Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Общество и общественные отношения - ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ
Ключевые понятия
Общество - в широком смысле это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.
Социум - социальность как таковая, неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы.
Природа - совокупность всего сущего, за исключением духовной жизни человека. Естественная среда существования человека.
Социальное - деятельность людей, направляемая их сознанием и волей.
Природное - естественная потребность.
Божественное - предопределенное выше.
Культура - совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на него самого.
Материальная культура - предметы быта, средства связи, приборы и оборудование и т. д.
Духовная культура - знания, язык, ценности, символы, правила, нормы и др.
Культурные универсалии - общие черты и формы культуры различных народов.
Общественные отношения - относительно устойчивые, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей.
Тестовый контроль
1. Общество - это:
а) территория, на которой живут люди;
б) все население Земли;
в) определенный этап исторического развития;
г) группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности и поддержки друг друга.
2. Какое толкование термина «общество» неверно?
а) система;
б) географическая среда;
в) взаимодействие различных социальных сфер, совокупность социальных отношений;
г) часть мира, неразрывно связанная и взаимодействующая с природой.
3. Обществом в широком смысле слова называется:
а) весь окружающий мир;
б) человечество в его прошлом, настоящем и будущем;
в) группы людей, объединенных историческим прошлым;
г) взаимодействия людей в повседневной жизни.
4. Среди перечисленного названием одной из основных сфер жизни общества является:
а) производительные силы общества;
б) духовная культура общества;
в) общественные отношения;
г) денежные отношения.
5. В росте образовательного уровня населения страны отражается развитие:
а) экономической сферы общества;
б) социальной сферы;
в) политико-правовой сферы;
г) духовно-нравственной сферы.
6. Взаимосвязь природы и общества характеризуется:
а) подчинением природы обществу;
б) взаимной независимостью природы и общества;
в) взаимным влиянием природы и общества;
г) полным подчинением общества природе.
7. К элементам общества как системы не относятся:
а) университет;
б) нация;
в) плодородная земля;
г) церковь.
8. Отношения между обществом и природой характеризуются:
а) исключительно благотворным влиянием человека на природу;
б) господством человека над природой;
в) полной зависимостью общества от природы;
г) загрязнением среды обитания человека в результате его деятельности.
9.Общество:
а) обособлено от природы, но тесно с ней связано;
б) включает в себя природу в качестве подсистемы;
в) и природа не связаны друг с другом;
г) и природа существуют по одним и тем же законам;
д) является результатом развития природы.
10. Отметьте неправильные суждения:
а) жить в обществе и быть свободным от общества нельзя;
б) человек находится в состоянии постоянного изменения своей социальной сущности;
в) жизнь общества слабо подвержена изменениям;
г) человек живет своей жизнью, а общество - своей; жизненные линии человека и общества не пересекаются;
д) каждое новое поколение включается в систему уже сложившихся общественных отношений.
11. Примером общественных отношений можно считать связи между:
а) географической средой и образом жизни людей;
б) природой и обществом;
в) членами семьи;
г) людьми внутри класса, социальной группы;
д) человеком и орудиями труда.
12. Природа - это:
а) весь окружающий нас мир во всей бесконечности его форм и проявлений;
б) все пространство вокруг человека;
в) то, что появилось благодаря труду.
13. Какое высказывание больше соответствует современным взаимоотношениям человека и природы:
а) природу легче всего подчинить, повинуясь ей;
б) мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача.
14. Общность лиц, объединенных потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:
а) конгломератом;
б) обществом;
в) системой;
г) очередью.
15. Верны ли следующие суждения?
А. Естественная окружающая человека среда отступает перед искусственной средой, но в конечном счете нужна человеку больше последней.
Б. Современному человеку искусственная окружающая среда может заменить среду естественную.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны и А, и Б;
г) оба суждения неверны.
16. Верны ли следующие суждения?
А. Исторически общество первично, а государство - вторично.
Б. Государство порождает общество.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны и А, и Б;
г) оба суждения неверны.
17. Социальная сфера жизни общества самым непосредственным образом зависит от уровня:
а) экономического развития страны;
б) развития органов власти;
в) развития национальных отношений;
г) развития международных отношений.
18. Взаимодействие социальных групп, слоев, классов, стран, наций, религиозных сообществ осуществляется:
а) в экономической сфере;
б) в политической сфере;
в) в духовной сфере;
г) в социальной сфере.
19. Вопросы власти, государства рассматриваются:
а) в экономической сфере;
б) в политической сфере;
в) в духовной сфере;
г) в социальной сфере.
Практикум
1. Вставьте слова вместо пропусков:
• ________________ среда - это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его существование.
• ________________ то, что окружает человека и создано им самим: города, предприятия, дороги, транспорт, предметы искусства, выведенные человеком растения и животные и т. д., а также общество, общественные отношения.
• Экономическая, социальная, политическая, духовная ________________ являются частью общественной жизни.
2. Установите соответствие основных сфер жизни общества и их кратких характеристик:
Сфера жизни общества |
Характеристика |
1. Политическая |
А. Взаимодействие социальных групп, слоев, классов, наций |
2. Экономическая |
Б. Отношения в сфере власти, вопросы государства, права и т. д. |
3. Социальная |
В. Различные формы и уровни общественного сознания |
4. Духовная |
Г. Производство материальных благ, их обмен и распределение |
3. Установите соответствие основных сфер жизни общества и характерных для них явлений:
Сфера жизни общества |
Характеристика |
1. Политическая |
А. Повышение налогов на бензин |
2. Экономическая |
Б. Выражение недоверия правительству |
3. Социальная |
В. Премьера оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» |
4. Духовная |
Г. Повышение пенсий по старости на 200 руб. |
4. Распределите перечисленные ниже общественные отношения по трем видам (социально-культурные, политические, производственные):
• создание политической партии;
• участие в церковном хоре;
• предложение проекта новой телепередачи;
• проведение собрания акционерного общества;
• лоббирование законопроекта о снижении налога на недвижимость;
• отмена собрания профсоюза коммунальных работников;
• усыновление ребенка из детского дома;
• передача здания, охраняемого как памятник культуры, в частное владение;
• учреждение творческого союза художников-аниматоров;
• отмена регистрации партии «Народное единство»;
• продажа контрольного пакета акций ЗАО «Исток»;
• пополнение фонда муниципальной библиотеки.
5. Одни говорят: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «портить природу». Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано».
Другие с ними спорят: «Природа самоценна, ей нет замены. Если мы не будем беречь природу, то вскоре человечество задохнется от отсутствия кислорода и увеличения вредных веществ в окружающей среде. Пусть страдает производство, но мы должны мешать нерадивым хозяйственникам уничтожать природу. Борясь за выживание природы, мы должны всячески мешать развертывать вредные производства, даже если люди недополучат необходимых товаров».
Какая из этих точек зрения кажется вам справедливее? Обоснуйте свой ответ.
6. «От природы люди вовсе не враги друг другу» (Ж.Ж. Руссо). Почему же так много вражды в человеческих отношениях?
7. Чем объяснить многозначность понятия «общество»? В чем смысл утверждения «Общество - продукт взаимодействия людей»?
8. Э. Дюркейм настаивал на том, что общество представляет собой независимую от индивидов, внеиндивидуальную и надиндивидуальную реальность, которая включена в универсальный природный порядок. В чем можно согласиться (или не согласиться) с автором данной позиции?
9. Что можно возразить Аристотелю, который определил общество как совокупность индивидов, объединенных для удовлетворения социальных инстинктов?
10. Как связаны между собой понятия «общество», «общественные отношения», общественная жизнь»? Выразите отношение к утверждению: «Человек создан, чтобы жить в обществе» (Д. Дидро).
11. Чем объяснить многообразие общественных отношений?
12. «Забота каждого только о себе позволяет достичь наибольшего счастья наибольшего числа людей». Насколько правомерно это высказывание?
13. В.Ф. Одоевский писал: «Как скоро человек хочет подражать природе, - он всегда ниже ее...» Согласны ли вы с мнением писателя? Поясните свою мысль.
Анализ текста
Б. Г. Ананьев «Человек как предмет познания»
На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни формирующегося человека, способы деятельности - игровой, спортивной, учебной, - трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и т. д. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определенные моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев - катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы) <...>
Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально-типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество - факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.
Вопросы и задания к тексту
- Назовите любые четыре фактора органического развития человека, выделенные автором.
- Как выделенные факторы развития, по мнению автора, могут влиять на человека? Укажите три возможные их роли.
- Автор различает возрастную и индивидуальную изменчивость растущего человека. Найдите в тексте три авторских примера Индивидуальной изменчивости.
Темы для эссе
Наши взгляды, как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим (А. Пон).
Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было избежать (Б. Рассел).
Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми (А. М. Яковлев).
Человек - это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее (Ж. П. Сартр).
Общество не обязательно соответствует политическим границам (С. Тернер).
Человек станет прежде всего тем, чем он запрограммирован быть (Ж. П. Сартр).
Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково (И. Робертсон).