Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Сущность человека как проблема философии - ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ
Ключевые понятия
Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность. Это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.
Речь - универсальное средство формирования и выражения мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления.
Субъект - активно действующий человек с его знаниями, опытом и способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя.
Субъектность - связь человека с социальным бытием.
Человеческая субъектность - присущий человеку мир мысли, воли, чувств.
Человек - субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.
Коммуникация - общение.
Антропология - учение о человеке.
Философия жизни - философское течение конца XIX - начала XX в., в частности ее идеи о том, что человек в реальной жизни руководствуется не разумными побуждениями, а инстинктами.
Экзистенциализм - философия существования.
Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.
Система - нечто целое, составленное из частей. Экономическая сфера - отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ.
Социальная сфера - отношения между различными социальными общностями и группами.
Политическая сфера - отношения гражданского общества, политических партий и государства.
Духовная сфера - отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей.
Тестовый контроль
1. Основой человеческого существования является:
а) потребительство;
б) деятельность;
в) любовь;
г) дружба.
2. Верны ли суждения?
А. Человек - такой же объект научных исследований, как и все в мире, и в ближайшем будущем проблема человека, казавшаяся ранее неразрешенной, будет успешно решена.
Б. Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны и А, и Б;
г) оба суждения неверны.
3. Утверждение «Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни», скорее всего, основывается на способности человека:
а) вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;
б) к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т. д.);
в) давать отпор любым враждебным, агрессивным выпадам против него;
г) приспосабливаться к условиям (порой весьма неблагоприятным) окружающей среды.
4. Высший нравственный смысл человеческой деятельности придает:
а) самоотдача;
б) материальная выгода;
в) гордость за совершенное;
г) наслаждение мастерством.
5. Какие существуют две основные оценочные точки зрения на человека?
а) оптимистическая;
б) синтетическая;
в) экономическая;
г) политическая;
д) пессимистическая;
е) художественная.
6. Отметьте, какие понятия входят как составные части в продуктивную человеческую деятельность:
а) неизменность;
б) бессознательные движения;
в) активность;
г) взаимодействие;
д) бесцельность;
е) следование инстинкту;
ж) сознательное изменение;
з) целенаправленность;
и) реализация себя.
7. Человек отличается от любого животного тем, что:
а) производит свою собственную окружающую среду;
б) изменяет окружающий мир;
в) производит себе подобных;
г) способен действовать универсально;
д) действует по своим потребностям;.
е) может действовать не только по потребностям, но и по своей воле и фантазии.
8. Приматы - это:
а) примитивные растения;
б) простейшие живые существа;
в) человекообразные обезьяны;
г) простейшие грибки и споры.
9. Социальная сущность человека:
а) всегда была присуща человеку как виду;
б) неизменна и составляет его отличительное качество;
в) имеет конкретно-исторический характер;
г) является абстрактом, присущим отдельному индивиду;
д) является выражением совокупности всех общественных отношений.
10. Различают три, в общем-то, близких понятия: человек, индивид, личность. Человек представляет собой:
а) свободно-творческое и морально-ответственное существо;
б) лицо, обладающее общими для всех людей качествами и чертами;
в) субъект деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств;
г) неповторимое сочетание особенностей характера и психического склада, отличающее одного индивидуума от другого.
11. Из перечисленных способностей отметьте ту, которая отличает человека от животных:
а) способность к общению;
б) способность к игре;
в) способность к подражанию;
г) способность к сотрудничеству (совместному изготовлению и использованию орудий труда).
Практикум
1. Какое из высказываний кажется вам наиболее приемлемым. Поясните свою точку зрения.
• Меняется все - одежда, язык, манеры, понятия о приличии, порою даже вкусы, но человек всегда зол, неколебим в своих порочных наклонностях и равнодушен к добродетели (Ж. Лабрюйер, писатель).
• Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель (Ф. Ницше, философ).
• В горе, несчастье, тоске единственное пристанище для человека - другой человек, ибо нет таких нравственных ценностей, которые не могла бы вместить его душа, и нет предела доброты, на которую он способен в лучшие свои минуты (С. Булгаков, философ).
2. Широкую известность приобрели исследования Дж. Лавик-Гудолл жизни шимпанзе в естественных условиях. По ее наблюдениям, шимпанзе используют соломинки или палочки для извлечения термитов; этими орудиями они протыкают отверстия в термитниках, заделанные мхом. Разжевывая массу прошлогодних листьев, обезьяны делают своего рода «губки», с помощью которых достают воду из углублений в деревьях. Используя свои знания и учитывая наблюдения Лавик-Гудолл, сформулируйте существенные отличия (желательно не менее трех) трудовой деятельности человека от орудийной деятельности животных.
3. Проанализируйте следующие определения сущности человека:
• человек - это существо политическое (Аристотель);
• человек - животное, способное изготавливать орудия труда (Б. Франклин);
• сущность человека заключается в том, что у него нет никакой сущности (К. Маркс);
• человек - не статический центр мира, а ось и вершина эволюции (Тейяр де Шарден).
4. Как вы понимаете высказывание К. Маркса «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду»?
5. Кто такой человек: субъект (творец) или продукт человеческой деятельности?
6. Как вы объясните следующее высказывание: «Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей» (К. Маркс)!
7. Можно ли отнести следующие характеристики взрослого человека к ребенку?
• Человек есть разумное существо.
• Человек есть продукт труда.
• Человек есть субъект труда.
• Человек есть продукт социальных отношений.
8. Прав ли был Сократ, сказав, что человек никогда не познает окружающий мир, пока не познает самого себя?
9. Если человек есть продукт общественных отношений, а его сознание - отражение бытия, то как объяснить творчество, создание нового?
10. Справедлива ли альтернатива, согласно которой человек есть животное, поскольку является продуктом биологической эволюции, либо он с самого начала отличался от животного?
11. Человек имеет собственную историю, либо история человека - есть часть истории природы?
12. Если биологические факторы имеют большую (решающую) роль в развитии, то человек не отвечает за асоциальные (несовместимые с общественными нормами) формы поведения?
13. Каждому животному свойственен инстинкт агрессии. Можно ли этим объяснить все преступления и войны?
14. Как объяснить расхожую формулу «Ничто человеческое мне не чуждо»?
15. Объясните следующее суждение: «Биологические особенности могут сказываться на поведении (в том числе и преступника) в качестве условия, но не причины действия» (криминология).
16. Что является более значимым: врожденные качества или приобретенные способности?
17. Как вы относитесь к утверждению, что различия между человеком и животным носят не качественный, а всего лишь количественный характер?
18. Как понять высказывание Маркса о том, что строение человека — ключ к объяснению строения обезьяны?
19. Противоположность биологического и социального - это противоположность материального и духовного?
20. Укажите верные определения:
• человек и его поведение определяются только биологическими факторами;
• человек - это социальное существо, для которого биологические факторы не играют роли;
• решающее влияние на поведение человека оказывают прирожденные инстинкты;
• поведение человека определяется его генотипом;
• человек - прежде всего социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы.
21. Какой ответ будет правильным?
• человек и личность - это тождественные понятия;
• человек - это антропологическое понятие, а личность - социальное;
• человек становится личностью, когда овладеет культурой и моралью;
• главным качеством личности является то, что у нее есть способность к познанию;
• личность - это общественно развитый человек.
22. Человек, по мнению многих ученых, произошел от обезьяны. Почему же современные виды обезьян не превращаются в человека?
23. В чем сущность различных концепций о происхождении жизни на Земле?
24. Какое место занимает человек в истории развития природы? Выскажите свое отношение к следующей мысли: «Человек не подарок жизни, а взаймы ей дан» (П. Сир, I в. до н.э., древнеримский поэт).
25. Возникновение жизни и человека на Земле - это случайность или закономерность эволюционного развития?
26. Какие возможности есть у человека и у природы, чтобы ответить на вопрос «Для чего создан человек?»
27. Некоторые мыслители считают человека центром Вселенной. Согласны ли вы с этой оценкой человека? Почему.
28. Закончите фразы. Какую из них вам было продолжать легче и почему?
• Человек силен и могуч, потому что он...
• Человек слаб и немощен, потому что он...
29. В вопросе «Что такое “человек”?» И. Кант выделил три части: «Что я могу знать, что я должен делать, на что я смею надеяться?» Ответы на какие еще вопросы помогут глубже понять сущность человека?
30. Проанализируйте, какие обстоятельства могли привести к появлению суждения «Человека создает судьба» (Л. Фейхтвангер).
31. Можно ли бесспорно согласиться со следующей мыслью: «Человек - политическое животное» (Аристотель)?
32. Что можно возразить немецкому философу: «История есть исключительно процесс очеловечения человечества» (Л. Фейербах)?
33. Является ли полным следующее определение: «Человек - это животное, которое производит орудия» (Б. Франклин).
34. В чем смысл утверждения «Человек - мера всех вещей: существующих, что они существуют; а несуществующих, что они не существуют» (Протагор)?
35. В какой мере можно согласиться (или не согласиться) и почему с высказыванием «Природа людей одинакова, разделяют же их обычаи» (Конфуций)?
Темы для эссе
Человек вне общества - или бог, или зверь (Аристотель).
Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека (А. Пьерон).
Человек есть принципиальная новизна в природе (Н. А. Бердяев).