Расскажите о важнейшей способности человека, которая помогает мирным путем разрешить конфликт.
7. Проанализируйте поведение сотрудничающей личности в повседневной жизни.
8. Сделайте общий вывод.
Вопросы для группы 2
1. Дайте определение конфликтогенной личности.
2. Исследуйте и проанализируйте мотивационную направленность конфликтогенной личности.
3. Какие ценности преобладают у таких людей?
4. Как такая личность относится к самой себе? Каков уровень ее самооценки?
5. Исследуйте и сделайте выводы относительно эмоционально-волевых установок данной личности.
6. Перечислите те качества, которые свойственны ее межличностным отношениям.
7. «Нарисуйте» портрет конфликтогенной личности.
8. Какие виды конфликтов порождает такая порода людей? Дайте им развернутую характеристику.
9. Проанализируйте поведение конфликтогенной личности в повседневной жизни.
10. Сделайте общий вывод.
3. Как успешно разрешать конфликты?
Ученые говорят, что конфликта не следует бояться. Каждый конфликт можно разрешить рационально и конструктивно.
Путями конструктивного разрешения конфликтов являются: переговоры, медиация, арбитраж.
Переговоры - это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон - как сам процесс, так и результат непосредственного обсуждения. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон - как сам процесс, так и его результат.
При медиации в процесс вступает третья сторона - посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш-выигрыш». И хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, оппоненты все же контролируют предмет дискуссии и ее исход.
В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители.
Преимущества медиации:
• Медиация признает, что конфликты между сторонами могут быть решены только в случае, если стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше).
• Медиация признает, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность).
• Медиация признает важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена информацией между сторонами (разрушает барьеры).
• Медиация признает, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта (стороны сами создают свое решение).
• Медиация признает, что стороны, скорее всего, будут склонны к реализации именно тех соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие.
Медиация позволяет достичь двух различных уровней конфликтов: соглашения и примирения.
Алгоритм действий медиатора:
Первый этап. Выступление сторон.
Второй этап. Прояснение интересов.
Третий этап. Формулирование повестки дня.
Четвертый этап. Выдвижение предложений.
Пятый этап. Выбор решения.
Давайте разыграем сценку, применяя приемы медиации.
Случай в поезде
В купе вбежал паренек странного вида: в лаптях, в полосатых штанах, в красной рубахе навыпуск, подвязанной толстой веревкой, волосы - копна соломы! Он плюхнулся рядом с востроносой старушкой, сидевшей на нижней полке, и ну давай махать кому-то в окно.
- Ты чего это сел на мою полку? - вдруг взъерепенилась старуха. - Где твое место? На верхней полке! Вот лезь туда и сиди!
- Да мне же там сидеть неудобно... - начал оправдываться паренек.
- Ничего не знаю! У тебя верхнее место куплено! Вот сейчас я тебя огрею батогом-то по спине! Спорщик какой!
Паренек не стал дожидаться исполнения угрозы, а залез на верхнюю полку и, свесив ноги прямо перед носом бабки, начал ими болтать. В этот момент поезд неожиданно резко дернулся, и бабка получила удар лаптем в глаз. Бабка взвизгнула, запричитала, а под ее глазом начал набухать синяк...
- Хулиганы! Избивают! На помощь! Милиция! - кричала бабка. Сбежавшиеся пассажиры и проводница насилу ее успокоили. Проводница принесла даже какие-то примочки, а паренька отвели в соседнее купе. Подальше от бабки. Та долго еще ворчала:
- Вот приеду, заявлю в милицию на этого хулигана!
Медиатор. Друзья! Медиация - это переговоры с участием нейтрального посредника-медиатора, потому что от вас, Мария Ивановна, и от вас, Иван, только от вас зависит, какое решение вы примете. Я же как медиатор не даю никаких советов, а лишь буду помогать вам разговаривать друг с другом! Ведь у медиации есть три главных правила-принципа:
1) нейтральность медиатора;
2) добровольность участия сторон;
3) конфиденциальность информации.
Это необходимо, чтобы наши переговоры шли успешно. Ну как, Мария Ивановна, Вы сможете эти правила общения выполнить?
Мария Ивановна. Я-то, конечно, смогу, а вот этот охальник... Ой-ой, все-все, молчу, молчу.
Иван. Я согласен.
Медиатор. Ну вот, видите. Как хорошо! Мы с вами успешно заключили первое соглашение - о правилах общения! Давайте и дальше так действовать!
Мария Ивановна (удивленно приподняла свои густые брови, и ее синяк запереливался разными цветами радуги). Вот-те на! Уже почти что помирились!
Медиатор. А сейчас давайте выслушаем друг друга. Кто расскажет первым. Что же, по его мнению, произошло? Я чувствую, Вы хотите, Мария Ивановна? Как, Иван, Вы не возражаете? Отлично, тогда, пожалуйста, Мария Ивановна, внимательно вас слушаем.
Первый этап. Выступление сторон
Мария Ивановна. Ну, этот негодник...э-э-э...извиняюсь, вот он (показывает на Ивана), вбегает в вагон и - плюх! - своими штанишками - грязнучими, наверное, - прямо на мою постель! А потом давай махать руками-то в окно, ну филин, и все тут! И орет, и орет, как недорезанный! Все, думаю, никакого покою от него не будет, пора меры принимать!..
Медиатор. Значит, Мария Ивановна, если я вас правильно поняла, Вы увидели, как Иван быстро вошел в вагон, сел на Вашу полку и стал махать в окно, видимо, прощаясь с кем-то. И Вы подумали, что, может быть, он испачкает Ваше белье и, может быть, будет мешать Вам? Я правильно поняла?
Мария Ивановна (удивленная старушка даже не поверила своим ушам). Вроде так, доченька, хотя ...(уже совсем мирно проговорила бабка) как-то совсем по-другому пересказала, но все правильно... Да ведь и вправду, парень-то спешил попрощаться, а про грязные штаны и про непоседство его мне просто подумалось... Может, и не грязные штаны-то у него были...
Иван. Понимаете, я зашел в купе. Билет у меня на верхнюю полку. Лезть на нее было неудобно. Да и попрощаться я хотел с друзьями. Вот и сел на бабкину полку и стал смотреть в окно. А она ко мне пристала: «Полезай наверх!» Я попытался объяснить ей, что мне там будет неудобно, но она и слышать ничего не хотела. Пришлось залезть. Тут неожиданно поезд тронулся, дернуло. Вот ногами я и угодил ей в глаз, не специально!
Второй этап. Прояснение интересов
Медиатор. Чего бы вы хотели добиться в результате медиации?
Мария Ивановна. Наказать его хочу, чтоб судили его. За то, что синяк мне поставил!
Медиатор (задала волшебный вопрос). А зачем вы его хотите наказать?
Мария Ивановна. Ну как же... Чтобы неповадно было в другой раз. Да и чтобы понял. Что так делать не надо - так относиться к старшим, хотя они и немного не правы! Да ведь обидно мне! Старую бабку лаптем в глаз!
Медиатор. Значит, главное для Вас не наказание и не суд. Ваши глубинные интересы в том, чтобы Иван как-то осознал свою оплошность и загладил обиду?
Мария Ивановна (обрадованно). Вот-вот!
Третий этап. Формулирование повестки дня
Медиатор. Итак, скажите, пожалуйста, что же нам нужно обсудить сегодня?
Иван. Надо бы выяснить сперва, хотел ли я ее в глаз-то пинать.
Мария Ивановна. Все равно, старших нельзя обижать!
Медиатор. Судя по тому, что вы говорите, мне кажется, мы можем выделить две проблемы. Послушайте, правильно ли я формулирую нашу повестку дня, или, другими словами, вопросы для обсуждения:
1. Что произошло в купе? Почему каждый сделал то, что сделал?
2. Как можно загладить оставшиеся обиды, переживания и улучшить отношения?
Вы не хотите что-либо изменить, добавить? Достаточно ли обсудить эти пункты? («Переговорщики» согласно закивали головами и тут уже наступил следующий этап медиации...)
Четвертый этап. Выдвижение предложений
Медиатор. Давайте рассмотрим первый вопрос повестки дня.
Иван. Я действительно вел себя неосторожно. Мне нужно было быть внимательнее. Я очень сожалею о случившемся.
Мария Ивановна. Я тоже не подумала, что на верхней полке сидеть неудобно. Парень хотел попрощаться с провожающими, а я на него накинулись. Но он тоже хорош. Сел так бесцеремонно. Мог бы и спросить разрешения, я что ли отказала бы?
Медиатор. Для обсуждения второго вопроса дня я предлагаю выйти из игры и провести мозговой штурм - вместе подумать, как лучше загладить оставшиеся обиды.
Иван. Можно заплатить за страдания. Извиниться и дать обещание, что впредь буду уважать старушек.
Мария Ивановна. Нужно вызвать Ивана в милицию.
Иван. Я бы подарил бабке цветы.
Мария Ивановна. Если бы починил мне забор, то я устроила бы совместный обед.
Иван. Я бы нашел рецепт примочек для глаз.
Мария Ивановна. Такого хорошего помощника можно и усыновить.
Пятый этап. Выбор решения
Медиатор (применив тест на реальность). А сейчас проверим, какое все-таки из этих предложений реально выполнимо вами.
Мария Ивановна. Пусть Иван передо мною извинится, даст рецепт примочек и починит забор, а я не буду обращаться в милицию.
Иван. Я готов извиниться перед Марией Ивановной и пообещать, что впредь буду уважать старушек. А забор починю, конечно.
Медиатор. Вот и хорошо, что переговоры закончились благополучно. Надеюсь, что решения, к которым вы пришли, будут выполнены.
Прочитайте и инсценируйте старинную индийскую сказку. Определите ошибку мудрецов. Помогите слепым мудрецам узнать, как на самом деле выглядит слон. Перепишите конец сказки.
Мудрецы и слон
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его».
«Хорошая идея, - сказали другие, тогда мы узнаем, какой он - слон».
Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.
«Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.
«Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.
«Слон похож на копье», - воскликнул четвертый.
«Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец подергал слоновий хобот. «Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею».
«Нет, на веревку!» - «Змею!» - «Стену!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
III. Итог урока
- Выскажите свое отношение к занятию.
- Насколько оно было актуально и интересно для вас?
- Вспомните две позиции относительно конфликта, которые мы обсуждали в начале урока? Не изменили ли вы своей позиции по окончании занятия?
- Извлекли ли вы для себя полезные уроки? Какие именно?
Домашнее задание
Выучите § 37, выполните задания. Составьте памятку: «Как ты должен вести себя, чтобы избежать конфликта с родителями, друзьями, учителями?»