Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Проблема общественного прогресса - ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ
Ключевые понятия
Прогресс - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенном.
Регресс - движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
Критерии - обстоятельства, которые обуславливают существование и развитие какого-либо явления.
Гуманизм - человечность, признание человека высшей ценностью.
Тестовый контроль
1. Под прогрессом понимается:
а) упадок культуры;
б) движение вперед;
в) циклическое развитие;
г) состояние стабильности.
2. «Золотым веком» называл древнейшее общество:
а) Платон;
б) Аристотель;
в) Лукреций Кар;
г) Гесиод.
3. Французские просветители к критериям прогресса относили:
а) развитие разума и нравственности;
б) усложнение юридических институтов;
в) развитие производительных сил;
г) покорение природы.
4. Революция - это:
а) быстрые, качественные изменения в жизни общества;
б) медленное, постепенное развитие;
в) состояние застоя;
г) возвращение в исходное состояние.
5. Верно ли суждение?
А. Прогрессивное развитие общества - это всегда необратимое движение вперед.
Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно А и Б;
г) оба неверны.
6. К. Поппер считал, что:
А. Исторический процесс прогрессивен.
Б. Прогресс возможен только для отдельного человека.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) оба неверны;
г) верно А и Б.
7. Критерием развития общества не является:
а) уровень развития науки;
б) степень удовлетворения личностью своих потребностей;
в) религиозные предпочтения общества;
г) состояние экономики.
8. Мыслитель, назвавший развитие нравственности главным критерием прогресса:
а) Ф. Шеллинг;
б) Г. Гегель;
в) А. Сен-Симон;
г) Ш. Фурье.
9. Реформа - это преобразование:
а) изменяющее политическое устройство общества;
б) ликвидирующее старые социальные структуры;
в) изменяющее какую-либо сторону общественной жизни;
г) приводящее к регрессу общества.
10. Необходимым условием самореализации человека выступает:
а) свобода;
б) техника;
в) мораль;
г) культура.
11. Полное изменение всех сторон общественной жизни, включая основы существующего строя - это:
а) реформа;
б) инновация;
в) революция;
г) прогресс.
12. Одним из первых обосновал идею общественного прогресса:
а) древнегреческий поэт Гесиод;
б) французский философ А. Тюрго;
в) немецкий философ Г. Гегель;
г) основатель марксизма К. Маркс.
13. Закончите определение: «Общественный прогресс - это...»:
а) уровень (ступень) развития общества, его культура;
б) состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития;
в) направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким;
г) развитие и переход общества от высшего к низшему.
14. Сен-Симон считал, что высшим достижением общественного прогресса было общество:
а) всеобщей гармонии;
б) феодально-сословное;
в) промышленно-индустриальное;
г) социэтарное.
15. Мысль о том, что общество развивается по пути регресса, отстаивали:
а) древнегреческий философ Платон;
б) древнегреческий философ Аристотель;
в) древнегреческий поэт Гесиод;
г) французский просветитель Ж. А. Кондорсе.
16. Высшим критерием общественного прогресса, по К. Марксу, является:
а) развитие производительных сил;
б) моральное, духовно-нравственное состояние общества;
в) степень возрастания человеческой свободы;
г) развитие человеческого разума.
17. Что из перечисленного можно отнести к причинам общественных изменений:
а) внешние факторы, влияние природной среды;
б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества;
в) стремление людей к новому, более совершенному;
г) все, перечисленное выше.
18. Что является высшим критерием общественного прогресса?
а) интересы развития производительных сил;
б) моральное, духовное состояние общества;
в) человек, качество его жизни (прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма);
г) все, перечисленное выше.
19. Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как:
а) циклический круговорот;
б) движение вперед;
в) движение по спирали;
г) развитие от сложного к простому.
20. Критерием общественного прогресса можно считать:
а) развитие разума;
б) развитие производства, науки и техники;
в) развитие нравственности;
г) все перечисленное выше.
21. Верны ли следующие суждения?
А. Развитие науки и техники - есть универсальный критерий общественного прогресса.
Б. Развитие гуманизма - есть универсальный критерий общественного прогресса.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно А и Б;
г) оба суждения неверны.
22. Верны ли следующие суждения?
А. Для прогресса характерен переход от высшего к низшему. Б. Для прогресса характерны процессы деградации, возврат к низшим формам и структурам,
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно А и Б;
г) оба суждения неверны.
Практикум
1. По мнению Н.Г. Чернышевского, прогресс человеческой жизни объясняется «превосходством ума». В ходе развития под влиянием благоприятных условий жизни происходит улучшение организации головного мозга и возрастают умственные способности человека, которые являются, в свою очередь, причиной нравственного и материального прогресса. Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах. Стало быть, основная сила прогресса - наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний. Как по-вашему, прав или не прав русский мыслитель, если оценивать его мысли с позиции сегодняшней социальной науки?
2. Сравните критерии прогресса, предлагавшиеся различными мыслителями. Противоречат ли они друг другу? Свое мнение аргументируйте.
3. Сравните два высказывания J1.H. Толстого. Нет ли между ними противоречия? Объясните свою точку зрения.
• Этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем.
• Закон прогресса, или совершенствования, написан в душе каждого человека и только вследствие заблуждения переносится в историю. Оставаясь личным, этот закон плодотворен и доступен каждому; перенесенный в историю, он делается праздною, пустою болтовней, ведущей к оправданию каждой бессмыслицы и фатализма.
4. Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 60-70-х гг. XIX в. в России. Можно ли их назвать прогрессивными? А контрреформы 80-х гг.? Аргументируйте свою позицию.
5. Подумайте над вопросами, поставленными в одной из философских книг: является ли прогрессом замена стрелы огнестрельным оружием, кремневого ружья - автоматом? Можно ли считать прогрессом замену при пытках раскаленных щипцов электрическим током? Свой ответ обоснуйте.
6. Подумайте: прогрессивна ли деятельность Петра I? Наполеона Бонапарта? П.А. Столыпина? Свою оценку аргументируйте.
7. К какой из представленных в параграфе точек зрения на прогресс относится позиция флорентийского историка Ф. Гвиччардини (1483-1540): «Дела прошлого освещают будущее, ибо мир был всегда один и тот же: все, что есть и будет, уже было в другое время, а бывшее возвращается, только под другими названиями и в другой окраске; но узнает его не всякий, а лишь мудрый, который тщательно его наблюдает и обдумывает».
8. Философ XX в. М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?
Анализ текста
К. Поппер «Открытое общество и его враги»
Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать - значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для «истории» это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей.
Вопросы и задания к тексту
- Признает К. Поппер прогресс или не признает?
- Если не признает, то чем аргументирует непризнание идеи прогресса?
- Если признает, то как понимает его?
Л. П. Карсавин «Философия истории»
Анализ всякого исторического построения легко вскрывает лежащую в его основе схему прогресса и регресса. Без труда обнаруживается также и оценочный характер схемы, и условность оценки. Для историка революции, сосредоточившего внимание на ее политической стороне, апогей ее не совпадает с тем моментом, который является апогеем для историка ее социальной и культурной стороны. Историк, высоко оценивающий развитие индивидуума и ставящий ниже индивидуума государственное и национальное бытие, естественно признает эпоху Ренессанса прогрессом по сравнению с ХН—XIII вв. Но историк, ценящий национально-государственное бытие Италии, видит в разъединяющем ее индивидуализме Ренессанса не прогресс, а регресс. Равным образом, если я считаю индивидуализм Возрождения злым и греховным отрывом человека от Божества, я признаю эту эпоху не началом возрождения, а началом вырождения человечества.
Вопросы и задания к тексту
- Почему автор считает возможными различные оценки смысла и значения исторических событий и явлений?