Игра-тренинг «Конфликты в межличностных отношениях» - ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Игра-тренинг «Конфликты в межличностных отношениях» - ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Цели и задачи: объяснить понятия «активное слушание», «эхо- техника», «резюмирование», «техника организации диалога» и др.; обобщить и закрепить изученный материал по теме; развивать у учащихся умения анализировать конфликтные ситуации, работать в группе, выступать публично; способствовать выработке отношения к восстановительному правосудию, осознанию полезности практических знаний по решению и преодолению конфликтных ситуаций.

Тип урока: обобщающий урок, игра-тренинг.

Ход урока

I. Организационный момент

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. «О, вы, подданные мои, - обратился к ним царь, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» - спросил царь. Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж такие мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось делать, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо - замок открылся! Он был просто не полностью защелкнут.

Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».

- В чем смысл притчи-сказки?

- Как бы вы ее озаглавили?

- Какое отношение она имеет к теме нашего сегодняшнего занятия?

Тема урока: «Игра-тренинг по теме “Конфликт в межличностных отношениях”».


II. Закрепление изученного материала

С помощью специальных упражнений - тренингов, серьезных и не очень, мы попробуем закрепить на практике те знания, которые получили на предыдущих занятиях. Работаем по группам.

Результаты исследований показывают, что более половины старшеклассников приписывают экзаменующему учителю злые намерения: «завалит», «засыплет вопросами», «не даст рассказать», «отомстит за все» и т. д.

Задание для группы 1

Упражнение «Сотрудничество».

Разбейтесь на две подгруппы. Первая подгруппа - «учителя», вторая подгруппа - «ученики».

Группа «учителей» должна предположить, что про них (учителей) на экзамене думают ученики. Эти предположения должны быть зафиксированы на общем листе бумаги.

Группа «учеников» должна предположить, что про них (учеников) на экзамене думают учителя. Эти предположения должны быть зафиксированы на общем листе бумаги.

Следующий этап работы состоит в том, что группы по очереди зачитывают свои предположения, а ученик-ведущий записывает их на доске, разделив, соответственно, на две части: на одной «Мнение учителей о том, что думают о них ученики», на второй «Мнение учеников о том, что думают о них учителя».

Записав все предположения одной стороны (например «учеников»), ведущий обращается к противоположной группе за экспертизой этих предположений.

Действительно ли они, «учителя», думают так про учеников? Они должны оставить на доске верные, по их мнению, утверждения и зачеркнуть неверные. Ведущий, зачеркивая (не стирая) неверные утверждения, кратко комментирует: «Значит, учителя не хотят использовать экзамен, чтобы наставить двоек... Зачеркиваем это... Они хотят, чтобы ответы были качественными, так как это результат их работы. Это группа «учителей» подтвердила - оставляем...» и т. д.

В таком же порядке рассматриваются предположения «учителей».

В конце упражнения следует обратить внимание на наличие значительного количества необоснованных опасений относительно противоположной группы. Обобщения, как правило, начинаются со слова «они» - «Они думают, что мы весь год не занимались и теперь пытаемся выкрутиться...» Отметить необходимость перепроверки, чего же «они» на самом деле опасаются, на что рассчитывают.

Люди, находящиеся в конфликте, часто говорят, чего они хотят или что они собираются сделать. Это называется позиция.

Интересы - это то, что людям действительно необходимо.

Позиции обычно отражают одну из возможностей удовлетворить интересы.


Задание для группы 2

Упражнение «Позиция».

Две сестры лежат на своих кроватях в комнате, в которой они обе живут, и ссорятся из-за того, задернуть или поднять шторы. Одна встает и задергивает шторы, другая встает и открывает их. Их конфликт кажется неразрешимым. Заходит их младший брат и спрашивает, что происходит. Одна сестра говорит, что она пытается читать книгу по своему домашнему заданию, и ей нужен свет из окна. Другая сестра объясняет, что яркий солнечный свет мешает ей, так как она пытается вздремнуть.

Услышав это, младший брат подходит, включает настольную лампу возле кровати той, которой хочется читать, и задергивает штору, чтобы вторая могла спать. Обе девочки довольны.

Перед вами ситуация. Вы должны:

• выяснить, каковы интересы участников конфликта и их основополагающие потребности;

• провести «мозговой штурм» возможных решений «выигрыш - выигрыш»;

• построить на бумаге таблицу по данной ситуации следующим образом, заполнив графы:

Позиция Интерес

Сестра 1. Открытые шторы Нужен свет, чтобы читать

Сестра 2. Закрытые шторы Нужно, чтобы свет не мешал спать

Уровень напряжения в конфликте возрастает и уменьшается в соответствии с тем, как люди общаются друг с другом.


Задание для группы 3

Упражнение-игра «Эскалация конфликта».

Женя и Семен учатся в колледже и живут в одной комнате. Воскресенье, утро, и они впервые сталкиваются друг с другом.

Женя (входя в комнату с криком). Знаешь, что ты сделал? Я не верю, что ты опять это сделал!

Семен. Что ты имеешь в виду? Что я сделал?

Женя. Не представляешь себе?

Семен. Нет. Понятия не имею. Ты всегда обвиняешь меня в том, что я что-то сделал. Почему ты не прекратишь ныть и не скажешь мне, в чем дело.

Женя. Ты оставил квартиру похожей на мусорную свалку, а у меня здесь через час свидание. Теперь мне придется убрать весь этот беспорядок! Сколько раз...

Семен. Эй, ты, потише. Я вчера на самом деле не слишком тщательно убрал в квартире, но я работал десять часов в день, чтобы закончить свою работу. Иногда тебе надо немного уступать. Я не знал, что к тебе кто-то придет. И кроме того, здесь не может быть всегда так, как в доме твоей матери. Мы оба живем здесь, а ты все еще не привык к этому.

Женя. Кто не привык к этому, так это ты. Разве ты не понимаешь, что иногда мне хочется приготовить что-нибудь или пригласить друзей, или что-то еще? Когда люди живут вместе в одной квартире, они должны уважать интересы друг друга. Но твое барахло повсюду. Ты не можешь быть таким ленивым...

Семен. Что, таким же ленивым, как ты?! Когда ты в последний раз пришел вовремя на занятия? Ты единственный, кого я знаю, кто может спать целый день. А теперь я еще и ленивый!

Женя. Эй! Ты же знаешь, что я сейчас работаю по ночам. И прекрати уходить от темы. Проблема в том, что ты живешь как свинья!

Семен. Остановись и подумай, а то эта «свинья» в следующем месяце не даст тебе плату за квартиру!

- Разыграйте диалог, демонстрирующий эскалацию конфликта «Неубранная квартира».

- Считаете ли вы, что конфликт Жени и Семена более или менее разрешен после спора? Почему?

- Нарисуйте на плакате лестницу. Объясните, что рисунок представляет собой уровень напряжения в конфликте Жени и Семена. Уровень напряжения в конфликте поднялся, поэтому ступеньки также пошли наверх. Когда уровень напряжения в конфликте возрастает, это называется эскалацией.

- Что сделали участники сценки, что привело к эскалации конфликта? Что усилило напряжение в их конфликте?

- На другом листе ватмана нарисуйте спускающийся эскалатор и объясните, что успешное общение может снизить эскалацию - уменьшить конфликт.

- Что могли бы сделать Женя и Семен, чтобы эскалатор стал снижаться?

- Выпишите на листе бумаги: «Ошибки при общении», эта часть игры обобщит выводы.


Задание для группы 4

Упражнение «Навыки слушания и ведения беседы».

Активное слушание

Под активным слушанием понимается способ сосредоточенного внимательного слушания, почти без речевых реакций, особенно без таких, которые дают оценку сказанного. Это могут быть простейшие фразы:

• Да?

• Понимаю...

• Это интересно...

• Можно ли поподробнее?

Невербальными средствами могут быть кивок головы, приближение к собеседнику и другие проявления поддержки и желания слушать дальше.

Важны: высота голоса, тембр голоса, поворот тела к говорящему, громкость речи, длительность, частота пауз, скорость говорения, наличие и характер жестов, интонация, внешний вид, наличие повторений и пр.

Активное слушание позволяет решить проблему доверия, ибо доверие возникает тогда, когда собеседник чувствует искренний интерес к нему как к человеку.

Перефразирование (эхо-техника)

Это повторение высказанных партнером мыслей и чувств:

• Если я вас правильно понял, вы говорите, что...

• Так вы сказали, что...

Главная цель перефразирования - уточнение информации. Для этого выбираются наиболее существенные моменты сообщения. При «возврате» реплики не стоит что-либо добавлять «от себя», но в тоже время фраза не должна быть буквальным повторением слов собеседника.

Эта техника применяется тогда, когда речь собеседника нам кажется понятной. Часто «понятность» оказывается иллюзией, и истинного понимания не происходит. Перефразирование снимает эту проблему. Кроме того, эхо-техника обладает благоприятным эмоциональным воздействием, поскольку собеседник видит, что его слушают.

Резюмирование

Воспроизведение ряда высказываний партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулируя самое существенное в них:

• Как я понял, вашими основными проблемами являются...

• Итак, вы хотели бы...

Резюмирование помогает, когда обсуждение затянулось, идет по кругу или зашло в тупик. Резюмированием вы делите рассказ человека на блоки, структурируете их, как бы подводя итоги.

Сообщение о восприятии чувств

Мы сообщаем партнеру, как мы воспринимаем его эмоциональное состояние на данный момент.

• Мне кажется, вас это очень огорчает.

• Вас что-то смущает в моем предложении.

• У вас счастливый вид.

Если собеседник возбужден, взволнован, то стоит применить следующие высказывания:

• Вас что-то беспокоит?

• Вы чем-то встревожены?

Важно не утверждать, что ваш собеседник испытывает чувства, а говорить о своих впечатлениях, предположениях.

При этом важно избегать оценочных суждений: «Плохо, неправильно, что вы чувствуете то-то и то-то» Каждый имеет право на свои чувства и нельзя называть их неправильными. Тем более, когда человек раскрыл их перед вами. У человека такие чувства, какие есть, и нельзя их опровергать.

Нельзя говорить: Можно говорить:

Я понимаю, что вы чувствуете... Мне жаль, что так случилось...

Вам повезло, что вы легко отделались. Я рад, что вы со мной говорите...

Не беспокойтесь. Все будет в порядке... Это не ваша вина.

Разговор о чувствах помогает избежать «расследования» всех тонкостей произошедшего и поиска виноватого. Ведь если человек говорит, что он чувствует боль и обиду, то с этим нечего спорить.

Зато появляется предмет конфликта, с которым можно начинать работу. Раз у жертвы есть некая боль и нарушитель признает ее существование, то теперь он может сделать некие действия, чтобы сгладить или совсем убрать ее.

Переход от клеймящего стыда к восстанавливающему стыду

Надо обсуждать не личность нарушителя, показывая насколько он не прав. А, помогая выразить чувство стыда, показать, что через примирение и разрешение конфликтной ситуации он сможет «очиститься» от содеянного правонарушения. То есть обсуждаем не личность, а конфликт и способы выхода из него.


Задание для группы 5

Упражнение «Навыки организации техники диалога».

Переформулирование негативных высказываний

Негативные и резко эмоционально окрашенные высказывания одной стороны ведущий «ловит» и преподносит их другой в виде прояснения чувств и потребностей стороны.

Переход от разговора с ведущим к диалогу сторон

Может применяться тогда, когда стороны готовы к диалогу.

На практике выполняется фразами типа:

• Спросите не у меня, а у другой стороны.

• Спросите его, согласен ли он с вами.

• Давайте вы сами между собой решите этот вопрос.

Рефреминг (изменение контекстов)

Это высказывание взгляда на событие с других сторон, отличных от той, которую видит человек. Например:

• Меня обокрали!

• Зато теперь вы будете внимательнее, и больше у вас ничего не украдут.

Или

• Это невозможно!

• Давайте лучше сформулируем так: «При каких условиях это могло бы получиться?»


Задание для группы 6

Упражнение «Взгляд на конфликт со стороны» (шуточные сценки, сказки с конфликтами).

Прочитайте текст сказки «Красная шапочка», переписанной на современный лад, но с выраженным конфликтом противоборствующих сторон. Проинсценируйте ее. Займите позиции участников конфликта и с этой позиции проанализируйте:

• Кто виноват в конфликте?

• Кто явился инициатором конфликта?

• На каком этапе его можно было избежать?

Действующие лица: Красная Шапочка, Мама, Плохой Волк, Бабушка.

Красная Шапочка. Привет, ребята, я живу с мамой на краю большого леса.

Мама. Вчера я попросила свою дочку отнести корзинку с пирожками бабушке, которая живет на другом конце леса.

Красная Шапочка. В это время я смотрела по телевизору мое любимое шоу, поэтому сказала, что сделаю это позже. Представляете, что сказала мне мама?

Мама. Когда я хочу, чтобы что-то было сделано, то это надо сделать немедленно, и мне не важно, что другие в это время чем-то заняты!

Красная Шапочка. Итак, я взяла пирожок и отправилась в путь. По дороге я налетела на этого типа по имени Плохой Волк. Собственно, налетела на него не я, а он выпрыгнул на меня.

Плохой Волк. Привет! Ты че так вырядилась? Что, другой шапки не нашлось? Куда одна идешь, может проводить?

Красная Шапочка. С уродами не разговариваю! Думаешь, что ты клевый, а на самом деле - серость лесная. Уйди с дороги и оставь меня в покое! У меня и так настроение испорчено, а тут еще ты подливаешь масла в огонь. Уйди, а то как пну - мало не покажется!

Плохой Волк. Ты что, с коня упала? Ворчишь, как ужаленная! Ладно, иди своей дорогой!

Красная Шапочка. Придя к бабушке, я застала ее в кровати. Подумав, что она выглядит больной или что-то вроде этого, я сказала: «О, бабушка, на твое волосатое лицо страшно смотреть! Твои глаза слезятся, весь нос у тебя мокрый. Ты ужасно выглядишь!»

Плохой Волк. Эта дерзкая девчонка наговорила мне кучу гадостей, а главное, я не мог стерпеть оскорблений в адрес моих зубов! И грозно ей сказал: «Очень ты права, внученька! Мне станет лучше, когда я получу свой десерт!»

Красная Шапочка. Тут я внезапно поняла, что под десертом она имеет в виду меня. Было что-то странное и в том, как она это сказала. Я оказалась права, когда из кровати прямо на меня выпрыгнул Плохой Волк.

Плохой Волк. Что, испугалась? Как наезжать, так смелая! Вот теперь я тебя пну, и очень больно!

Красная Шапочка. Где моя любимая бабушка? Что ты с ней сделал, мерзкий тип?

Плохой Волк. Да ничего особенного. Посмотрел в окно, постучал в дверь. И сказал, что внучка принесла пирожков! Дверь была открыта, я зашел, а бабуля твоя куда-то сбежала.

Красная Шапочка. Так ты напугал до смерти мою любимую бабушку! И еще хотел меня съесть?

Бабушка. Напугал, милая, но не до смерти. Я по сотовому уже лесную охрану вызвала. Скоро будут.

Красная Шапочка. Бабушка, как я рада, что ты жива-здорова!

Плохой Волк. Надо уносить ноги, пока они обнимаются!


III. Итог урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Какие упражнения дались легко, а какие вызвали затруднение?

- Будете ли применять их в повседневной жизни?


Домашнее задание

Напишите сочинение-эссе на тему «С моей точки зрения, конфликт - это...».






Для любых предложений по сайту: [email protected]