Свобода в деятельности человека - ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Свобода в деятельности человека - ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

Тестовый контроль

1. Свобода - это:

а) деятельность человека, выстраиваемая в соответствии с той необходимостью, которая содержится в объективных условиях его существования;

б) ничем не стесняемый личный выбор человека;

в) способность и возможность человека делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и целями;

г) такое поведение индивида, которое определяется его внутренними побуждениями и устремлениями.

2. Фатализм - это позиция, в соответствии с которой:

а) свобода есть осознанная необходимость;

б) каждый человеческий поступок представляет собой неотвратимую реализацию изначального предопределения;

в) свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими людьми; свободы каждого члена общества ограничены.

3. Волюнтаризм представляет собой:

а) ничем не ограниченную свободу воли индивида;

б) способность и возможность делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и целями;

в) формирование целей деятельности в соответствии со своим собственным желанием;

г) постоянное расширение свободы человека.


Практикум

1. Внимательно прочитайте предложенные определения термина «свобода». Какое из них вам представляется наиболее правильным? Почему?

• Свобода - это отсутствие всяких преград и помех.

• Свобода - это осознанное следование необходимости.

• Свобода - это ограничение индивида от чего-то нежелательного, например, свобода от произвола властей, от безработицы, нищеты и т. д.

• Свобода - это действие в соответствии с осознанной необходимостью.

• Свобода - это наличие альтернатив, возможность выбора, плюрализм мнений, партий и т. д.

• Свобода — это избавление жизни от ограничения и принуждения.

2. Ш. Монтескье говорил: «Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово «свобода». Одни называют свободой легкую возможность низлагать того, кого они считают тиранической властью; другие - право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи - право носить оружие и совершать насилие; четвертые видят ее в привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться своим собственным законам. Некий народ долгое время проклинал свободу за обычай носить длинную бороду. Иные соединяют это название с известной формой правления... Наконец, каждый именовал свободой то правление, которое наиболее отвечало его обычаям или склонностям». Почему так многомерно определение понятия «свободы»?

3. В романе «Плаха» Ч. Айтматов приводит притчу «Шестеро и седьмой». В ней речь идет об одном из эпизодов гражданской войны. Чекист Сандро проникает в отряд контрреволюционеров во главе с удалым Гурамом Джохадзе, чтобы выполнить приказ: уничтожить отряд и его главаря. Чекисту удается завоевать полное доверие членов отряда: он делит с ними, уже обреченными и бегущими за границу, хлеб и соль, поет песни у костра, в которых люди прощаются с родиной, а затем, улучив момент, укладывает из маузера главаря и всех остальных. Приказ исполнен. Что же делает дальше бесстрашный чекист? «Сандро еще раз молча обошел шестерых, сраженных наповал, и, отойдя чуть в сторону, приставил дуло маузера к виску. Еще раз выстрел прозвучал в горах коротким эхом. Теперь он был седьмым, отпевшим свои песни...» Поразмышляйте над тем, как с учетом категорий «необходимость», «свобода», «выбор», «долг» можно трактовать эту притчу и особенно ее финал.

4. В каком смысле употребляется понятие «свобода» в следующих стихотворных фрагментах?

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

А. С. Пушкин


Протек для русского народа

Тьмы и тиранства долгий век.

Я жить хочу, хочу свободы!

Я равен вам, я - человек.

Н. А. Добролюбов

5. Как вы понимаете слова Ф. М. Достоевского: «Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться»? Означает ли это, что человеку легче следовать чьей-то воле, чем делать свободный выбор и отвечать за свои действия? Чем тогда объяснить неистребимое стремление человека к свободе, многовековую борьбу с угнетением и произволом?

6. Ниже приведены фрагменты из двух документов. Сопоставьте их, укажите сходство и различия.


Из французской Декларации прав человека и гражданина (1789)

...Люди рождаются и пребывают свободными и равными в правах: социальные различия могут быть основаны только на общей пользе.

...Целью всякой политической ассоциации является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека; этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению...

...Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другим; поэтому пользование естественными правами каждого человека не имеет иных границ, кроме тех, которые обеспечивают иных членов общества этими же самыми правами. Эти границы могут быть определены только законом.


Из Всеобщей Декларации прав человека (1948)

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. <... >

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 29 (п. 2)

При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

7. Немецкий философ Шеллинг писал: «Свобода не должна быть милостью или благом, которым можно пользоваться как запретным плодом. Свобода должна быть гарантирована порядком столь же явным и неизменным, как законы природы». Какой, по-вашему, порядок имел в виду Шеллинг?

8. Верно ли суждение «Народ, который не готов умереть за свою свободу, утрачивает ее»? Аргументируйте свой ответ.

9. Согласны ли вы с мнением американского политика Ю. Дебса «Я предпочитаю быть свободным душою в тюрьме, чем льстецом и трусом на свободе»? Аргументируйте свой ответ.

10. Выскажите свое мнение о приведенных ниже определениях свободы:

• Свобода - это независимость от законов (Цицерон).

• Свобода - это воля к личной ответственности (Ф. Ницше).

• Свобода - это право не лгать (А. Камю).

• Свобода начинается с иронии (В. Гюго).

• Свобода требует ответственности, вот почему так много людей ее боятся (Б. Шоу).

• Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко (Н. А. Бердяев).

• Свобода - великий призыв, звуки которого несутся по всему миру (А. Грюн).

• Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности (И. Кант).

Есть ли здесь противоречивые высказывания? Со всеми ли приведенными определениями свободы вы согласны? Какое из высказанных мнений представляется вам наиболее удачным? Почему?

11. Некоторые считают, что Наполеон Бонапарт был абсолютно свободным человеком и ни от кого не зависел. Согласны ли вы с этим мнением и почему? Можно ли считать абсолютно свободным героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо», который долгое время жил в одиночестве на необитаемом острове?

12. Обсудите следующие высказывания:

• Свобода есть для общественного организма то же, что здоровье для индивидуума. Если человек теряет свое здоровье, ничто на свете ему не в радость; если общество теряет свободу, то оно томится и уже не знает счастья (Г. Блингброк).

• Только тот свободен, в ком живо сознание своего человеческого достоинства, кто носит в себе истинное благородство, никогда не теряет своего достоинства и строг к себе перед другими и перед самим собой. Только тот свободен, кто сам, своей головой, творит свои мысли, никогда не повторяет того, чего он не понимает и в чем он не уверен; кто знает законы, начертанные Богом в его душе, и без боязни стремится исполнять их (Б. Ауэрбах).

Выделите основные мысли каждого автора. С какими из них вы полностью согласны? Почему? Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие их взгляды.

13. Охарактеризуйте, с привлечением известных вам примеров, социальные группы людей, покажите, каким образом они влияют на ход исторического процесса. Почему и для чего возникли политические партии, какова их роль в демократическом обществе? Нужна ли многопартийность?


Анализ текста

Н. А. Бердяев «Смысл творчества. Опыт оправдания человека»

Человек сознает свое величие, и мощь, и свое ничтожество, и слабость, свою царственную свободу и свою рабскую зависимость, сознает себя образом и подобием Божьим и каплей в море природной необходимости. Почти с равным правом можно говорить о божественном происхождении человека и о его происхождении от низших форм органической жизни природы. Почти с равной силой аргументации защищают философы первородную свободу человека и совершенный детерминизм, вводящий человека в роковую цепь природной необходимости <...> Странное существо - двоящееся и двусмысленное, имеющее облик царственный и облик рабий, существо свободное и закованное, сильное и слабое, соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным.

Вопросы и задания к тексту

- Разделяете ли вы вывод Бердяева о противоречивости природы человека?

- В чем, на ваш взгляд, проявляется «царственная свобода» человека?

- Что свидетельствует о его «рабской зависимости»?

- Был ли человек в своем изначальном существовании на ранних этапах развития свободен или полностью находился во власти необходимости? Какие силы олицетворяли тогда для человека суровую и непреложную необходимость?


Э. Кассирер «Техника современных политических мифов»

Как только мы начинаем размышлять о свободе воли, перед нами возникает непроходимый лабиринт метафизических вопросов и парадоксов. Мы знаем, что политическая свобода - это один из наиболее употребляемых и профанируемых лозунгов. Все политические партии утверждают, что они-то как раз и есть самые верные представители и защитники «свободы». Но они всегда определяют этот термин так, как им угодно, и используют его в своих интересах. Свобода как этическая категория значительно более простая вещь. Она свободна от той многомысленности, которая присуща политическому и философскому термину.

Не ответственность мотива, но характер мотивации отличает свободное действие. В этическом смысле человек свободен, если эта мотивация основана на его собственном суждении о том, что является его моральным долгом. <...> Это значит, что законы, которым мы подчиняемся в своих действиях, не приходят извне, но субъект сам устанавливает их для себя.

Излагая свою теорию, Кант предупреждал возможность фундаментального непонимания: этическая свобода, говорил он, это не факт, а постулат, это не дар, которым обладает человеческая натура, а, скорее, труднейшая из задач, которые может поставить перед собой человек. Выполнение требований этической свободы становится особенно трудным во времена острых социальных кризисов, когда кажется неминуемым разрушение всех основ общественной жизни, когда индивидуум ощущает глубокое неверие в собственные силы.

Свобода не есть естественная принадлежность человека: чтобы ей владеть, нужно ее создать. Если просто следовать своим природным инстинктам, мы никогда не почувствуем необходимости свободы - мы скорее выберем рабство. Очевидно ведь, что гораздо легче положиться на других, чем самому думать, судить, решать за себя. Это и является причиной того, что и в личной, и в политической жизни к свободе относятся скорее как к бремени, чем как к привилегии. В трудных условиях человек стремится сбросить с себя это бремя. И здесь вступают в действие тоталитарное государство и политические мифы. Новые политические партии обещают, по крайней мере, избавление от дилеммы «свобода или несвобода». Они подавляют и уничтожают сам смысл свободы, но зато освобождают человека от всякой личной ответственности.

Вопросы и задания к тексту

- О каких смыслах понятия «свобода» рассуждает автор в этом отрывке?

- Как он относится к использованию лозунга политической свободы различными политическими партиями? Чем вызвано такое отношение?

- В чем смысл свободы как нравственно-этической категории?

- Какое утверждение точнее отражает авторскую трактовку сущности свободы?

• человек рождается свободным;

• человек становится свободным.

- Почему выполнение требований свободы становится особенно трудным в кризисные периоды общественного развития?

- Согласны ли вы с тезисом о том, что, следуя своим природным инстинктам, человек, скорее, предпочтет рабство свободе? Свой вывод обоснуйте.

- Как вы понимаете положение: тоталитарное государство уничтожает сам смысл свободы, освобождая при этом человека от личной ответственности?

- Как, по-вашему, связаны понятия «свобода» и «ответственность»? Можно ли нести ответственность в условиях «несвободы»? Бывает ли «безответственная» свобода?


А. Камю «Миф о Сизифе»

Меня не интересует, свободен ли человек вообще, я могу ощутить лишь свою собственную свободу. У меня нет общих представлений о свободе, но есть лишь несколько отчетливых идей. Проблема «свободы вообще» не имеет смысла, ибо так или иначе связана с проблемой Бога. Чтобы знать, свободен ли человек, достаточно знать, есть ли у него господин. Эту проблему делает абсурдной то, что одно и то же понятие и ставит проблему свободы, и одновременно лишает ее всякого смысла, так как в присутствии Бога это уже не столько проблема свободы, сколько проблема зла. Альтернатива известна: либо мы несвободны и ответ за зло лежит на всемогущем Боге, либо мы свободны и ответственны, а Бог не всемогущ.

Вопросы и задания к тексту

- Что Камю считает основным критерием в определении свободы человека?

- Как вы понимаете сформулированную автором альтернативу?

- Возможны ли иные взгляды на соотношение всемогущества Бога и свободной воли человека или это действительно взаимоисключающие явления?






Для любых предложений по сайту: [email protected]